22 января 2016, 10:00

Член ЦИК Майя Гришина: говорить об изменении правил выборов в Госдуму уже поздно

Владимир Смирнов/ ТАСС, архив
"Правила закреплены и стабильны, это, я считаю, плюс", - подчеркнула член Центризбиркома РФ

До официального старта избирательной кампании в Госдуму остается около полугода, однако де-факто предвыборная борьба уже началась. О том, какие локальные изменения возможны в выборном законодательстве, как ЦИК собирается не допустить в парламент экстремистов и почему даже рядовым пользователям интернета не стоит нарушать "день тишины", в интервью ТАСС рассказала член ЦИК Майя Гришина.

 

О новом составе ЦИК

В марте истекают полномочия этого состава ЦИК, будет сформирован новый коллектив. Не отразятся ли эти перемены на качестве подготовки к выборам?

- Это плановая вещь, всегда получалось так, что, исходя из норм законодательства, перед федеральными выборами переформировывался ЦИК.

Практика показала, что справлялись, надеюсь, и следующий состав справится.

Тем более есть аппарат ЦИК, план работы, мы сейчас работаем, весь необходимый задел, связанный с нормативными, подзаконными актами ЦИК, практически сделан.

Планирование проведено, это означает, что под конкретные мероприятия выделено финансирование.

- В СМИ вас рассматривают как одного из вероятных претендентов на руководящий пост в новом составе ЦИК. Если обстоятельства сложатся соответствующе, вы готовы к такому развитию событий?

- Сначала надо дождаться окончания всех процедур по определению нового состава ЦИК. Затем комиссия примет коллегиальное решение о том, какой функционал и полномочия будут закреплены за каждым членом Центризбиркома. Если моя кандидатура найдет поддержку, то буду работать в соответствии с этим общим решением.

О поправках в законодательство

Осенью в Совете Федерации вы сказали, что законы "Об основных гарантиях избирательных прав" и "О выборах депутатов Госдумы" следует привести в соответствие, так как они "в некоторых вопросах расходятся". А в декабре зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин ("Единая Россия") внес большой проект поправок в эти законы. В чем их суть?

- Это синхронизация законов "О выборах депутатов Госдумы" и "Об основных гарантиях избирательных прав".

18 сентября пройдут не только федеральные, но и региональные, муниципальные выборы, как минимум в половине субъектов состоится голосование на выборах заксобраний и губернаторов. Будет применяться как закон "О выборах депутатов Госдумы", так и закон о гарантиях.

В них есть расхождения, и поправки, внесенные Дмитрием Вяткиным, направлены на то, чтобы закон о гарантиях и закон "О выборах депутатов Госдумы" одинаково регулировали процессы подготовки выборов разного уровня. Закон "О выборах депутатов Госдумы" в проекте практически не затрагивается, там минимальные технические изменения.

А закон о гарантиях претерпел много изменений, но все они направлены на то, чтобы совершенно одинаково регламентировались выборы в Госдуму и выборы в регионах.

- Что из новаций в обоих законах вы могли бы выделить?

- Из тех вещей, которые очевидны, - регламентирована деятельность сетевых изданий.

Наконец они попали в общий правовой режим, который придал им закон о СМИ в 2012 году.

Потом, в 2014 году, были внесены корреспондирующие изменения в закон "О выборах депутатов Госдумы", а закон об основных гарантиях немного отстал. Хотя сетевые издания старались в ходе региональных выборов выполнять нормы по аналогии с обычными СМИ, но оставались вопросы, в какие сроки они оказывают услуги по агитации, могут ли размещать агитматериалы кандидатов, могут ли они организовывать дебаты. Теперь этот вопрос синхронизирован во всех перечисленных законах.

Что касается освещения предвыборной кампании, информирования избирателей, там единый режим, никаких ограничений ни по срокам, ни по объему информации, только приветствуется максимальная информация о партиях и кандидатах.

- ЦИК предлагал внести поправки в законодательство, касающиеся так называемого иммунитета специального избирательного счета. Накануне депутат Госдумы Александр Агеев ("Справедливая Россия") внес законопроект, запрещающий судебным приставам налагать арест на специальные избирательные счета кандидатов и специальные счета фондов референдума. Ожидается, что нововведение должно вступить в силу до начала думской кампании?

- Конечно, поскольку поправки здесь должны быть минимальны. Они просто должны устанавливать особый режим специального избирательного счета.

Что касается законопроекта Александра Агеева, то положения этого документа во многом повторяют законопроект Дмитрия Вяткина, который был внесен в конце 2015 года.

