5 августа 2019, 08:19,
обновлено 5 августа 2019, 10:03
Выход США и России из ДРСМД

Рябков назвал США могильщиками ДРСМД

Москва сделала "максимум возможного" для спасения договора, отметил заместитель министра иностранных дел России

МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Вина за прекращение существования Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) лежит на Вашингтоне. Об этом заявил в понедельник на брифинге заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.

"Вина за это [прекращение существование ДРСМД] целиком и полностью [лежит] на американской стороне. Именно США стали могильщиками договора. Они запустили и завершили процедуру выхода из него. Между тем Россия последовательно и до самого последнего момента выступала за его сохранение. Соответственно, утверждать, как это делают некоторые официальные лица за рубежом, а также отдельные средства массовой информации, будто бы наша страна тоже вышла из договора и разделяет с американцами ответственность, абсолютно некорректно", - сказал он.

"Напротив, Россия сделала максимум возможного для спасения ДРСМД", - подчеркнул Рябков.

По словам дипломата, решение США ликвидировать договор нанесло тяжелый удар по создававшейся десятилетиями системе контроля над вооружениями. "Неизбежны далеко идущие негативные последствия для всей архитектуры международной безопасности и стабильности", - добавил замглавы МИД РФ.

Нарушение Вашингтоном своих обязательств

США так и не предприняли действий для устранения нарушений своих обязательств по ДРСМД, заявил Рябков.

"На деле именно США так и не предприняли необходимых действий по устранению нарушений ими обязательств по договору", - сказал он.

Как уточнил Рябков, в первую очередь речь идет о развертывании на суше пусковых установок Mk-41, с которых можно запускать ударные крылатые ракеты, что запрещено договором. "Не произошло никаких сдвигов и по так называемым ракетам-мишеням, запускаемым американцами с земли для испытания своей системы ПРО, но аналогичным по характеристикам баллистическим РСМД. То же относится к использованию Пентагоном ударных беспилотных летательных аппаратов, полностью подпадающих под содержащееся в договоре определение "крылатая ракета наземного базирования", - указал заместитель министра.

Любые дальнейшие шаги в сфере контроля за вооружениями должны учитывать в том числе ракетно-ядерные потенциалы Франции и Великобритании, отметил Рябков.

"Безусловно, при любых дальнейших шагах в сфере контроля над ракетно-ядерными вооружениями, при обсуждении перспектив тех или иных переговорных форматов, тех или иных возможных гипотетически соглашений мы будем настаивать на том, чтобы в этом процессе принимались в расчет соответствующие потенциалы Франции и Великобритании", - сказал замглавы МИД, отвечая на соответствующий вопрос журналистов.

По словам Рябкова, сообщения о том, что Париж и Лондон не наращивают силы и средства и стабилизировали их на некотором уровне, не меняют российскую позицию, поскольку с заключением в 2010 году договора СНВ-3 Россия практически вплотную подошла к рубежу, "за которым любые дальнейшие шаги в данной сфере возможны только при учете всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность, и потенциалов всех государств, которые обладают соответствующими возможностями" в ракетно-ядерной отрасли.

Наращивание ракетного потенциала

Рябков сообщил, что Россия будет вынуждена нарастить свой арсенал ракет средней и меньшей дальности в случае отсутствия моратория на размещение вооружений соответствующих классов.

"В отсутствие договоренностей и в отсутствие взаимного моратория [на размещение РСМД] единственным способом оградить нашу безопасность от подобных посягательств может стать создание потенциала в этой области, способного несколько встряхнуть наших оппонентов и заставить их все-таки не односторонне смотреть на происходящее, а видеть перспективу и объемность всей этой картинки", - сказал дипломат.

Перспективы Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

Перспектив вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) практически нет из-за того, что США не предпринимают усилий по его ратификации, полагает Рябков.

"Перспектив вступления в силу этого договора нет после того, как администрация США, по сути дела, отказалась от намерения обеспечить его ратификацию в Сенате", - сказал Рябков, отметив, что без этого, а также без ратификации договора рядом других стран, данный документ вступить в силу не может. "Понятно, что те, кто не ратифицировал [ДВЗЯИ] пока еще, будут оглядываться на США", - подчеркнул замглавы МИД РФ.

