29 января 2019, 09:14,
обновлено 29 января 2019, 10:36
Разногласия между Россией и ПАСЕ

Косачев считает оправданным членство России в Совете Европы

По словам главы комитета Совета Федерации по международным делам, когда Россия вступала в Совет Европы в 1996 году, "это был совершенно осознанный выбор"

МОСКВА, 29 января. /ТАСС/. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев считает оправданным членство России в Совете Европы (СЕ), несмотря на осложнившиеся отношения, и не видит поводов для переосмысления российского участия в этой организации, пока она будет следовать ценностям, заложенным в ее уставе.

"С моей точки зрения как гражданина РФ, членство России в Совете Европы себя оправдало и продолжает оправдывать", - сказал Косачев на площадке международного дискуссионного клуба "Валдай" в ходе обсуждения перспектив взаимоотношений России и Совета Европы.

Осознанный выбор

По его словам, когда Россия вступала в Совет Европы в 1996 году, "это был совершенно осознанный выбор", который "базировался на том очевидном обстоятельстве, что для России, в отличие от Советского союза, ценности, исповедуемые Советом Европы, оказались близкими, важными и общими с другими государствами - членами Совета Европы".

"Это был наш осознанный выбор. Я считаю, что он был верным, и пересматривать этот выбор нам совершено точно не следует, потому что с точки зрения ценностей ничего не изменилось. Мы готовы следовать и исповедовать те ценности, которые заложены в уставе Совета Европы и которые определили его профиль с момента создания", - сказал Косачев.

Он напомнил, что Россия присоединилась более чем к 60 конвенциям Совета Европы. "С одной стороны, это позволяет нам через многосторонние механизмы значительно быстрее и эффективнее решать многие актуальные вопросы, которые было бы труднее решать через выработку огромного числа двусторонних соглашений. С другой стороны, участие России в этих конвенциях, включая базовую европейскую конвенцию о правах человека и наше участие в деятельности ЕСПЧ, часто дает позитивные и конструктивные основания для того, чтобы продолжать корректировать российское национальное законодательство в соответствии с высокими европейскими стандартами", - отметил глава комитета СФ.

Сенатор подчеркнул, что это не означает автоматического переноса этих стандартов в российское законодательство. "Но там, где мы находим для себя это правильным и необходимым, мы это делаем. Это очень хорошее подспорье в развитии нашего национального российского законодательства", - добавил Косачев.

Институт заместителей в ПАСЕ

Косачев посетовал на то, что в ПАСЕ отсутствует принцип кворума, общепринятый для любого демократического парламента, и для принятия решения достаточно лишь большинства присутствующих в зале ассамблеи. При этом, как отметил сенатор, все забывают об институте заместителей членов национальных делегаций, который прописан в нормах ПАСЕ.

"В ПАСЕ 324 голосующих мандата. Что интересно - это мало кто знает - в ПАСЕ существует еще институт заместителей. Это 324 человека, которые, по идее, должны замещать отсутствующих физически в зале членов национальных делегаций", - сказал глава комитета СФ.

По его словам, российская делегация, имеющая 18 голосов в ассамблее, всегда подавала список из 36 человек с тем, чтобы обеспечить физическое присутствие в зале 18 человек. "То же самое делает или должна делать любая другая делегация. Все забывают про этот институт заместителей, а он предельно важен. Физически в зале присутствует иногда 150, иногда 100, иногда 50, а иногда и 30 человек, решения принимаются большинством от присутствующих и выдаются за решение ПАСЕ", - констатировал Косачев.

Он отметил, что антироссийские решения в ПАСЕ проводит "агрессивное меньшинство" в 80-100 человек, которое при этом "хорошо мобилизовано".

Заморозка взноса

Россия была вынуждена заморозить взнос в Совет Европы, чтобы побудить его уставные органы к поиску общего выхода из сложившейся тупиковой ситуации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), заявил Косачев.

"Ситуация зашла в тупик. Чтобы вывести ее из тупика, чтобы побудить внутреннюю дискуссию в Совете Европы в целом и в ПАСЕ в частности, мы приняли это решение - заморозить наш взнос", - сказал Косачев.

Он напомнил, что проблемы во взаимоотношениях с ПАСЕ у России возникли в марте - апреле 2014 года, а впервые страна не выплатила две трети от годового взноса в СЕ в середине 2017 года. Таким образом, отметил сенатор, на протяжении нескольких лет Россия выплачивала взнос в полном объеме, "несмотря на очевидные проблемы с ПАСЕ и неучастие российской делегации в работе ассамблеи".

"Все это время, начиная с марта 2014 года, мы ставили перед ПАСЕ вопрос о том, чтобы что-то сделать с регламентом. Вплоть до 2018 года реакция была нулевой, никто не реагировал на российские озабоченности", - подчеркнул Косачев.

Он напомнил, что Россия неоднократно на разных уровнях исчерпывающим образом подтверждала, что не отказывается от выплаты всей суммы накопившегося долга в случае решения проблем. "Мы не отказываемся финансировать программы, в которых участвует Россия. Мы заморозили наш взнос, чтобы создать мотивацию для уставных органов Совета Европы искать общий выход из нынешней кризисной ситуации", - сказал глава международного комитета СФ.

При этом он отметил, что с тех пор "ситуация все-таки пришла в определенное движение". "Значит, наша тактика сработала. Но, естественно, она пока не превратилась в стратегию. Потому что стратегией было бы полномасштабное решение всех проблем, которые накопились в организации", - заключил парламентарий.

Россия и Совет Европы

Российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена права голоса из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении полномочий российской делегации, но тогда санкции только ужесточались. В ответ делегация РФ заявила об отказе работать на таких условиях, а в 2016-2018 годах не стала направлять заявку на подтверждение своих полномочий. Россия также предложила внести в регламент ПАСЕ положения о том, что никто не имеет права лишать полномочий депутатов, кроме их избирателей.

10 октября 2018 года генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что права России на представительство в уставных органах СЕ (Комитете министров и Парламентской ассамблее) могут быть приостановлены с июня 2019 года за систематическую неуплату членских взносов. В ответ глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия сама выйдет из СЕ, если оппоненты в составе этой организации будут настаивать на исключении Москвы.

Госдума в январе приняла единогласно проект заявления, в котором предлагалось не направлять делегацию России на сессию ПАСЕ в январе 2019 года и оставить в силе решение о заморозке выплаты взноса РФ в бюджет Совета Европы. С аналогичным заявлением выступил и Совет Федерации.

Как ранее заявлял Косачев, комитет министров Совета Европы вряд ли запустит процедуру исключения России сразу после 1 июля. По его словам, "это тот срок, когда истечет двухлетний период неуплаты Россией своего членского взноса, но эта процедура не запускается автоматически". По словам сенатора, для ее запуска "требуется квалифицированное большинство, две трети в комитете министров Совета Европы".

Косачев пояснил, что в состав комитета входят не законодатели, как в ПАСЕ, а "люди, которые представляют руководство соответствующих стран, главы государств, правительств", там степень ответственности значительно больше. Поэтому "процедура - во всяком случае автоматически - с 1 июля текущего года запущена не будет", добавил сенатор, отметив, что тогда и России "не надо торопиться" с выходом из Совета Европы.