26 июня 2020, 15:51,
обновлено 26 июня 2020, 18:02

Рябков назвал задачу-максимум в консультациях России и США

Замглавы МИД РФ заявил, что необходимо определить дальнейшие шаги с учетом приоритетов обеих сторон

МОСКВА, 26 июня. /ТАСС/. Россия считает задачей-максимум на следующем этапе консультаций с США по стратегической стабильности и контролю над вооружениями определение дальнейших шагов с учетом приоритетов обеих сторон. Об этом заявил в пятницу замглавы МИД РФ Сергей Рябков в открытом интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману.

"Задача-минимум может быть сформулирована как достижение прогресса хотя бы по некоторым аспектам, которые нас разделяют. А сейчас нас разделяет - давайте говорить откровенно - подавляющее большинство сюжетов, которые мы обсуждаем в этой связи", - сказал он.

"Что касается задачи-максимум <...>, что мы договоримся с господином [спецпредставителем президента США по контролю над вооружениями Маршаллом] Биллингсли относительно последовательности наших дальнейших шагов, в том числе применительно и к их главным приоритетам, и к нашим главным приоритетам", - отметил Рябков.

Участие Великобритании и Франции

Рябков заявил, что Россия считает необходимым и приоритетным добиться подключения к процессу контроля над ракетно-ядерным потенциалом Великобритании и Франции в качестве ближайших союзников США по НАТО.

"Элементом, который является совершенно обязательным и неотменимым в нашей позиции относительно будущего контроля над ракетно-ядерными вооружениями, является подключение к этим гипотетическим переговорам ближайших союзников США по блоку НАТО, обладающих ядерными вооружениями. Это Великобритания и Франция, - отметил он. - Мы не скрываем, что это наш приоритет. Коль скоро США фокусируются на необходимости выйти за рамки традиционного двустороннего российско-американского диалога в этой сфере (посредством подключения Китая - прим. ТАСС) и поставить его на рельсы многосторонности, нашим приоритетом является подключение к данному процессу упомянутых государств".

Замглавы МИД РФ напомнил, что российская сторона давно выступает "в пользу того, что после заключения действующего Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) и его выполнения Москвой и Вашингтоном необходимо думать о многостороннем характере процесса контроля над ракетно-ядерными вооружениями". "1 550 боевых блоков - потолки для каждой из сторон, установленные в ДСНВ, - пояснил он. - Дальнейшие гипотетические сокращения в этой сфере мыслимы даже в теории только в том случае, если должным образом в этом процессе будут учитываться соответствующие потенциалы других государств. В нашей позиции нет внутреннего противоречия одного элемента другому. Наоборот, это крайне последовательная и очень логичная, давно отрабатываемая позиция".

По мнению Рябкова, конфигурация будущего многостороннего процесса - это "отдельный крупный сюжет, подлежащий обсуждению". "Здесь тоже в полной мере работает наша логика и наша методология, - продолжил он. - Мы с уважением относимся к позиции соответствующих стран относительно того, как они себя поведут в этом контексте. Мы понимаем, насколько это серьезные вопросы, и осознаем, что с налета, что называется, на скаку такого рода вещи не решаются".

"Еще и поэтому, на наш взгляд, стоило бы продлить действующий ДСНВ на период после 5 февраля 2021 года, чтобы выиграть время для продолжения всей дискуссии о том, с кем пойдут будущие переговоры, о чем пойдут эти переговоры, как их отстроить и так далее, - подчеркнул замминистра. - На это требуется время. Это нельзя решить за один день и даже за месяц. Для этого требуется гораздо больше усилий - интеллектуальных, политических - и сложных решений. Так давайте совместно обсуждать, что и как делать дальше, а тем временем существующий договор пусть работает".

График очных встреч

Рябков сообщил, что очные встречи в рамках российско-американского диалога можно подготовить очень быстро, но пока никаких конкретных графиков контактов из-за пандемии нет.

"Что касается очных встреч, ситуация [с пандемией коронавируса] объективно накладывает свои ограничения. Не очень понятно, когда мы из этой ситуации выйдем, но динамика современных процессов такова, что мероприятия, в том числе в плане очных встреч, при необходимости могут быть подготовлены относительно быстро. Поэтому ничего нельзя исключать, но и объявлять сейчас о каких-то конкретных планах и графиках я бы не стал", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Рябков напомнил, что в последние месяцы контакты между РФ и США были весьма интенсивными, в том числе на уровне лидеров двух стран, которые, как отметил замглавы МИД РФ, "провели серию очень важных телефонных разговоров". "Среди этих разговоров я бы выделил особенно те, в ходе которых обсуждалась тематика стабилизации ситуации на мировом нефтяном рынке, обсуждался контроль над вооружениями. Лидеры дали прямые указания активизироваться в этом поле, в этой плоскости, чем мы, собственно, сейчас и занимаемся", - добавил Рябков.

Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что стороны не имеют недостатка в контактах. "Министр иностранных дел и госсекретарь в постоянном контакте. <...> Руководители наших военных ведомств, руководители генеральных штабов, на рабочем уровне идет постоянный диалог, в том числе по региональным вопросам", - пояснил Рябков.

22 июня в Вене за закрытыми дверями состоялись российско-американские консультации по стратегической стабильности и контролю над вооружениями. Российскую делегацию возглавлял Сергей Рябков. Во главе американской был спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли.

Восстановление взаимного доверия

Рябков считает, что российско-американские отношения переживают сложный период, Москве и Вашингтону необходимо восстанавливать взаимное доверие.

"Что касается дальнейшего пути, то нам нужно восстанавливать доверие. Нам нужно через совместную работу, через сотрудничество, то есть через взаимодействие практическое, все же накапливать позитивный импульс, энергию, которая позволит ставить более значимые цели. Без какого бы то ни было совершенно неуместного пафоса хочу сказать, что сейчас доверие на нуле. Мы, к сожалению, испытываем многочисленные стрессы в наших отношениях. Период достаточно сложный", - сказал он.

В этой связи Рябков призвал начинать с малого, "двигаться тактикой небольших шагов".

"Давайте работать по повестке дня, которая не может быть препарирована и вынесена в сенсационные заголовки теми, кто не заинтересован в нормализации российско-американских отношений, кто не хочет видеть восстановления этого фактора как оздоровляющего фактора для международных отношений. Затем, если у нас это получится, под руководством лидеров, опираясь на опыт наших предшественников, я думаю, мы сможем отстроить что-то новое и достойное, сопоставимое в том числе и с совместным полетом "Союз-Аполлон".

В связи с прошедшим 24 июня парадом Победы замглавы МИД РФ подчеркнул, что историческая память жива, ее нельзя стереть. При этом попытки зарубежных коллег исказить подачу событий множатся, указал он. "Коллеги за океаном не остались в стороне от политизации святой памяти о том, за кем заслуги, кто внес какой вклад в Великую Победу", - добавил Рябков.

Он также выразил надежду, что совместное заявление президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа по случаю 75-й годовщины встречи советских и американских войск на Эльбе станет камертоном в подходе стран к героическому наследию войны. "Мы будем со своей стороны его свято оберегать", - резюмировал замглавы МИД РФ.