Он обратил внимание, что в это же время испытательный полигон в Неваде "совершенствуется и готовится к ускоренному переводу в режим возможного применения под испытания", и на фоне этого "тут же появляются сигналы о том, что Россия якобы осуществляет некие эксперименты, которые могут не укладываться в требования ДВЗЯИ".

По словам Рябкова, Москва исчерпывающе объяснила Вашингтону, что происходило во время подготовки договора в 1996 году. "Ждем, может быть, последует какая-то реакция, но в целом перспективы ДВЗЯИ весьма и весьма туманные, он может оказаться одним из реликтов прежней эпохи - когда были большие ожидания и надежды, связанные с тем, что в области многосторонней дипломатии, в сфере международных отношений, замыкающихся на жесткую безопасность, мы будем идти от успеха к успеху. Сейчас, к сожалению, из-за действий Вашингтона мы видим демонтаж элемента за элементом всей архитектуры международной безопасности", - подчеркнул замминистра.

Цели США в отказе от диалога 

Рябков заявил, что США отказывались от диалога с Россией по вопросам обеспечения транспарентности в рамках ДРСМД с единственной целью выйти из этого соглашения. 

"Они не хотели решать все эти проблемы, они отказывались от диалога на взаимной основе с единственной целью - освободиться от договора, развязать себе руки применительно к России, но, главным образом, и применительно к другим регионам мира", - указал замглавы МИД.

Рябков напомнил, что Москва предлагала американским коллегам "транспарентность по российской ракете 9М729, существенно превышающую все то, что могло бы быть рассмотрено в рамках договора, но американцы от этого ушли". "Мы обеспечили военным атташе целого ряда стран показ ракеты 9М729 в сравнении с 9М728 после того, как убедились, что США не приемлют нашего предложения на двусторонней основе через транспарентность снимать проблемы, связанные с этой ракетой", - напомнил Рябков.

Он подчеркнул, что Вашингтону "не нужно было решить проблемы с ракетой 9М729, им нужно было до конца довести свою работу по уничтожению договора под предлогом несоответствия ракеты его требованиям". Рябков также критически оценил продолжающиеся рассуждения о том, что показ и брифинг по ракете якобы не имел смысла потому, что он проводился под контролем российских военных.

"Как будто он должен был бы проводиться под контролем российских рыбаков или кого-то еще, а не российских военных, которые управляют этой ракетой. Это все дешевая риторика и лукавая фразеология, а суть дела состоит в том, что они отказались от нашего предложения обсудить то, что и как можно было бы показать по этой ракете, что можно было бы предпринять, чтобы они убедились, что ракета не разрабатывалась и не испытывалась на дальность, запрещенную договором", - добавил замглавы МИД. Рябков также подчеркнул, что США со своей стороны отказались отвечать на вопросы России относительно ряда своих вооружений для доказательства того, что они не противоречат ДРСМД.

Участие КНР в системе контроля над вооружениями

США должны отвечать на вопрос об участии КНР в новой системе контроля над вооружениями, заявил Рябков, отвечая на вопрос о том, возможно ли заключение нового соглашения о новой системе контроля над вооружениями взамен ДРСМД на фоне того, что Китай отказался принимать участие в этих переговорах.

"В отношении КНР мы внимательно фиксируем все сигналы, которые поступают из Пекина. Мы обращаем внимание на то, что китайская сторона занимает по данному вопросу вполне определенную позицию. Мы слышали о том, какие предпочтения по данному сюжету излагались в Вашингтоне, но что делать дальше с этими предпочтениями и какое здесь возможно развитие - это вопрос к Вашингтону, который инициировал всю эту дискуссию", - сказал Рябков.

Продолжение диалога с Вашингтоном

Российско-американский диалог по проблеме контроля над вооружением должен быть продолжен, отметил Рябков.

"По-прежнему открыты к равноправному и конструктивному диалогу с США по тематике ДРСМД [Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности] и другим вопросам стратегической стабильности на основе уважения друг друга и взаимного учета интересов, - сказал дипломат. - Возобновленный 17 июля в Женеве в межведомственном формате российско-американский консультационный процесс по проблематике контроля над вооружениями с упором на их ракетно-ядерную составляющую должен быть продолжен".

Россия рассчитывает на продолжение диалога с США по военным доктринам о применении ядерного оружия, отметил заместитель министра иностранных дел.

