Все новости
Обновлено 

Лавров в ходе визита в страны Африки обсудит борьбу с терроризмом и расширение торговли

Среди других наиболее перспективных областей сотрудничества между Россией и странами Африки глава МИД РФ выделил транспорт, промышленность и сельское хозяйство

МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе начинающегося в понедельник визита в страны Африки рассчитывает обсудить борьбу с терроризмом и расширение торгово-экономического сотрудничества. Об этом глава МИД РФ заявил в интервью панафриканскому журналу Hommes d’Afrique.

По его словам, визит в Анголу, Зимбабве, Мозамбик, Намибию и Эфиопию нацелен на дальнейшее наращивание разноплановых связей, поиск новых направлений совместного приложения усилий в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и др. областях. "Рассчитываем на обстоятельный обмен мнениями по широкому спектру глобальных и региональных проблем, включая борьбу с терроризмом, урегулирование кризисов, в том числе в Сахаро-Сахельском регионе, на Африканском Роге, в регионе Великих озер", - сообщил министр.

Лавров также отметил, что в Москве придают большое значение укреплению связей с африканскими региональными и субрегиональными организациями, в первую очередь с Африканским союзом. "В рамках реализации Меморандума о взаимопонимании относительно механизма проведения политических консультаций 2014 года между МИД России и комиссией Афросоюза запланирована моя встреча с председателем комиссии Африканского союза Муссой Факи Махаматом, - информировал российский министр. - Имеется в виду затронуть отношения между Россией и Афросоюзом, обсудить роль этой организации в деле нахождения оптимальных ответов на многочисленные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается современный мир".

Раскрытие торгового потенциала

Как отметил глава российского дипведомства, экономическое взаимодействие между Россией и странами Африки пока что "не настолько насыщено, как, например, политическое". "Хотя за последние годы наметился некоторый рост, - обратил внимание Лавров. - Товарооборот со странами Африки к югу от Сахары в 2017 году составил $3,6 млрд, в 2016 году - $3,3 млрд, в 2015 году - $2,2 млрд".

"Сегодня российские экономоператоры представлены в Африке в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а также энергетическом и нефтегазовом секторе: занимаются разведкой, разработкой нефтегазовых участков и реализацией нефтепродуктов, участвуют в национальных программах газификации и создания систем газохранилищ, осуществляют техническое обслуживание ГЭС, ведут работу над проектом строительства АЭС и центров ядерной науки и технологий, - указал министр. - Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий".

Кроме того, среди других наиболее перспективных областей сотрудничества между Россией и странами Африки Лавров выделил транспорт, промышленность и сельское хозяйство. "Исходим из необходимости наращивания совместной работы в интересах более полного раскрытия масштабного потенциала российско-африканского торгово-инвестиционного сотрудничества", - подчеркнул глава МИД РФ.

Интересные проекты

Россия также взаимодействует со странами Африки в области высоких технологий. "Росатом" прорабатывает ряд интересных для африканцев проектов, - пояснил министр. - В частности, речь идет о создании центра ядерной науки и технологий в Замбии - подобный проект имеется в Нигерии".

"Хорошие перспективы для совместного приложения усилий в Гане, Танзании, Эфиопии, - отметил глава МИД РФ. - Ведутся переговоры о строительстве АЭС в ЮАР".

"Повторю: продолжим делать максимум, чтобы подтянуть торгово-экономические связи до высокого уровня политического взаимодействия", - заключил Лавров.

Справедливое представительство Африки в СБ ООН

Глава МИД РФ добавил, что Россия выступает за справедливое представительство стран Африки в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), в том числе и потому, что африканская проблематика составляет большую часть повестки дня Всемирной организации.

"Мы хорошо знаем консолидированную позицию Африки по вопросу реформирования СБ ООН, сформулированную в принятом в 2005 году "консенсусе Эзулвини", - сказал Лавров. - Разделяем необходимость справедливой представленности Африки в Совете Безопасности, в том числе и потому, что африканская проблематика составляет большую часть ооновской повестки дня". В Москве готовы содействовать реализации чаяний африканских стран "на основе той модели расширения Совета, которая пользовалась бы максимально широкой поддержкой государств - членов ООН".

В России, по словам министра, рассчитывают, что Афросоюз продолжит придерживаться единого подхода, сформулированного в "консенсусе Эзулвини". "Это - надежная гарантия того, что африканские интересы не будут обойдены, как это бывало в прошлом, - отметил он. - Нельзя проигнорировать единое мнение полусотни государств. Убеждены, что сила африканского континента в следовании этой общей линии".

