10 января 2019, 15:52
Спор вокруг Курил

Эксперт: передача южных Курил Японии открыла бы для России ящик Пандоры

В Японии уже сегодня есть силы, которые требуют возвращения всех Курил и Южного Сахалина, отметил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов

МОСКВА, 10 января. /ТАСС/. Передача части южных Курильских островов Японии стала бы для России настоящим "ящиком Пандоры", поскольку это вряд ли остановило бы японские претензии на российские территории. Такое мнение в четверг в беседе с ТАСС выразил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

"Гипотетически японцы могут пойти далеко: если посмотреть на Курильские острова к северу от четырех южных Курильских островов и на Южный Сахалин, на которые тоже претендует Япония, то хотя на японских политических картах они не выкрашены в цвет японской территории, но они не выкрашены и в цвет территории России, - отметил он. - Возможно, в будущем вопрос будет звучать так: "Разберемся сначала с четырьмя Курильскими островами, а потом посмотрим - может, и вообще будем говорить обо всех Курильских островах и Южном Сахалине".

По словам эксперта, в Японии уже сегодня есть силы, которые требуют возвращения всех Курил и Южного Сахалина. "Это и ультраправые организации, и Коммунистическая партия Японии, у которой возвращение этих территорий записано в программе. Так что передав два острова Японии, Россия откроет ящик Пандоры, - подчеркнул Кистанов.

Другой вариант развития событий, как считает эксперт, может заключаться в том, что Токио после передачи Хабомаи и Шикотана в результате заключения мирного договора рассчитывает получить особые права на Итурупе и Кунашире и продвигаться на них в экономическом плане. "У японцев вызревает такой план - два острова передаются, подписывается мирный договор, а потом не ведем переговоры о принадлежности двух оставшихся островов, а договариваемся о том, чтобы совместно их осваивать и сделать их свободными для жителей Японии. Теоретически, такой вариант тоже возможен", - сказал он.

Кистанов при этом отметил, что претензии Токио на южные Курилы крайне остро воспринимаются в японском обществе, что вряд ли позволит официальному Токио ограничить свои требования лишь островами, упоминаемыми в декларации 1956 года. "Эксперты, СМИ, некоторые парламентарии и общественность подозревают, что Абэ, получив лишь два острова, может поставить на этом точку, однако, это маловероятно, так как четыре острова - это базовая позиция японского общества", - указал он.

По словам эксперта, общество в Японии, равно как и в России, не располагает всей полнотой информации, что порождает волну спекуляций на тему островов Курильской гряды. "В Японии отсутствие комментариев официальных лиц по вопросу так называемых "северных территорий" тоже порождает вопросы, сомнения и подозрения: а не собирается ли Абэ ограничиться только двумя островами, которые записаны в Совместной совестко-японской декларации 1956 года, - напомнил Кистанов. - Это идет вразрез с официальной позицией Японии о том, что страна намерена добиваться возвращения всех четырех островов.

История вопроса

Совместная декларация от 19 октября 1956 года подразумевает прекращение состояния войны между двумя государствами, восстановление дипломатических и консульских отношений. В девятой статье декларации советское правительство согласилось передать Японии остров Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды с условием, что фактический их переход под контроль Токио будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами обоих государств 8 декабря 1956 года, однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.

Абэ, как ожидается, посетит Россию во второй половине января, а перед этим 14 января в Москву приедет глава МИД Японии Таро Коно.