МОСКВА, 18 декабря. /ТАСС/. Госдума на заседании во вторник приняла в третьем, окончательном чтении проект закона о возможности сокращения части срока фактически отбытого уголовного наказания в виде лишения свободы при его замене принудительными работами. Инициатива была внесена на рассмотрение правительством РФ.
Закон направлен на повышение эффективности системы мер социальной адаптации осужденных. "В этих целях предлагается сократить сроки фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами", - говорится в пояснительной записке.
Суть закона
Депутаты внесли поправки в статьи 53.1 ("Принудительные работы") и 80 ("Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания") Уголовного кодекса РФ. Ими вводится механизм, в соответствии с которым у осужденного в первую очередь "возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем - право на условно-досрочное освобождение".
"Предлагается установить, что оставшаяся часть наказания может быть заменена принудительными работами после того, как осужденный отбыл в местах лишения свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести - не менее 1/4 срока наказания (в настоящее время это возможно после 1/3 срока); за совершение тяжкого преступления - не менее одной 1/3 срока наказания (в настоящее время - после половины срока); особо тяжкого преступления - не менее 1/2 срока наказания (в настоящее время - не менее 2/3 срока)", - пояснил глава профильного комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
В соответствии со статьей 53.1 УК РФ принудительные работы заключаются в "привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно- исполнительной системы". Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда (в пределах от 5% до 20%).
По мнению разработчиков, "эффект от новых норм будет заключаться в увеличении числа трудоустроенных осужденных, что в свою очередь позволит обеспечить реализацию требований Уголовно-исполнительного кодекса РФ в части удержаний из заработной платы осужденных денежных средств на их содержание, а также будет удовлетворять требования взыскателей". "Принимая во внимание, что одним из условий применения условно-досрочного освобождения является возмещение вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, предлагаемая законопроектом мера будет способствовать, в том числе и более широкому применению УДО", - заключают разработчики.
Как заявил ранее замглавы Минюста РФ Юрий Любимов, "учитывая то, что условия отбывания этого вида наказания в условиях исправительных центров под надзором администрации существенно более мягче, принятие законопроекта будет способствовать ресоциализации осужденных". В настоящее время функционирует 12 исправительных центров и 17 изолированных участков. По информации ФСИН, лимит их наполнения составляет 2351 человек. До января планируется, что будет функционировать 15 исправцентров с наполняемостью 1799 человек, проинформировал Любимов.
Закон, в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом РФ, предлагается ввести в силу с 1 января 2019 года.