МОСКВА, 10 апреля. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил заявление, в котором говорится, что нарушение процедур прохождения украинских кораблей через Керченский пролив чревато возникновением военного конфликта с Россией, куда может быть вовлечена и Организация Североатлантического договора (НАТО).
Заявление Совфеда о деструктивной политике НАТО, реализуемой после ее учреждения в 1949 году, приурочено к 70-летию со дня образования организации.
"Прохождение украинских кораблей через Керченский пролив - это не вопрос соотношения сил или присутствия НАТО в Черноморском регионе, а исключительно проблема соблюдения украинской стороной установленных процедур, которые ей хорошо известны и успешно использовались ею до ноября 2018 года. Попытки Украины действовать в обход этих процедур несут в себе риски возникновения военного конфликта между Украиной и Российской Федерацией, в который может быть вовлечена и НАТО", - говорится в заявлении СФ.
Сенаторы обращают внимание, что, усилив активность в ранее спокойном Балтийском регионе, НАТО наращивает теперь военное присутствие и в Черноморском регионе. "Поддержка НАТО Грузии в дни трагических событий в августе 2008 года, а теперь и Украины, в том числе 25 ноября 2018 года в ходе противоправного пересечения государственной границы Российской Федерации судами украинских военно-морских сил в районе Керченского пролива, поощряет руководство этих двух стран, уверенное в своей безнаказанности, на новые авантюры", - отмечается в документе.
Возможность налаживания отношений России и НАТО
Парламентарии также отмечают, что диалог между военными и политиками РФ и альянса могли бы сыграть положительную роль в условиях обострившейся ситуации на международной арене.
"Совет Федерации <...> считает, что в этой обострившейся обстановке положительную роль мог бы сыграть диалог между военными и политиками России и НАТО. Можно лишь сожалеть о том, что существовавшие ранее форматы и каналы общения были свернуты в одностороннем порядке по инициативе НАТО. Полностью прекращено сотрудничество в целом ряде областей безопасности в интересах всех государств Евро-Атлантики", - говорится в заявлении.
Сенаторы отмечают, что деструктивная политика ультиматумов и санкций, используемая государствами - членами НАТО, - это путь в никуда, а их заверения о заинтересованности в деэскалации и предупреждении опасных военных инцидентов не подкрепляются реальными действиями по восстановлению нормальных рабочих контактов с Россией по военным вопросам. "Совет Федерации убежден, что у России и НАТО есть немало важных тем для обсуждения, а также значительное количество общих угроз, требующих общего ответа. Однако налаживание конструктивных отношений между Россией и НАТО, в том числе по парламентской линии, может строиться исключительно на взаимном уважении, учете законных интересов сторон и отказе от диктата и ультиматумов", - говорится в документе.
Парламентарии напомнили, что НАТО была учреждена 4 апреля 1949 года, что стало одним из ключевых событий начала холодной войны, в которой эта структура выступала в роли основного военно-политического механизма, созданного западными государствами для конфронтации с СССР и его союзниками по Организации Варшавского договора. Вместе с тем, отмечают в Совфеде, по окончании холодной войны всеобщее намерение государств - членов НАТО и государств, ранее входивших в Организацию Варшавского договора, выстраивать принципиально новые отношения и новую архитектуру безопасности в евроатлантическом регионе было зафиксировано в целом ряде международных документов.
"Совет Федерации констатирует, что, вопреки принятым на себя обязательствам, государства - члены НАТО сделали ставку на расширение на Восток, активизацию своей деятельности на постсоветском пространстве, подменяя принцип всеобщей, равной и неделимой безопасности строительством безопасности для себя за счет безопасности других государств. Именно отказ НАТО от согласованных ранее подходов к выстраиванию единого пространства безопасности в Евро-Атлантике создал почву для возникновения острых конфликтов в регионе и нынешнего глубокого кризиса в отношениях между Российской Федерацией и НАТО", - говорится в заявлении.
Не оборонительный альянс
В документе также указывается, что состоявшееся в Вашингтоне 3-4 апреля 2019 года заседание НАТО подтвердило, что конфронтация с Россией является ключевым фактором для сплочения ее рядов, а также для дальнейшего существования организации. "НАТО как реликт эпохи холодной войны демонстрирует неспособность к адекватному реагированию на реальные вызовы современности и в нынешней форме продолжает оправдывать смысл своего существования необходимостью защиты от мифической угрозы с Востока. Каждый этап расширения НАТО неизбежно ведет к созданию новых разделительных линий в Европе, угрожает европейской и глобальной безопасности, благополучию всех без исключения граждан государств Евро-Атлантики", - отмечают сенаторы.
Миф о том, что НАТО является оборонительным альянсом, был окончательно разрушен в ходе военной операции НАТО против Югославии, начатой 24 марта 1999 года, говорится в заявлении. Совет Федерации характеризует ее не иначе как акт агрессии против суверенного государства. Последовавшие военные операции в Афганистане и Ливии, в которых активно участвовали многие государства - члены НАТО, также не способствовали урегулированию внутренних конфликтов и решению проблем этих стран, а привели к хаосу и многочисленным жертвам среди гражданского населения.
Сенаторы выражают глубокую озабоченность тем, что на основе надуманных обвинений США в адрес России и при поддержке стран НАТО "взят курс на разрушение всего договорного фундамента стратегической стабильности и глобальной безопасности, формировавшегося десятилетиями в ходе переговоров в непростых условиях холодной войны". В частности, приводится в пример решение Вашингтона выйти в одностороннем порядке из Договора о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД) от 8 декабря 1987 года, а также Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года, дальнейшая судьба которого в настоящее время остается неопределенной.
Все эти и ряд других действий, как полагают парламентарии, наносят непоправимый урон военной безопасности в Европе и обеспечению контроля над обычными вооружениями и вооруженными силами.
Отмечается и непрекращающийся рост расходов на оборону государств - членов НАТО, составивших в совокупности в 2018 году больше половины общемировых - около $1 трлн, что более чем в 20 раз превышает российский оборонный бюджет. Кроме того, растут интенсивность и масштаб учений стран НАТО, в ходе которых отрабатываются в том числе навыки проведения наступательных операций во всех средах, включая информационную.
Провокация в Керченском проливе
25 ноября минувшего года три корабля Военно-морских сил Украины вышли из Одессы и направились в сторону Азовского моря. При прохождении Керченского пролива ими были нарушены действующие процедуры следования судов через территориальные воды РФ. На требования пограничников остановиться катера не отреагировали. С целью их принудительной остановки было применено оружие. Трое военнослужащих ВМС Украины получили легкие ранения. Корабли были задержаны, а моряки арестованы. По факту нарушения государственной границы РФ против них было возбуждено уголовное дело.
Воспользовавшись инцидентом, президент Украины Петр Порошенко первоначально объявил о введении на всей территории страны военного положения сроком на 60 дней, что означало, по крайней мере, перенос предстоящих 31 марта очередных президентских выборов. Этот шаг президента вызвал бурное негодование всех политических сил страны. В результате Порошенко вынужден был отступить. Срок действия военного положения был сокращен до 30 дней, а территория его действия распространена только на приграничные регионы.
В Москве расценили случившееся в Керченском проливе как провокацию киевских властей с целью попытаться повысить низкий рейтинг действующего президента в преддверии президентских выборов.