Кроме того, сейчас, в связи с усилением антикоррупционного законодательства, в том числе международного, у банков все больше и больше требований по проверкам при открытии счетов.

Вплоть до проверки через международные системы для выявления коррупциогенных факторов.

Понятно, что избирательный счет изначально прозрачен, усложненных правил здесь не требуется.

А сейчас получается, что формально банки должны проводить очень серьезную проверку перед открытием любого счета.

Речь идет о том, чтобы счета открывались оперативно и у банков не было к этому законодательных препятствий

Для специального избирательного счета эта проверка излишня, учитывая, что счет открывается для партии, партия как субъект достаточно прозрачна. Речь идет о том, чтобы счета открывались оперативно и у банков не было к этому законодательных препятствий.

Мы внесли соответствующие предложения, обсудили их с профильными ведомствами - Федеральной налоговой службой, Федеральной службой судебных приставов, Центробанком и Сбербанком, провели подготовительную работу. Надеемся, что в ближайшее время в плане внесения законодательной инициативы будет решение.

О блогерах и интернете

Как обстоит дело с регулированием интернета и онлайн-СМИ в "день тишины" и день голосования?

- В "день тишины" не могут размещаться агитационные материалы. У любого издания есть архив, его никто не заставляет убирать. Газета вышла и лежит в библиотеке с агитационными материалами. Так же и с сетевыми изданиями: ранее опубликованные агитматериалы, полагаю, удалять не надо.

- Но ведь на сайте старые материалы вполне могут висеть на главной странице, например, потому что популярны у читателей?

- Ну здесь надо подумать редакциям СМИ. Есть модератор сайта, он знает, что, наверное, не надо применять какие-то специальные технологии для вывода старых материалов на главную страницу.

- А как быть блогерам, особенно популярным, имеющим более 3 тысяч читателей в сутки и включенным в особый реестр Роскомнадзора? Им можно агитировать?

- Блогеры не являются средствами массовой информации, это прямо написано в законе о СМИ. Но в "день тишины" никто не может агитировать, ни блогер в своем блоге, ни гражданин не может выйти на площадь и призывать голосовать за кого-то.

- А я могу в "день тишины" написать в своем личном, непопулярном блоге призыв голосовать за кого-то определенного?

- Я бы вам не рекомендовала это делать. Норма о том, что запрещается агитация в день голосования и в течение суток накануне голосования, распространяется в равной мере на всех граждан РФ. Блогер ты или не блогер. Однако эта норма всегда вызывает дискуссии.

- Есть ли какие-то оперативные методы для блокировки агитационного контента в интернете в "день тишины" и день выборов?

- Нет, если это не экстремистский материал.

Вообще факты привлечения к административной ответственности за нарушения правил агитации единичны.

В целом это не актуальная тема.

Прошедшие избирательные кампании не показали всплеска претензий к интернету.

Есть какая-то урегулированность, упорядоченность.

Нет абсолютно никакой речи о мониторинге интернета, это просто не входит в компетенцию ЦИК, да и ни в какие-либо физические возможности какого-либо органа.

Не надо сакрализировать интернет, он является площадкой для публичного или частного обмена мнениями, для коммуникации.

Не надо сакрализировать интернет

Законодательное регулирование охватывает лишь некоторые вопросы функционирования интернета, и здесь остается много общих и технологических вопросов, которые ЦИК самостоятельно не решит.

Об осужденных и экстремистах

- Еще одна широко обсуждаемая тема - возможность так или иначе участвовать в выборах осужденным лицам. Ранее вы отмечали, что в законе об общих принципах организации местного самоуправления и избирательном законодательстве есть несоответствие, в результате которого у осужденных за нетяжкие преступления должностных лиц появляется "лазейка" для повторного участия в муниципальных выборах. Какая работа ведется для устранения этой проблемы?

- Этот вопрос находится в стадии обсуждения, в настоящий момент никаких законодательных шагов не предпринято.

Я думаю, что само по себе обсуждение этой проблемы принесло пользу, законодатель для себя обдумал, наверное, эту ситуацию и не посчитал необходимым в настоящий момент ограничивать пассивное избирательное право. Даже если глава муниципального образования совершил правонарушение и понес соответствующее наказание, законодатель, очевидно, не видит оснований препятствовать его выдвижению.

Он понес наказание, а дальше граждане решают, достаточно ли наказан этот человек. В этом есть определенная логика, наверное, постоянно расширять ограничения права быть избранным не стоит, законодатель должен относиться к этому с достаточной долей взвешенности. Любое такое ограничение - это путь в Конституционный суд, который будет решать, насколько это обоснованно. Поэтому законодатель достаточно настороженно относится к новым ограничениям, я эту логику понимаю и принимаю.

