МОСКВА, 15 сентября. /ТАСС/. Россия осуждает стремление Великобритании, Германии и Франции идти на сознательное нарушений требований Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Об этом говорится в комментарии официального представителя МИД России Марии Захаровой в связи с заявлением высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля относительно планов Великобритании, Германии и Франции предпринять шаги вразрез с резолюцией Совбеза ООН.
"Решительно осуждаем стремление Великобритании, Германии и Франции пойти на сознательное нарушение требований СВПД и резолюции СБ ООН 2231. Если их настрой будет реализован, это нанесет сокрушительный удар по перспективам восстановления ядерной сделки. Не хотелось бы думать, что выпады европейцев вовсе не случайно последовали ровно в тот момент, когда появились определенные предпосылки для интенсификации усилий в направлении "перезапуска" СВПД, созданные подвижками в опосредованном диалоге между Ираном и США", - отметила дипломат.
Курс на произвол
Захарова обратила внимание на то, что 14 сентября Боррель сообщил о поступившем на его имя обращении министров иностранных дел Великобритании, Германии и Франции, которые официально уведомили его о намерении не предпринимать шагов по отмене временных ограничений, содержащихся в резолюции СБ ООН 2231, действие которых истекает 18 октября. "Речь идет о положениях, касающихся ракетной программы Ирана, а также "заморозки" активов ряда физических и юридических лиц ИРИ. Эти требования не имеют отношения к урегулированию вокруг иранской ядерной программы и потому вводились на временной основе. Продлевать их не предполагалось", - добавила она.
Захарова отметила, что, чтобы создать видимость, будто их замысел не противоречит букве резолюции СБ ООН Берлин, Лондон и Париж сослались на предпринятые ими в январе 2020 года усилия по запуску "механизма разрешения споров", предусмотренного параграфом 36 СВПД.
"В рамках совместной комиссии нынешнее обращение "евродвойки" и англичан не рассматривалось. Никаких решений, которые могли бы восприниматься как согласие или "зеленый свет", странами - участницами СВПД не принималось, - заметила она. - С правовой точки зрения, обозначенный ими курс - произвол, что свидетельствует об утрате ими заинтересованности в восстановлении полноформатной реализации СВПД и нежелании устранять допущенные ими нарушения резолюции СБ ООН 2231".
Дипломат подчеркнула, что ссылки на "механизм разрешения споров" рассчитаны на неосведомленную публику и не должны вводить в заблуждение. "Известно, что данный механизм не был приведен в действие в силу отсутствия необходимых для этого процедур и решений совместной комиссии. Без ясности на этот счет оказалось невозможно "включить часы" и начать работу в рамках механизма", - добавила она.
Дипломат подчеркнула, что российская сторона неоднократно и самым подробным образом давала разъяснения по данному чувствительному вопросу, в том числе 14 и 24 января 2020 года. "Таким образом, утверждения европейских коллег, что они выполнили требования параграфа 36 СВПД, не соответствуют действительности", - добавила она.
Международные обязательства
Захарова подчеркнула, что РФ настоятельно призывает европейских участников иранской ядерной сделки незамедлительно пересмотреть свой разрушительный курс и "обеспечить неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН 2231".
Дипломат добавила, что расчеты на то, что им удастся "перелицевать" утратившие силу требования резолюции и превратить их в новый режим санкций против Ирана, абсолютно призрачны. "Вопреки западным спекуляциям, резолюция не запрещает, а разрешает сотрудничество с Тегераном в ракетной сфере при условии согласования поставок в СБ ООН. В Берлине, Лондоне и Париже ошибочно трактовали это как эмбарго, будучи уверенными в своих силах заблокировать не устраивающие их поставки. С 18 октября все встанет на свои места", - подчеркнула Захарова.
"Исходим из того, что незаконные и продиктованные сугубо конъюнктурными соображениями решения отдельных стран, принятые на национальном уровне, заведомо не могут повлечь правовых последствий для других государств. Осуждаем порочную практику односторонних санкций и их экстерриториального применения - уродливое проявление продвигаемого Западом "миропорядка, основанного на правилах", - заключила дипломат.