ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Истинная цель санкционных мер со стороны Запада - переделать Россию, изменить ее позицию по ключевым, принципиальнейшим вопросам и заставить принять позицию Запада. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу НТВ.
"Наши партнеры, которые фактически ввели санкции, не скрывают, что цель этих мер - не Украина, - отметил глава МИД РФ. - По сути, в их заявлениях и поступках постоянно сквозит истинная цель рестрикций - переделать Россию, изменить ее позицию по ключевым, принципиальнейшим для нас вопросам и заставить принять позицию Запада. Это прошлый век, прошлая эпоха, колониальное инерционное мышление".
Тем не менее Лавров выразил уверенность, что сейчас западные страны осознали "пагубность нынешнего курса, направленного на то, чтобы наказывать Россию". "Нет никакого результата, потому что они хотят изменить нашу позицию, - сказал он. - Но в какую сторону? Нам говорят - "если вы поможете урегулировать кризис на Украине, мы отменим санкции; давайте мы вам выставим критерий: сделайте один шаг, обеспечьте, чтобы ополченцы пустили наблюдателей на границу с Россией". Мы отвечаем очень просто - никакие критерии и условия такого рода выполнять и согласовывать не будем".
"Россия больше, чем кто-либо другой, делает для того, чтобы кризис на Украине был урегулирован, - подчеркнул Лавров. - Мы стояли у истоков апрельской инициативы в Женеве, последующих берлинских инициатив. Минские договоренности, как это записано в протоколе от 5 сентября, являются результатом инициатив президентов России Владимира Путина и Украины Петра Порошенко". По словам министра, сейчас Москва, используя все связи, добивается добросовестного выполнения этих договоренностей, в то время как западные коллеги "не очень-то используют свое влияние на киевские власти, чтобы убедить их в безальтернативности движения по пути, который был согласован между ними и ополченцами".
"Думаю, что ни Европа от России, ни мы от нее никуда не денемся, - заключил глава российского дипведомства. - Мы соседи, у нас многовековая совместная история. По выражению одного мыслителя, "Россия не раз спасала Европу от нее самой".
Россия хочет, чтобы из сферы внешней политики ушла идеология
"Никому не хочется испытывать ущерб, прежде всего экономический, который пытаются нанести западные партнеры, - отметил в интервью глава МИД РФ. - Мы хотим сотрудничества, но равноправного, чтобы из сферы внешней политики ушла идеология и не было попыток жертвовать экономикой ради достаточно сомнительных односторонних геополитических целей".
"Наверное, есть "школа мысли" (я к ней не принадлежу), адепты которой считают, что где-то российской стороне нужно пойти на уступки, в том числе односторонние, чтобы получить экономическую выгоду и избежать ущерба (будем откровенны - санкции наносят определенный ущерб), - продолжил Лавров. - Я не принадлежу к этой "школе" не потому, что не люблю свою страну, не желаю ей добра, не хочу видеть успешно развивающуюся экономику, помогающую все более эффективно решать социальные задачи, а потому, что во внешней политике у таких стран, как Россия, помимо права есть и обязанность отстаивать справедливость, равноправие и демократический характер международных отношений".
Глава российской дипломатии обратил внимание на то, что американские коллеги "по любому поводу и без него учат все страны и настаивают, чтобы те навели у себя порядок, обеспечили верховенство закона, уважали демократические нормы". "Но как только заходит разговор, чтобы такие же принципы применялись к международным отношениям - чтобы уважалось международное право, обеспечивалась демократия в принятии решений - они тут же теряют энтузиазм разговаривать на данные темы", - добавил он.
"Полагаю, что успех обеспечит сочетание ответственности за то, чтобы мир становился более справедливым, и одновременное неконфронтационное, но настойчивое продвижение наших интересов, готовность в этих рамках идти на разумные компромиссы, которые будут основываться не на односторонних уступках, а на балансе интересов", - подчеркнул Лавров.
ЕС практически не использует свой голос на международной арене
Евросоюз располагает потенциалом для самостоятельной игры на международной арене, но практически его не использует. Такое мнение высказал сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу НТВ.
Отвечая на вопрос, "можно ли сказать, что на сегодняшний день отношения между Москвой и Вашингтоном еще хуже, чем во времена холодной войны, Лавров заметил, что "это разные эпохи и ситуации". "Во времена холодной войны существовала, я бы сказал, "негативная стабильность" - были две сверхдержавы, под руководством каждой из них функционировали военно-политические блоки, на которые ориентировались различные части развивающегося мира, - отметил он. - Конфликты, особенно вооруженные, главным образом происходили на периферии мировой политики". "Эта стабильность позволяла вести разговор, прекрасно понимая, какие исходные позиции "на земле" у одной и другой сторон - у кого какие союзники и сторонники, - добавил министр. - Практически все понимали, как подступаться к любой мировой проблеме - разоружению, договоренностям о прекращении ядерных испытаний в трех средах и многому другому".
"Сейчас ситуация подвижна, количество игроков, влияющих на положение в мире, многократно возросло - появились новые экономики Китая, Индии, Бразилии, - констатировал Лавров. - Евросоюз - при всей его ориентированности в нынешний период на Вашингтон - все-таки стал структурой, накопившей потенциал для самостоятельной игры. Другое дело, что этот потенциал практически не используется". "Это печально, - добавил он, - потому что собственный голос ЕС мог бы добавить баланса международным дискуссиям и усилиям по разруливанию различных проблем".
"В настоящее время на положение в мире влияют экстремистские и террористические организации, которые расплодились, прежде всего, после агрессии в 2003 года в Ираке, когда в отсутствие каких-либо разрешений СБ ООН начались бомбардировки и вторжение в эту страну", - указал Лавров. "В мае 2003 года было объявлено о победе в этом государстве демократии, а потом все пошло прахом, - продолжил он. - Сейчас страна находится в ситуации, когда многие сомневаются, удастся ли ей сохранить территориальную целостность и единство". "Потом были Ливия, Сирия, где пытаются сделать то же самое, что с Ираком, - добавил министр. - На пепелище всех "побед" возникли структуры "Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра", а теперь и "Исламское государство", с которыми нужно бороться, потому что они представляют угрозу для всех".