"Мы демонстрируем стремление к повышению порога применения ядерного оружия, а не к его понижению. Не случайно, что у нас, с американцами в том числе, запущено определенное обсуждение доктринальных подходов, - подчеркнул Рябков. - Мы продолжаем соответствующие обсуждения, и я рассчитываю, что в надлежащих форматах эти обсуждения будут продолжены и затягивающейся паузы в этой работе не возникнет".

Дипломат отметил, что никаких позитивных последствий в связи с выходом Соединенных Штатов из ДРСМД нет, российские предложения по стабилизации ситуации в данной сфере остаются актуальными. 

"Я не вижу никаких позитивных последствий разрушения американцами этого договора, - сказал дипломат, отвечая на соответствующий вопрос. - Если мы хотя бы на минуту могли представить, что в результате ликвидации ДРСМД возникнут те или иные позитивные эффекты с точки зрения наших собственных интересов, то тогда бы мы не вели каждодневную энергичную борьбу и не прилагали столько усилий для сохранения договора".

"К сожалению, мы эту битву проиграли, - признал замминистра. - Упорство США в навязывании всему миру своих собственных подходов и в продвижении односторонних эгоистических решений, которые, по сути дела, означают посягательство на интересы безопасности других государств, взяли верх".

Вместе с тем, по словам Рябкова, возможность для некоторой стабилизации в области контроля над вооружениями есть. "Подтверждаем, что все наши предложения в данной сфере остаются на столе", - подчеркнул он.

Обсуждение более широкого соглашения

Россия, отметил Рябков, готова обсуждать заключение более широкого соглашения по ядерным вооружениям, но призывает отказаться от лозунгов и говорить по существу.

"Что касается предложения заключить некое более широкое соглашение, то мы к диалогу готовы, и мы никогда от него не отказываемся, но для того, чтобы диалог был предметным, нужно говорить по существу, а не лозунгами, как это сейчас происходит с американской стороны", - подчеркнул он.

Замминистра отметил, что за весь период после выхода США из СВПД в мае прошлого года и после объявления США о намерении заключить новое соглашение с Ираном не последовало ни конкретизации американской позиции, ни содержательных предложений. Рябков заметил, что не берет в расчет аспект закулисных контактов и разного рода посредничества.

"Хочу сказать, мы поддерживаем любое действие США, направленное не на дальнейшую эскалацию напряженности, в том числе в Персидском заливе, а на нахождение путей к диалогу и на решение имеющихся проблем, - сказал Рябков. - Но, насколько мы знаем, в ходе подобных, в том числе закулисных контактов, никакой конкретизации американского подхода к содержательной части нового, более широкого всеобъемлющего соглашения в равной мере не произошло".

Рябков провел параллель с Договором о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), в случае с которым американцы заявили, что не могут оставаться в рамках этого соглашения, поскольку Россия его нарушает. "При этом мы ничего подобного не произносили с 2000 года, когда начал накапливаться комплекс наших претензий к США, мы проявляли терпение и ответственность за ситуацию с международной безопасностью, поскольку мы понимали, что разрушение этого договора будет иметь самые серьезные, губительные последствия для системы глобальной и региональной безопасности", - заявил замминистра. Он особо отметил, что Россия никогда не угрожала выходом из договора, несмотря на все спекуляции.

"Теперь нам говорят, что нужно другое, более широкое всеобъемлющее соглашение в ядерной сфере, хотя при формулировании этой фразы или нескольких фраз в пользу более широкого всеобъемлющего соглашения тематика ракет средней и меньшей дальности как-то обходится стороной, что нас наводит на мысли относительно в принципе отсутствия желания США как-то касаться этой сферы. Наоборот, сигнализирует о стремлении Вашингтона запустить наращивание собственного потенциала", - сказал Рябков.

Меры по обеспечению безопасности 

Рябков также сообщил, что Россия примет исчерпывающие меры по обеспечению собственной безопасности в связи с выходом США из ДРСМД.

"В условиях новых угроз, генерируемых США, мы, разумеется, будем принимать исчерпывающие меры по обеспечению собственной безопасности", - сказал он.

Рябков добавил, что Россия не станет размещать наземные ракеты средней и меньшей дальности в Европе или других регионах, пока там не появятся американские вооружения данного класса.