- Есть ли сейчас предпосылки для либерализации избирательного законодательства? В частности, некоторые партии говорят о чрезмерно высоких требованиях по сбору подписей.

- Я думаю, что сейчас говорить об изменении правил выборов в Госдуму уже поздно. Это будет неправильно - переписывать основные параметры законодательства перед выборами. Есть принципиальное намерение законодателей не трогать правила, они должны быть известны заранее. Эти правила достаточно строгие, сложные. Тем, кто не входит в список из 14 партий, освобожденных от сбора подписей избирателей, готовиться нужно серьезно. Но правила закреплены и стабильны, это, я считаю, плюс.

- Недавно глава администрации президента России Сергей Иванов заявил, что доступ в российский парламент на выборах должен быть "надежно перекрыт для экстремистов и радикалов". Как ЦИК будет бороться с подобными участниками кампании?

- Закон четко говорит, что, в частности, не могут баллотироваться лица с неснятой и непогашенной судимостью, а также лица, имеющие административные наказания за экстремизм.

Так, участвовать в выборах не могут те, кто понес административную ответственность по статьям 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса об административных нарушениях. Комиссия проводит проверку, мы запрашиваем в правоохранительных органах данные по всем кандидатам.

Если правоохранительные органы сработают так, как должны, и предоставят нам всю информацию, то соответствующие лица не смогут реализовать свое пассивное избирательное право, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Цель этих норм законодательства - профилактическая

Кроме того, если человек был уличен в экстремистской агитации на прошлых выборах, на этих он не может выдвигаться, но у нас в последнее время подобных случаев не было.

Цель этих норм законодательства - профилактическая. Человек видит, что, если он нарушит закон, он будет не только снят с выборов, но и еще лишен на какое-то время права избираться.

О наблюдателях

В ЦИК регулярно звучат предложения о регулировании деятельности наблюдателей на выборах. Нет ли в планах комиссии подготовки каких-то экспертных разработок, предложений, которые могли бы стать законопроектом?

- Закон "О выборах депутатов Госдумы" здорово продвинулся в области регулирования наблюдения за выборами два года назад. Там, наконец, напрямую закреплено право наблюдателей проводить фото- и видеосъемку, обязанность избиркомов пускать наблюдателей на участки не менее чем за час до их открытия. В законе также прописана недопустимость удаления наблюдателей, кроме как по решению суда, что должно значительно оградить от конфликтных ситуаций избирательные комиссии, потому что они не смогут своим решением удалять наблюдателей. Что касается дальнейших предложений ЦИК, то мы их в прошлом году высказали в публичном пространстве, в настоящий момент все в руках законодателя. Мы каких-то новых вариантов не предлагали.

- В настоящее время общественные организации не могут направлять наблюдателей на выборы. При этом в России есть несколько крупных организаций, профиль которых - именно наблюдение за выборами. Не планируется ли здесь каких-либо законодательных новаций?

- В законе "Об основных гарантиях избирательных прав" отмечено, что наблюдателей имеют право направлять только кандидаты и избирательные объединения - партии. Законом субъекта Федерации общественным организациям это право может быть дано, в некоторых регионах эта норма есть, например в Кемеровской области. Хотя там лично я наблюдателей от общественных организаций на участках не встречала.

Что касается дальнейшего расширения прав общественных объединений в законодательстве, мы ничего нового не предлагали. Мы требуем от наблюдателей профессионализма, мы просим их не создавать на пустом месте конфликтные ситуации и не быть заряженными на конфликты. К сожалению, есть технологии, когда наблюдатель заряжен на то, чтобы создать на участке недопустимую обстановку. Например, когда избиратели подходят получать бюллетени, наблюдатель почему-то считает возможным прервать этот процесс, начать требовать исполнения в первую очередь своих прав. Эти технологии направлены на создание сомнения в результатах выборов. Это нечастые случаи, но они должны быть минимизированы, партии и кандидаты должны нести ответственность за своих наблюдателей.

Мы призываем кандидатов повышать профессионализм своих наблюдателей

Мы призываем кандидатов повышать профессионализм своих наблюдателей. Для этого мы будем принимать ряд мер, у нас согласованы планы, предполагающие проведение мероприятий по обучению наблюдателей. Естественно, без согласия кандидатов и избирательных объединений, без их сотрудничества в этом вопросе не продвинуться. Мы хотим, чтобы наблюдатель был помощником для организации голосования в точном соответствии с законом.

Для этого мы также будем обучать членов участковых комиссий, насколько это возможно в условиях ограниченного финансирования. С другой стороны, будем и к профессионализму наблюдателей апеллировать. Надеемся на продуктивное сотрудничество, законодательство о выборах депутатов Госдумы создало для этого все предпосылки.

