27 июля 2019, 17:29,
обновлено 27 июля 2019, 18:01
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

Рябков: предпринятые Ираном шаги оставляют возможность для сохранения ядерной сделки

Вопрос спасения СВПД необходимо рассматривать на уровне министров иностранных дел, считает замминистра иностранных дел России

МОСКВА, 27 июля. /ТАСС/. Россия на заседании Совместной комиссии по выполнению иранской ядерной сделки на уровне политдиректоров, которая состоится в воскресенье, будет настаивать, что сокращение обязательств Ирана оставляет возможность для спасения этой сделки. Об этом накануне встречи в беседе с ТАСС заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

"Мы будем обсуждать график возможного осложнения ситуации в связи с объявленными ранее иранцами шагами. Мы в национальном качестве будем настаивать на том, что точечный и обратимый характер объявленных иранцами мер оставляет достаточное пространство для политико-дипломатического маневра", - сказал он.

Рябков добавил, что на встрече будет обсуждаться вся повестка дня, начиная с того, как можно оценивать и воспринимать действия Ирана по схеме "меньшее за меньшее", заканчивая практическую реализацию СВПД. "Мы призываем иранцев не допускать дальнейших эскалационных шагов, проявлять ответственность. Но проекты в Фордо, Арак никто не отменял", - подчеркнул высокопоставленный дипломат.

Спасение СВПД

Вопрос спасения Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) необходимо рассматривать на уровне министров иностранных дел, но страны "евротройки" (Франция, Германия, Великобритания) не демонстрируют готовность к этому, заявил Рябков.

"Мы подтверждаем то, что говорили ранее: министерский уровень - это тот уровень, на котором принимаются важные, крупные решения, и мы с пониманием относимся к позиции Ирана, который убежден в том, если судить по высказываниям его представителей разных уровней, что работы только политдиректоров, тем более экспертов, недостаточно. СВПД реально надо спасать, и такого рода ситуация, конечно, рассматривается министрами, - сказал Рябков. - Мы не видим, к сожалению, должного отклика со стороны европейских коллег, поэтому это скорее вопрос к ним, по какой причине важная и своевременная идея проведения министерской встречи совместной комиссии до сих пор не реализована".

Ранее заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи сообщил, что по итогам заседания совместной комиссии по выполнению СВПД в конце июня была достигнута договоренность о проведении в ближайшее время встречи комиссии на уровне министров.

INSTEX

Москва надеется, что за словами из Брюсселя о возможности расширения действия механизма INSTEX на торговлю иранской нефтью последуют дела, заявил Рябков.

"Нужно удвоить усилия в русле практической реализации того, о чем было сказано высоким представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности госпожой [Федерикой] Могерини применительно к механизму INSTEX, который ЕС и "евротройка" вроде бы начинают рассматривать в качестве пригодного для использования при обслуживании сделок с иранской нефтью и для открытия к третьим странам. Это то, к чему мы давно призывали, мы рассчитываем, что за такими сигналами последуют практические шаги", - сказал он.

Замглавы МИД РФ отметил, что воспользуется возможностью предстоящей встречи, "чтобы максимально энергично призвать коллег не ограничиваться декларациями". "У нас есть большой сложный фон в виде напряженности в Персидском заливе, в виде эпизодов с задержаниями танкеров. Не хотелось бы, чтобы эти трудности и в целом крайне подвижная обстановка мешали бы продуктивной, плодотворной работе в профессиональном ключе, на которую мы настроены в формате заседания", - продолжил Рябков.

Высокопоставленный дипломат обратил внимание, что эта внеочередная встреча созвана специально по инициативе европейских участников сделки. "Коль скоро "евротройка" пошла на этот шаг, мы вправе ожидать, что именно представители указанных стран озвучат если не программу действий по сохранению сделки, то по крайней мере реалистичной оценки того, как нам вместе оборонять СВПД от продолжающихся наскоков деструктивной политики, прежде всего США", - резюмировал Рябков.

СВПД был заключен Ираном с постоянными членами Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция) и Германией в 2015 году. Сделка ограничивала ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену санкций ООН и односторонних ограничительных мер США и ЕС. 8 мая 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из СВПД. Ровно год спустя президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран приостанавливает часть обязательств по ядерной сделке и предоставляет другим участникам два месяца на то, чтобы вернуться к ее выполнению.