"Призываем Вашингтон проявить ответственность и, последовав примеру России, отказаться от развертывания создаваемых американцами систем средней и меньшей дальности, о чем активно заговорили в Пентагоне. По-прежнему открыты к равноправному и конструктивному диалогу с США по тематике ДРСМД и другим вопросам стратегической стабильности на основе уважения друг друга и взаимного учета интересов", - заявил замглавы МИД РФ.

Реакция Запада на предложение о моратории на ракеты 

По словам Рябкова, Запад счел не заслуживающим доверия российское предложение объявить мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности. 

Как напомнил дипломат, ранее Москва предложила странам Запада достичь понимания относительно параллельного российскому моратория на развертывание странами НАТО на своей территории таких средств. "Мы услышали, что это наше предложение не заслуживает доверия, поскольку Россия вроде как уже имеет этот потенциал в виде крылатой ракеты 9М729, а у НАТО ничего подобного нет", - обратил внимание он.

"Но подчеркиваю, что ракета 9М729 никогда не испытывалась на дальность, запрещенную Договором [о ликвидации ракет средней и меньшей дальности], - указал замминистра. - Соответственно, притягивать за уши данный вопрос к текущему обсуждению всей ситуации не корректно, как минимум"

Рябков также выразил надежду на то, что страны НАТО примут в расчет реальные обстоятельства и "ответственно подойдут к обеспечению европейской безопасности и глобальной стратегической стабильности".

Разработка новых ракет средней дальности в США

Разработка новых ракет средней дальности в Соединенных Штатах, отметил Рябков, находится в продвинутой стадии.

"В Соединенных Штатах в продвинутой стадии находится разработка новых средств средней дальности. Номенклатура этих средств известна, ее можно найти на открытых сайтах", - отметил он.

"Есть множество факторов, влияющих на то, как те или иные программы будут реализовываться, какие конкретные системы, если до этого дойдет, если все же призывы к здравому смыслу, которые мы постоянно озвучиваем, не возобладают, какие конкретно из этих систем могут быть рассмотрены к практическому развертыванию. И это именно баллистические ракеты современные, новые, это крылатые ракеты с потенциалом, который, как я понимаю, будет превосходить существующие крылатые ракеты разных модификаций типа Tomahawk, - пояснил Рябков.

Кроме того, он напомнил об угрозе от использования Соединенными Штатами универсальных пусковых установок Mk-41 в составе комплексов Aegis Ashore, которые, по заявлениям российской стороны, нарушают положения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Замминистра указал, что Россию не убеждают заверения США о том, что доработка этих комплексов для возможности запуска крылатых ракет, займет значительное время. "Эта доработка, по нашей оценке, занимала бы весьма и весьма короткое время и не позволяла бы за это время осуществить какие бы то ни было действия практического свойства для реагирования на подобную меняющуюся угрозу", - пояснил он.

Риски соревновательной фазы 

Риски начала соревновательной фазы в развитии вооружений в мире возросли, но Россия найдет эффективный ответ на эти вызовы, сообщил заместитель министра иностранных дел РФ.

"Риски начала новой соревновательной фазы в этой сфере существенно возросли", - сказал Рябков. При этом он отметил, что гонка вооружений - устоявшийся термин из прошлого, означающий, что меры и контрмеры в данной сфере принимаются в автоматическом режиме. "Возможно, кто-то в США рассчитывает, что <…> кто-то эту гонку проиграет, потому что будет измотан в ее ходе. Но мы извлекаем уроки из прошлого, поэтому эффективный и с военной, и с экономической, и с финансовой точек зрения ответ или ответы на новые вызовы, несомненно, мы можем найти, в этом ни у кого не должно быть сомнений, это доказано на практике", - сказал замглавы МИД.

В Москве убеждены, что "ДРСМД пошел под нож, потому что мешал Вашингтону", других причин нет, а все остальные объяснения - "просто камуфляж, введение в заблуждение". "Оттого, что в справке Госдепартамента от 30 июля и в январской аналогичной справке через абзац повторяются слова "российский миф", правда не меняется и реальность остается такой, какая она есть", - отметил Рябков, напомнив о словах Ходжи Насреддина о том, что "сколько ни говори халва, во рту слаще не будет".

