11 февраля 2022, 13:15,
обновлено 11 февраля 2022, 15:08
Кризис на Украине

Козак: реализация минских соглашений спустя семь лет с их подписания никак не продвинулась

Замруководителя администрации президента отметил, что Киев во время встречи советников "нормандской четверки" заявил, что готов вести переговоры с ДНР и ЛНР только через ОБСЕ

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Ситуация с урегулированием конфликта в Донбассе находится на "нулевой отметке" спустя уже семь лет с подписания минских соглашений. Об этом в пятницу заявил журналистам заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак.

Он обратил внимание на то, что Украина уклоняется от выполнения своих обязательств в рамках договоренностей, в частности заявляет о неготовности выполнить пункт документа, согласно которому Луганску и Донецку должен быть предоставлен особый статус. Замглавы администрации президента РФ напомнил о том, что в 2020 году, после того как в рамках "нормандской" встречи российская сторона спросила украинскую о готовности выполнять пункт соглашения об изменении конституции страны, поднялась "недельная истерика" о том, что Россия вмешивается во внутренние дела Украины.

"Абсолютно абсурдная ситуация, она показывает, что все практически восемь лет с момента возникновения конфликта, и семь с момента подписания минских соглашений - это был полный блеф. Мы находимся на нулевой отметке, на которой часы остановились 9 марта 2015 года", - сказал Козак.

Замглавы администрации президента РФ подчеркнул, что трое из четырех участников "нормандского формата" (Россия, Германия, Украина, Франция) не готовы выполнять минские соглашения. Вплоть до того, что украинская сторона отказалась цитировать их положения. "Это фактически отказ от выполнения минских соглашений. <...> Даже упоминания самих положений. Мы предлагали их процитировать, рекомендовать рабочей группе приступить к консультациям, переговорам по этим ключевым вопросам, связанным с политическими условиями завершения конфликта. Коллеги нам сказали, что это невозможно, они не могут упоминать в своих документах необходимость проведения консультаций, и обсуждений, и согласований в рамках контактной группы (по урегулированию ситуации в Донбассе - прим. ТАСС) с представителями отдельных районов [Донецкой и Луганской областей]. "Отдельные районы" вообще упоминать невозможно - сказали наши коллеги - и недопустимо", - рассказал Козак.

По его словам, Украина, пытаясь ускользнуть от своих обязательств, манипулирует Германией и Францией при работе в "нормандском формате", а они поддаются и поддерживают ее абсурдные предложения. Несмотря на то, что переговоры политсоветников лидеров "нормандского формата" в Берлине закончились безрезультатно, появилась "полная ясность относительно того, чего стоят все заявления различных политиков и партнеров", резюмировал Козак.

Переговоры с ДНР и ЛНР

По словам Козака, Киев во время встречи советников "нормандской четверки" заявил, что готов вести переговоры с ДНР и ЛНР только через ОБСЕ.

Отвечая на вопрос, как Украина интерпретирует пункт минских соглашений о прямом диалоге с Донецком и Луганском, Козак сообщил: "Украинская сторона сказала, что это невозможно, что они считают, что нужно наполнить слово "консультации" и "обсуждение" другим содержанием, что этот разговор возможен только через посредников, что чуть ли не действующий председатель ОБСЕ должен быть посредником между Киевом и Донбассом. А по возникающим разногласиям решения должны приниматься в нормандском формате, что тоже невозможно и не предусмотрено никакими документами и соглашениями".

Он отметил, что в "нормандском формате" помимо Украины участвуют Россия, Германия, Франция, и они не могут диктовать украинским властям, какие поправки вносить в конституцию. "Это может быть только результатом договоренностей между гражданами Украины, которые проживают по одну сторону линии соприкосновения и по другую. Из этого исходят минские соглашения", - указал замглавы администрации президента РФ.

"Украинские коллеги предлагают перенести окончательно все решения по этим вопросам в "нормандский формат" с тем, чтобы в нем им выдали рецепт, каким образом урегулировать конфликт в Донбассе в виде поправок в конституцию, действующее законодательство о предоставлении особого статуса Донецку и Луганску, что алогично и недопустимо. Возможно, это такая уловка, когда будут рекомендации нормандского формата [по отношению к изменению] законодательства Украины. После этого будет попытка еще раз разрушить переговоры, сказать, что не имеют права иностранные государства диктовать Украине, какие поправки принимать, какой статус придавать территориям [отдельных районов Донецкой и Луганской областей]", - заявил он.

Он отметил, что международные посредники не могут согласовывать украинские законы, это прерогатива сторон конфликта. 

"Нормандский формат", иностранные государства - Россия, Германия, Франция - не могут диктовать украинским законодателям и исполнительной власти, какие поправки принимать, - сказал Козак. - Это может быть только продуктом, результатом договоренности между гражданами Украины, которые проживают по одну сторону линии соприкосновения и по другую сторону. Из этой логики исходят минские соглашения".

Козак добавил, что Украина манипулирует Германией и Францией в "нормандском формате", а они с удовольствием поддаются на манипуляции.

По словам Козака, трое из четырех участников "нормандского формата" не готовы выполнять минские соглашения. "Оказалось, что "нормандский формат", во всяком случае трое из четырех участников в нормандском формате, не готовы выполнять минские соглашения", - сказал он

Минские соглашения

В основе мирного урегулирования конфликта в Донбассе лежат Минские соглашения, которые предполагают не только прекращение огня, отвод вооружений, амнистию, возобновление экономических связей, но и проведение на основе диалога с представителями Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Минские соглашения были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН. Однако переговорный процесс фактически зашел в тупик из-за отказа Киева выполнять "политические пункты" договоренностей. В частности, Киев отказывается от прямого диалога с ДНР и ЛНР, выступает против закрепления в конституции особого статуса региона, а также требует передать под контроль Киева участок границы с Россией в Донбассе до выполнения политической части соглашений. Следуя же девятому пункту комплекса мер по воплощению в жизнь минских соглашений, восстановление полного контроля над государственной границей должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться только после всеобъемлющего политического урегулирования.