Российская сторона, напомнил глава МИД РФ, ведет доверительный диалог с государствами Африки по этому вопросу в ООН и на двустороннем уровне. "В частности, в июле 2017 года в Москву в качестве председателя Комитета десяти" Афросоюза, созданного для продвижения африканских интересов в процессе расширения СБ ООН, приезжал министр иностранных дел Сьерра-Леоне, - сказал Лавров. - Состоялся заинтересованный обмен мнениями, было зафиксировано общее понимание того, что осуществить реформирование СБ можно только через процесс межправительственных переговоров в Нью-Йорке".

Саммит Россия - Африка

Возможность проведения саммита Россия - Африка вызывает повышенный интерес у африканских государств, добавил Сергей Лавров. По его словам, сегодня Москва внимательно изучает практику проведения саммитов между африканскими странами и их западными партнерами. "Африканские друзья, отмечая востребованность активного присутствия России в регионе, все чаще выражают заинтересованность в проведении саммита Россия - Африка, - сказал глава МИД РФ. - Подобная встреча, несомненно, способствовала бы углублению всего комплекса нашего сотрудничества".

Как отметил министр, организация подобного мероприятия с участием более полусотни глав государств и правительств предполагает тщательную подготовку, в том числе в плане его содержательного наполнения. "Особое значение в этой связи имеет экономическая составляющая саммита, которая представляла бы практический интерес для всех сторон, - указал Лавров. - Необходимо определиться с конкретными российскими субъектами двустороннего или многостороннего сотрудничества, которые не только были бы настроены на долгосрочное взаимодействие, но и готовы к масштабным инвестициям на африканских рынках с учетом возможных рисков и высокой конкуренции. Не менее важен и поиск бизнесменов из государств Африки, нацеленных на работу на российском рынке".

Глава российского дипведомства также выразил мнение, что для решения организационных вопросов саммита Россия - Африка требуется время, а первыми шагами в этом направлении могли бы стать экспертные встречи. "Начать можно было бы со встреч экспертов, скажем, в рамках Петербургского международного экономического форума или "Валдайского форума", других мероприятий, в которых принимают участие представители деловых кругов наших государств", - пояснил он.

Диалог с БРИКС

Россия также рассчитывает, что Новый банк развития (НБР) БРИКС сможет работать в африканских странах. "Сейчас Банк переживает период становления. Рассчитываем, что в перспективе он сможет работать не только в ЮАР, но и в других странах континента, в том числе с помощью созданного в августе прошлого года Африканского регионального центра НБР в Йоханнесбурге", - сказал он.

Лавров напомнил, что страны БРИКС являются основными инвесторами в африканскую экономику. "С удовлетворением отмечаем рост заинтересованности стран Африки в углублении практической кооперации с "пятеркой", - констатировал глава российского внешнеполитического ведомства.

Политическое решение о создании НБР БРИКС было принято в 2013 году лидерами стран на V саммите организации в Дурбане. В 2014 году на следующем саммите в бразильском городе Форталеза было подписано соглашение о Новом банке развития. Официальный старт работе НБР был дан на инаугурационном заседании Совета управляющих банка 7 июля 2015 года в Москве. Основная задача НБР заключается в финансировании инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в странах - членах БРИКС и в развивающихся странах.

Министр отметил, что Россия в целом выступает за углубление диалога БРИКС со странами Африки, в том числе через механизм "БРИКС плюс". "Поддерживаем углубление диалога БРИКС - Африка, начало которому было положено в Дурбане в 2013 году в ходе встречи стран объединения с руководством Афросоюза и лидерами восьми ведущих региональных интеграционных объединений, - подчеркнул он. - В нынешнем году председательство также планирует пригласить африканцев на десятый юбилейный саммит БРИКС в Йоханнесбурге".

Лавров напомнил, что Гвинея как председатель Афросоюза участвовала во встрече лидеров БРИКС с главами приглашенных государств на саммите объединения в Сямэне в 2017 году. "Думаем, что одобренная в прошлом году концепция "БРИКС плюс" создает основу для того, чтобы перевести на системную основу практику приглашения на саммиты "пятерки" председателей Афросоюза, а, возможно, других африканских региональных организаций", - заявил он.

Глава МИД РФ также отметил, что в этом году председательство в БРИКС перешло к ЮАР. "С удовлетворением констатирую, что южноафриканские друзья намерены насытить повестку дня БРИКС африканской тематикой, обсудить основные проблемы и вызовы континента, - сказал он. - Со своей стороны приветствуем такой настрой".

Инициатива создания формата "БРИКС плюс" была выдвинута в рамках китайского председательства в объединении. В рамках саммита БРИКС в Сямэне состоялась встреча в расширенном формате, в которой в качестве приглашенных гостей приняли участие президенты Египта, Таджикистана, Мексики, Гвинеи, а также премьер-министр Таиланда.