Как заверил замглавы МИД, в этой сфере Москва будет последовательно и твердо следовать тому курсу, который определил президент РФ Владимир Путин. "Это включает как открытость к диалогу, так и решимость надежнейшим образом обеспечить собственную безопасность", - сказал Рябков. "Это в известной мере двойной подход: сдерживание США и вовлечение США в диалог по вопросам, которые нам интересны. Двойственный подход, наверное, единственно возможен в отношениях с этой страной, в политике которой немало, конечно, и позерства, но немало и конкретных, очень тревожащих нас моментов", - заключил замглавы МИД.

Отсутствие причин для пересмотра военной доктрины РФ 

Россия не будет пересматривать военную доктрину после выхода США из ДРСМД, заявил Рябков.

"Я не вижу причин для пересмотра нашей военной доктрины. Это документ носит фундаментальный и концептуально ориентированный на перспективу характер. Формулировки предельно выверены, они не должны все время рихтоваться, меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств", - сказал Рябков.

"Конечно, любой документ со временем требует обзора, в каких-то аспектах уточнения, но в связи с конкретной ситуацией вокруг ДРСМД я таких оснований не вижу", - добавил он.

Продление СНВ

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) может быть продлен на более короткий срок, юридически это возможно, заявил заместитель министра иностранных дел России.

"Было бы еще более тяжелым ударом по системе международной безопасности, если бы СНВ не удалось продлить на период после 5 февраля 2021 года. Продление возможно не только на пять лет, но и на более короткий срок. Юридическая техника это допускает", - сказал он.

"Но нам в любом случае было бы важно продлить предсказуемость в сфере наиболее важной с точки зрения обеспечения нашей и глобальной безопасности. Мы при этом подчеркиваем, что условием продления СНВ должно стать урегулирование удовлетворяющим нас образом известное переоборудование почти сотни стратегических носителей США таким образом, что Россия не может подтвердить факт такого переоборудования данных носителей под неядерные миссии", - добавил замглавы МИД РФ.

Рябков подчеркнул, что, если вопреки усилиям договор не будет продлен, тогда в ракетно-ядерной сфере между Москвой и Вашингтоном не останется никаких соглашений, а риски нарастания конфронтации в международных отношениях, риски для безопасности существенно возрастут.

Роль НАТО в обеспечении стратегической стабильности

Россия рассчитывает, что страны НАТО ответственно подойдут к обеспечению европейской безопасности и глобальной стратегической стабильности, заявил Рябков.

Он отметил, что Москва открыта к возможным дальнейшим договоренностям в этой сфере.

"Мы предлагали (в том числе в последние дни напоминали об этом) об идее заключить если не обязывающее соглашение, то, по крайней мере, достичь понимания относительно параллельного российскому моратория на развертывание странами НАТО на своей территории соответствующих средств, которые, как я понимаю, находятся в США в довольно продвинутой стадии с точки зрения создания", - сказал Рябков.

Высокопоставленный дипломат напомнил, что в ответ на это предложение Москва услышала, что оно "не заслуживает доверия, поскольку Россия вроде как уже имеет этот потенциал в виде ракеты 9М729, а у НАТО ничего подобного нет". Рябков подчеркнул, что "эта ракета никогда не испытывалась на дальность, запрещенную договором, не испытывалась на дальность в диапазоне от 500 до 5500 км, а притягивать за уши данный вопрос к текущему обсуждении всей ситуации некорректно".

"Мы по-прежнему ожидаем, что страны НАТО примут в расчет реальные обстоятельства и ответственно подойдут к обеспечению европейской безопасности и глобальной стратегической стабильности", - заявил замглавы МИД РФ.

Ликвидация районов базирования средств ПВО США

Рябков отметил, что Москва не требовала от Вашингтона ликвидации районов базирования средств противоракетной обороны, хотя это было бы неплохо для укрепления безопасности РФ.

Он подчеркнул, что Москва в контексте выполнения ДСНВ не требовала от Вашингтона "уничтожения американских противоракетных районов проверяемым образом" и всей сопутствующей американской инфраструктуры с последующими российскими инспекциями этих районов.

