Лавров: Россия не видит оснований для продления оружейного эмбарго в отношении Ирана
МОСКВА, 21 июля. /ТАСС/. Россия не видит каких-либо оснований для введения бессрочного оружейного эмбарго в отношении Ирана. Об этом заявил во вторник журналистам министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом.
"Совет Безопасности ООН не вводил оружейное эмбарго в полном смысле этого слова в отношении Ирана, - напомнил российский министр. - Совет Безопасности ввел разрешительный режим поставок определенных видов вооружений в Иран, он применяется на ограниченный период времени, который истекает в октябре. И любые попытки каким-то образом воспользоваться нынешней ситуацией, чтобы продлить этот режим, а тем более ввести бессрочное оружейное эмбарго, не имеют под собой никаких ни правовых оснований, ни политических, ни моральных".
Лавров обратил внимание на то, что соответствующее положение было внесено в резолюцию 2231 СБ не просто на временной основе. Оно было включено в качестве жеста доброй воли со стороны Ирана как часть пакета, который "не имеет никакого отношения к иранской ядерной программе". "Поэтому наша позиция ясна: мы против подобного рода попыток и не видим каких-либо оснований для того, чтобы эти попытки увенчались успехом, - подчеркнул глава российского дипведомства. - Мы распространили в Нью-Йорке нашу позицию в рамках соответствующего документа, где изложены все те основания, на которых мы эту позицию выстраивали".
13 мая постоянное представительство США при ООН опубликовало заявление, в котором говорится о необходимости усилить санкционное давление СБ ООН на Иран. В документе также идет речь о том, что США намерены добиваться продления оружейного эмбарго в отношении Ирана, срок которого истекает 18 октября.
Договор об основах взаимоотношений
Лавров также заявил, что обновление Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном от 2001 года будет предложено президентам двух стран с учетом актуальных вызовов и угроз.
"Это всегда можно сделать [продлить соглашение], но мы сегодня сошлись во мнении, что 20 лет - это большой срок", - сказал Лавров. Он отметил, что за последние 20 лет произошли "серьезные, глубинные изменения на международной арене" и в экономике, и в политике, а также с точки зрения угроз безопасности всему человечеству. "Угрозы новые: это и терроризм, и другие виды организованной преступности, изменение климата, вирусы, которые сегодня у всех на слуху", - продолжил министр.
"Поэтому у нас общая позиция, которую мы будем докладывать руководителям наших стран, о том, чтобы подумать о согласовании нового документа, который будет отражать все глубинные перемены, которые произошли в мире, и формулировать наши совместные позиции в этих новых условиях", - подчеркнул глава МИД РФ.
Лавров напомнил, что в действующем соглашении предусмотрено его автоматическое продление на пять лет в 2021 году.
Концепция безопасности в зоне Персидского залива
Лавров отметил, что Россия продолжит искать консенсус со всеми заинтересованными странами для реализации концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива.
"Единственный путь - это не создавать какие-то коалиции наподобие ближневосточного НАТО, о чем сейчас наши американские коллеги говорят. Это опять конфронтационный подход, который основывается на стремлении изолировать кого-то одного и продолжать насаждать конфронтационный подход в этом ключевом регионе", - сказал Лавров.
"Мы продвигаем нашу инициативу об обеспечении безопасности и мира, сотрудничества в Персидском заливе через продвижение подхода, который объединяет все прибрежные страны, все страны, которые могут содействовать этому процессу. Предлагаем, чтобы в этом процессе участвовали и внешние игроки, включая постоянных членов Совбеза ООН, включая Евросоюз, Лигу арабских государств, Организацию исламского сотрудничества. Я думаю, что в конечном итоге именно такой подход возобладает, потому что иначе обеспечить устойчивое, стабильное развитие региона в интересах всех проживающих здесь народов просто невозможно", - подчеркнул он.
В этом же направлении движется и иранская инициатива о безопасности в Ормузском проливе, отметил глава МИД РФ.
По словам Лаврова, российская концепция коллективной безопасности в Персидском заливе не встречает противодействия среди стран региона, но в ряде государств остаются "застарелые фобии и обиды", которые затрудняют согласование общих подходов.
"Но то, что этот путь верный и мы будем добиваться формирования здесь консенсуса, у меня сомнений не вызывает", - заключил министр.
Членство Ирана в ШОС
Лавров также заметил, что Иран по всем критериям отвечает статусу полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), этот статус будет предоставлен стране на основе формируемого консенсуса.
"Препятствий для того, чтобы Иран стал полноправным членом ШОС, мы не видим, - отметил Лавров. - Считаем, что Иран по всем критериям отвечает этому статусу. РФ с самого начала активно поддержала иранскую заявку. Для того чтобы она была одобрена, необходим консенсус, над формированием которого мы сейчас работаем".
Декларация о создании ШОС была подписана в Шанхае в июне 2001 года шестью государствами - Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 2017 году полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан. В работе объединения также принимают участие четыре страны-наблюдателя (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия) и шесть партнеров по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка).
Иран подал заявку на членство в ШОС в 2008 году.



