МИД РФ: в ситуации по вопросу иранской ядерной программы достигнут большой прогресс

Реактор на тяжелой воде в городе Арак. Архив EPA/ HAMID FORUTAN
Реактор на тяжелой воде в городе Арак
Проведение очередного раунда переговоров Ирана и "шестерки" ожидается 16 марта в Швейцарии

МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Россия отмечает прогресс в переговорах по иранской ядерной программе. Об этом заявил на пресс-конференции директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.

"Удалось добиться значительного прогресса в урегулировании вопросов вокруг иранской ядерной программы", - сказал он.

Швейцарский раунд переговоров

Переговоры Ирана и "шестерки" международных посредников возобновятся 16 марта, скорее всего, в Швейцарии, сообщил в свою очередь заместитель директора департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Алексей Карпов.

"Раунд опять пройдет в ставшем уже традиционном формате - сначала встречи иранцев с американскими переговорщиками, потом подключаются к ним европейцы, затем начинается традиционный полноформатный раунд с участием всех политдиректоров "шестерки", - добавил он.

Ранее государственный секретарь США Джон Керри заявлял, что намерен возобновить переговоры с главой МИД ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом 15 марта в Швейцарии, однако затем стало известно, что 16 марта Зариф в Брюсселе встречается с главами МИД Великобритании, Германии и Франции.

"Шансов на успех больше"

8 марта министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф заявил в интервью государственной иранской телекомпании IRIB, что вероятность заключения Ираном и "шестеркой"  "ядерной сделки" превышает 50%.

"Я полагаю, что шансов на успех больше, - отметил глава иранского МИД. - Вероятность заключения соглашения - более 50%". "По моим ощущениям, обе стороны убеждены, что это соглашение принесет больше пользы, чем его отсутствие", - добавил Зариф.

При этом он вновь подчеркнул, что все спорные вопросы должны быть решены до заключения окончательной сделки, повторив уже озвученный им ранее принцип: "Ничто не может считаться согласованным в отдельности, пока не согласовано все в комплексе".

История вопроса

Исламская Республика Иран является членом ООН (с 1945), членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ; с 1958) и участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; с 1970). Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.

В 2004 г. в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), продолжались переговоры с МАГАТЭ.

В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении Ирана санкции (резолюции 1737, 1747), в марте 2008 г. и в июне 2010 г. санкции были ужесточены (резолюции 1803, 1929). С июля 2012 г. в ответ на продолжение развития Ираном ядерной программы эмбарго на импорт иранской нефти ввели страны ЕС.

В 2010 г. в Женеве возобновились переговоры Ирана и представителей "шестерки", приостановленные Тегераном осенью 2009 г.

В 2013 г. Организация по атомной энергии Ирана обнародовала 15-летнюю программу строительства каскада АЭС, для которых было отобрано 16 площадок.

В середине января 2013 г. руководитель ИРИ аятолла сейед Али Хаменеи издал фетву (религиозное постановление), запрещающее ядерное оружие.

С избранием президентом Ирана Хасана Роухани (вступил в должность 3 августа 2013 г.) и назначением на пост министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа переговоры с "шестеркой" стали приносить реальные результаты, которым предшествовал ряд принципиальных заявлений иранских руководителей. Так, Хасан Роухани, выступая по каналу государственного иранского телевидения заявил: "Одно из прав иранского народа - обогащение (урана) на своей земле, конечно, в рамках международных договоренностей, под контролем агентства МАГАТЭ и при условии сохранения мирной направленности". 28 августа 2013 г. министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с главами зарубежных дипломатических миссий в Тегеране заявил, что обладание ядерным оружием не может в полной мере обеспечить безопасность ни одного государства. "Исходя из этого, а также религиозных принципов, Иран никогда не пойдет на создание атомной бомбы и не включит обладание ядерным арсеналом в свою оборонную доктрину", заявил тогда министр.

Переговоры Ирана с МАГАТЭ по выработке структурированного подхода к урегулированию спорных вопросов, касающихся иранской ядерной программы, включая предполагаемые исследования в военной сфере, завершились подписанием 11 ноября 2013 г. Соглашения по "дорожной карте" дальнейшего сотрудничества, направленного на обеспечение мирного характера ядерной программы Ирана. В рамках соглашения МАГАТЭ провело инспекцию на ядерных объектах Ирана, в том числе реактора на тяжелой воде в Араке и урановой шахты в Гачине (провинция Хормозган), а также получило доступ к информации о постройке новых ядерных объектов.

24 ноября 2013 г., после нескольких раундов переговоров, было подписано Промежуточное (Женевское) соглашение Ирана с "шестеркой" международных посредников (совместный план действий на 6 месяцев), вступившее в силу 20 января 2014 г. Соглашение подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику, закрепило отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Иран согласился на поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. В соответствии с соглашением Иран, в частности, не должен строить и вводить в эксплуатацию реактор на тяжелой воде в Араке, который, в теории, способен производить оружейный плутоний. Стороны также договорились о создании механизма "глубокого международного контроля" по выполнению этих обязательств.

Иран полностью выполнил условия соглашения. В обмен международное сообщество частично сократило санкции против Ирана. Были урезаны односторонние санкции против этой страны, принятые ЕС и США. Соединенные Штаты разморозили иранские авуары в объеме 4,2 млрд долл., которые поступили на счета Ирана.

Стороны договорились о продолжении переговоров с целью заключения окончательного соглашения по иранской ядерной программе к 20 июля 2014 г. Однако им так и не удалось найти компромиссные решения по ряду вопросов. Поэтому срок заключения окончательного соглашения был передвинут на 24 ноября 2014 г.

Стороны не сумели достичь окончательного всеобъемлющего соглашения, как планировали, к 24 ноября и условились продолжить диалог в течение еще семи месяцев, до конца июня. Предполагается, что к концу марта они должны выйти на промежуточную рамочную договоренность.