"Даже несмотря на то, что в преамбульной части ДСНВ содержится указание на непрерывную связь стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, мы понимаем, что это не является предметом договора. Договор не о том, он фиксирует взаимосвязь, ставит стратегические наступательные вооружения в совершенно определенный контекст, но он не требует никаких действий от сторон применительно к системам ПРО. Хотя, наверное, это было бы неплохо с точки зрения укрепления нашей безопасности, чтобы США ликвидировали все свои районы базирования средств противоракетной обороны", - указал замминистра.

Опасности политизации процесса по ДНЯО

МИД РФ наблюдает признаки политизации при обсуждении Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и призывает избегать этого, указал Рябков.

"Не хотелось бы, чтобы политизация охватила и обзорный процесс ДНЯО, - заявил он в понедельник на брифинге в МИД. - Мы уже видели признаки того, что в этом формате начинают рассматриваться вопросы, к нераспространению ядерного оружия отношения не имеющие ни малейшего. Ну давайте тогда все вообще свалим в одну кучу, скинем в одну кастрюлю и будем этот вот острый горячий том-ям или буйабес, чтобы не ссылаться все время на какую-то азиатскую составляющую, хлебать ложками. Это просто невозможно!"

"Давайте все-таки заниматься вещами там, где это положено, последовательно, спокойно, не политизируя эти темы, не занимаясь передергиванием. Мы к этому призываем", - обратился он к представителям зарубежной дипломатии. Представитель МИД добавил, что "необходимо по крайней мере эффективно пройти предстоящую в ноябре конференцию, связанную с проблематикой создания зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке".

Рябков отметил, что по ДНЯО предстоит обзорная конференция в будущем году. "Она пройдет в условиях отсутствия ДРСМД, а значит жесткой критики в адрес Вашингтона, видимо, и нас тоже, за произошедшее в этой сфере", - отметил дипломат. По его мнению, позиция России "безупречна с точки зрения содержательной части и выстроенной аргументации, в ней нет никаких зазоров, нас нельзя упрекнуть ни в чем". "Мы все многократно объяснили, все всем предложили и ответственность за происходящее на сто процентов находится на американской стороне и на стороне союзников США, а также тех государств, которые в силу собственных конъюнктурных, я думаю, соображений занимают позиции молчаливого непротивления происходящему", - подчеркнул он.

При этом Рябков отметил, что российский МИД уже наблюдает, как по политическим соображением страны блокируют инициативы в международных структурах. "Мы это видели как в прошлом году на первом Комитете Генеральной Ассамблеи ООН целая группа стран либо воздерживалась, либо голосовала вместе с США и союзниками по НАТО против нашей резолюции в пользу сохранения ДРСМД, - привел пример он. - Мне до сих пор никто не объяснил, по какой причине это было сделано, на основании каких таких убийственных, удивительных доводов, о существовании которых мы не знаем, не имеем ни малейшего представления, указанные страны повели себя именно таким образом, что наша резолюция не была принята".

По мнению Рябкова, "в международных отношениях сегодня люди не читают никакие документы, не смотрят смысловую часть того, что написано на бумаге, а сразу думают: "А кто это внес, по какой причине, кто автор?" "Если по каким-то мотивам авторство ту или иную страну или группу стран не устраивает, тогда это просто все выкидывается. Это полная девальвация, обесценивание нормального режима работы многосторонних структур", - заключил замглавы МИД.

Вопрос об уничтожении ракеты 9М729

Сама постановка Вашингтоном вопроса об уничтожении ракеты 9М729 неправомерна и не могла рассматриваться Москвой в принципе, заявил Рябков.

"Мы не могли в принципе рассматривать возможность уничтожения ракеты 9М729 и всего связанного с ней оборудования по требованию США, потому что эта ракета не относится к ДРСМД, и сама постановка вопроса в такой плоскости неправомерна была со стороны США", - подчеркнул он.

Как отметил Рябков, указания американцев на то, что с полигона Капустин Яр осуществлялись пуски ракеты 9М729, не могут восприниматься в качестве подтверждения, что она была испытана на запрещенную дальность. "С Капустиного Яра производились и продолжают производиться пуски в интересах разных видов и родов Вооруженных сил РФ, в том числе средств, которые имеют дальность, превышающую запрещенную договором", - указал дипломат.

"Поэтому на этом фоне со стороны США требовать уничтожения этой ракеты и нам соглашаться на что-то подобное было бы просто из ряда вон выходящим проявлением безответственного отношения к собственной безопасности", - заключил Рябков.