- В СМИ высказывались предположения о том, что к наблюдению за выборами могут привлечь Общероссийский народный фронт (ОНФ). Возможно ли это?

- С точки зрения закона наблюдатель может быть назначен либо от партии, либо от кандидата. Если представители ОНФ будут приходить как наблюдатели от партий или кандидатов, никаких вопросов быть не может.

- Число наблюдателей от одного кандидата или партии может быть любым?

- От кандидата или партии на участке одновременно могут быть два представителя - член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатель. Наблюдателей можно назначить несколько, но они должны поочередно осуществлять наблюдение.

Есть инициатива КПРФ ограничить число наблюдателей на участке от одной партии (кандидата) пятью людьми. В этой идее есть логика, поскольку в ходе прошлых кампаний была выявлена очередная технология подкупа избирателей.

Наблюдателями назначается большое количество людей, они приходят на участок, пять минут посидят, проголосуют - они же избиратели еще, а им за наблюдение легально выдается какая-то сумма. В подобных случаях наблюдатели приходят на участки не для обеспечения соблюдения закона, а наоборот. Такие ситуации подрывают работу комиссии. Когда идет большой поток наблюдателей, комиссия должна каждого зарегистрировать, постоянно отвлекается на регистрацию наблюдателей как минимум один член комиссии. Поэтому инициатива КПРФ - нормальная мера против злоупотреблений.

- Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что представители НКО, признанных "иностранными агентами", войдут в состав специальной мониторинговой группы на выборах. Как в ЦИК относятся к этому? Вообще есть ли какое-то взаимодействие Центризбиркома с такими НКО, как "Голос"? 

- Мы сотрудничаем с СПЧ, а с этими организациями, признанными "иностранными агентами", нам сложно сотрудничать, учитывая, что в законе прямо сказано, что они не должны иметь отношения к выборам. Что касается формирования мониторинговой группы при СПЧ, то, думаю, ближе к выборам будет понятно, как она будет работать. Есть норма закона - организации не могут участвовать в наблюдении за выборами, направлять наблюдателей. Но СПЧ вправе проводить мониторинг и подключать к нему тех граждан, которых считает нужным.

- На прошлых президентских выборах все избирательные участки были оборудованы видеокамерами, велась трансляция в интернете. Возможно ли, что 18 сентября этот опыт будет повторен? Целесообразно ли это?

- В законе "О выборах депутатов Госдумы" предусмотрена возможность использования видеокамер. Должна обеспечиваться трансляция изображения, но есть исключение, касающееся больниц, СИЗО. Это все закреплено в законе, но с учетом возможности. Траты на установку и обеспечение работы видеокамер большие. С учетом финансовой ситуации в стране видеокамеры на участках могут быть установлены только в результате высшего политического решения, может быть, тогда будут найдены какие-то финансовые резервы.

- Кто конкретно должен принять это решение - Госдума, президент, правительство?

- Деньги должно выделить правительство. А для того, чтобы оно это сделало, должны принять решение высшие государственные органы. Минфин не может по собственной инициативе искать деньги.

Сейчас ничего в бюджете на эту тему не предусмотрено

Должно быть специальное распоряжение. Сейчас ничего в бюджете на эту тему не предусмотрено. Если органы власти дадут соответствующее распоряжение, поручение, это будет возможно.

В прошлый раз было распоряжение президента, были изысканы средства из резерва. Это было в рамках бюджетного процесса. Возможность того, что участки на думских выборах будут оборудованы камерами, сохраняется. Есть только вопрос технического исполнения, чтобы успели камеры установить.

- В этом году ЦИК получит бесплатное эфирное время на федеральном телевидении для информирования граждан. Как будет использоваться эта возможность, в какой форме будет проходить "просвещение" избирателей?

- В плане работы ЦИК на ближайший год запланирована организация выступлений на телеканалах.

Вообще проводить такую просветительскую работу можно в виде выступления должностных лиц комиссии, экспертов либо в виде размещения роликов.

Но на ролики, как я понимаю, денег в этом году нет, поэтому будем привлекать экспертов. У нас огромный общественный научно-методический консультативный совет с авторитетными специалистами в области избирательного права, мы надеемся на наш внутренний интеллектуальный потенциал.

О конкретных форматах говорить еще преждевременно. Здесь не все зависит от комиссии - предстоят консультации с телеканалами. Безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы соответствующая информация предлагалась в доступной форме и в разумное время, так называемый прайм-тайм.

Беседовала Анна Гальчева

Майя Гришина. Биография