Чуркин: Россия готова наложить вето на резолюцию СБ ООН о создании трибунала по Boeing

На месте крушения Boeing в Донецкой области, 16 ноября 2014 года. Михаил Почуев/ ТАСС/ Архив
На месте крушения Boeing в Донецкой области, 16 ноября 2014 года
"Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет. Если резолюция наберет девять или больше голосов, то это будет вето", - сказал дипломат

ООН, 27 июля. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Россия наложит вето на резолюции Совета Безопасности ООН о создании трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине, если документ наберет необходимые для принятия девять голосов. Об этом заявил российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.

"Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет. Если резолюция наберет девять или больше голосов, то это будет вето", - сказал дипломат.

Голосование по проекту резолюции, предложенному Малайзией, намечено на вечер 29 июля. Вместе с тем, Виталий Чуркин подчеркнул, что резолюция в любом случае принята не будет, а также выразил надежду, что авторы идеи - Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина - не вынесут документ на голосование. "У меня все же сохраняется надежда на то, что этот проект не будет поставлен на голосование, - заявил постпред РФ. По его словам, если сторонники идеи все же решатся вынести его на рассмотрение СБ, то они возьмут на себя "политическую и практическую ответственность за последствия этого".

"Попытка создать еще один очаг конфронтации"

Как считает Виталий Чуркин, за продвижением документа стоит "явная попытка создать еще один очаг конфронтации, который мог бы иметь очень далеко идущие последствия для международных отношений". "Этот конфронтационный шаг очень опасен", - сказал постпред РФ, заметив, что Москва хотела бы "продолжать дела в духе сотрудничества".

Дипломат напомнил, что именно на это нацелен предложенный РФ альтернативный проект резолюции, в котором предлагается "углубить и расширить международное сотрудничество, в том числе с привлечением генерального секретаря ООН". По его словам, некоторые положения этого документа были включены в малайзийский текст, однако он все равно не отвечает требованиям, выдвигаемым Россией.

Постпред РФ отметил, что квалифицировать авиакатастрофу в качестве "угрозы международному миру и безопасности" и в этом свете подводить резолюцию под главу VII Устава ООН в корне неправильно. Кроме того, он подчеркнул, что "никогда ранее в случае, когда погибали гражданские самолеты", в том числе в истории со сбитым в 2001 году украинскими ПВО российским авиалайнером или уничтоженным США иранским самолетом "никаких международных трибуналов по главе VII не создавалось". "В случае с украинским вообще никакого суда не было. Они даже не извинились", - напомнил Чуркин.

О проекте резолюции СБ ООН

Проект резолюции, а также статут (устав) предлагаемого трибунала был распространен среди делегаций стран-членов СБ ООН на прошлой неделе.

В проекте резолюции утверждается, что создание трибунала по рейсу MH17 будет служить "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности" за авиакатастрофу. При этом сама она квалифицируется как "угроза международному миру и безопасности". Согласно документу, все страны-члены ООН должны в полной мере сотрудничать с трибуналом, который предложено создать по модели уже существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за серьезные преступления. Таковыми, в частности, являются международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии.

Международный трибунал. Досье

Крушение Boeing под Донецком

Пассажирский Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов.

Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

В начале сентября прошлого года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал доклад с промежуточными результатами работы следственной комиссии, согласно которому авиалайнер развалился в воздухе из-за попадания в него множества объектов на большой скорости, при этом неполадок в системах лайнера или ошибок экипажа зафиксировано не было.