Чуркин: повторное рассмотрение идеи трибунала по Boeing приведет к тому же результату

Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Архив EPA/ ANDREW GOMBERT
Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин

В среду Совбез ООН не принял резолюцию по авиакатастрофе, Россия воспользовалась правом вето и заблокировала принятие документа

ООН, 1 августа. /Спец. корр. ТАСС Михаил Гусман/. Повторное рассмотрение в Совете Безопасности ООН предложения о создании трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на востоке Украины приведет к такому же результату, как и первое голосование, в ходе которого Россия воспользовалась своим правом вето.

Об этом заявил в пятницу в эксклюзивном интервью ТАСС постоянный представитель РФ при всемирной организации Виталий Чуркин.

"По средствам (массовой - прим. ред.) информации прошло заявление министра иностранных дел Украины (Павла Климкина) о том, что они, якобы, просто через несколько месяцев снова вернутся с тем же продуктом. Но это, как кажется, был бы совершенно несерьезный подход, поскольку был бы тот же самый результат", - сказал собеседник агентства.

"В ходе обсуждения их проекта в Совете Безопасности мы же говорили: ну, хотите, давайте попросим генерального секретаря ООН, пуcть он представит различные варианты. У него есть замечательная юридическая служба, высокие профессионалы, у них есть накопленный международный опыт. Они могут представить те варианты, которые возможны. Но эта "пятерка" (Украина, Австралия, Бельгия, Нидерланды и Малайзия) пошла по другому пути, (они) сказали: мы сами знаем. Ну, раз "сами знаем", то тогда иногда случаются такие ситуации, которые, конечно, было бы лучше избежать, как вот этого голосования и дебатов в Совете Безопасности, которые состоялись 29 числа", - указал постпред РФ.

Совбез ООН в среду не принял резолюцию о создании трибунала для уголовного преследования виновных в авиакатастрофе Boeing. За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с рядом других стран, проголосовали 11 стран - членов СБ, три (Ангола, Венесуэла и Китай) воздержались, что достаточно для одобрения резолюции. Однако Россия воспользовалась правом вето и заблокировала принятие документа. По итогам голосования Чуркин заявил, что проект резолюции "лишен какой-либо правовой и прецедентной основы", а авторы проекта предпочли политико-пропагандистские цели практическим.

Использование права вето в Совбезе ООН. Досье

О возможности создания альтернативного трибунала

В интервью ТАСС Виталий Чуркин не исключил возможности сценария, при котором пять стран-соавторов отклоненного проекта резолюции могут попытаться провести аналогичный документ через Генеральную Ассамблею ООН, где не действует право вето.

"Ну что же, это возможное развитие событий. Причем, как мне представляется, здесь у них есть определенный выбор: можно пойти по нормальному пути, принятому в Генеральной Ассамблее, то есть провести нормальные консультации по резолюции Генеральной Ассамблеи, чтобы мы тоже могли поучаствовать в этих консультациях. И тогда, может быть, и можно сформировать какой-то судебный орган с опорой на Генеральную Ассамблею, который мог бы провести нормальное судебное разбирательство", - отметил постпред РФ.

"Или есть другой путь, по которому они шли, разрабатывая эту заветированную нами резолюцию, то есть игры втемную: подготовить между собой какой-то проект, поставить его на голосование Генеральной Ассамблеи, - пояснил дипломат. - Может быть, он даже наберет две трети голосов, необходимые для принятия или там половину голосов, в зависимости от того, как процедурно рассматривать этот проект. Но тогда, как мне кажется, велика вероятность того, что создаваемый орган не будет органом подлинного сотрудничества, которое необходимо для того, чтобы восстановить истину в этой сложной ситуации. Посмотрим. Но это еще не подтверждено, что они будут действовать именно так", - отметил дипломат.

Ситуация на Украине. Хроника событий. 1 августа

Как произошла катастрофа

Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. 21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование трагедии.