МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Евросоюз следом за Соединенными Штатами все больше и больше следует путем нелегитимного с точки зрения международного права санкционного давления в международных делах. Об этом заявил во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая перед студентами и преподавателями МГИМО.
Глава МИД РФ обратил внимание на изобретенный западными странами термин - "порядок, основанный на правилах", где правила меняются от случая к случаю в зависимости от того, что в том или ином случае нужно западным партнерам. Лавров отметил, что создаются коалиции единомышленников, как правило из числа западных стран.
"Плюс они штучно, вручную выбирают тех партнеров из других регионов, которые послушны нашим западным коллегам, и в своем кругу договариваются создать то какое-то партнерство против безнаказанности в сфере применения химического оружия, то партнерство по обеспечению кибербезопасности и по наказанию тех, кто вмешивается в киберпространство с неблаговидными целями, то какое-то партнерство по защите прав человека, - добавил министр. - Все это делается далеко не в универсальном формате, а в узком кругу тех, кто не будет спорить с западными инициаторами этих затей. А потом вот это правило, которое складывается вокруг той или иной темы, декларируется универсальным и от всех требует его соблюдать, а против тех, кто не соблюдает сформированные в узком кругу постулаты, объявляются санкции".
"К сожалению, Евросоюз вслед за Соединенными Штатами все больше и больше идет по пути санкционного давления. Они у себя опять же внутри Евросоюза выработали решение о создании механизмов введения санкций за вторжение в киберсферу с преступными целями, как они считают, по правам человека, еще по каким-то вопросам. Эти санкции нелегитимны с точки зрения международного права, как и нелегитимны любые односторонние санкции. Но тенденция такая просматривается", - сказал Лавров.
Глава МИД РФ обратил внимание на заявления, которые делаются в отношении ситуации в Белоруссии со стороны генсека НАТО, представителей Евросоюза, западных лидеров, которые оказались во главе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
"Это такие нравоучения, произносимые тоном, которые не допускают даже сомнений в том, что это должно быть воспринято всеми как руководство к действию. Это отсутствие, в общем-то, элементарных дипломатических навыков. Это неэтично по большому счету уже не только с дипломатической, но и с общечеловеческой точки зрения. Мы это видим и обращаем на это внимание", - подчеркнул министр.
Не разбегаться по "национальным квартирам"
По словам главы МИД, современная ситуация в международной политике несет множество серьезных рисков, на этом фоне государствам преступно хлопать дверьми и выставлять другим странам ультиматумы.
Лавров отметил, что сейчас ситуация в мире не такая кровопролитная, как во время Второй мировой войны, но "рисков гораздо больше, риски не менее серьезные". Среди них глава МИД выделил терроризм, наркопреступность и риски распространения оружия массового уничтожения.
"Сейчас, когда США разрушили практически всю систему сдерживания в сфере контроля над вооружениями и доктринально внедряют в свою практическую деятельность принципы, которые, по сути дела, понижают порог применения ядерного оружия, в ситуации, когда на все на это накладывается стремление преступных террористических и прочих группировок получить доступ к ядерным технологиям и к технологиям создания и использования других видов оружия массового уничтожения, будь то химическое или биологическое, нам, я считаю, преступно разбегаться по национальным квартирам, хлопать дверьми, заявлять о том, что я с такой-то страной вообще общаться не буду, пока она не выполнит мой ультиматум", - указал он.
По словам Лаврова, именно такая ситуация сейчас складывается на международной арене. "Посмотрите, какие сейчас проблемы происходят не только в отношениях между РФ и США, но и в отношениях между США и КНР", - пояснил министр.
"Поэтому мы за то, чтобы искать компромиссы, искать баланс интересов. Именно на это - на выработку консенсуса - нацелены такие организации, в которых Россия участвует, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС. Собственно говоря, признанием новых реальностей стало создание G20, в которой представлены и страны БРИКС, и так называемая семерка, и ряд других ведущих государств развивающихся регионов современного мира", - резюмировал Лавров.
Отношения Москвы и Лондона
Россия никогда не пыталась искусственно осложнять отношения с Великобританией, в то время как Лондон создал множество проблем для диалога, добавил Лавров.
"Мы никогда не пытались искусственно наши отношения осложнять, в них и так немало проблем", - подчеркнул министр.
Он отметил, что нынешнее ухудшение началось еще с дела о смерти бывшего сотрудника ФСБ РФ Александра Литвиненко, затем было "дело Скрипалей", потом англичане активно подхватили другие антироссийские сюжеты, были внесены "сугубо британские акценты".
"Brexit - мы вмешивались в референдум, потом сказали, что не вмешивались, но точно вмешивались в референдум о независимости Шотландии и сейчас будем вмешиваться во внутренние дела Соединенного Королевства. Это печально слышать", - сказал Лавров. Он добавил, что во всех упомянутых случаях "никто никому не предоставил" окончательных фактов.
Глава МИД РФ оценил нынешние отношения как "резко отрицательные" из-за действий британских коллег. "[Отношения Великобритании и России] никогда не были простыми, несмотря на родственные связи, которые периодически устанавливались между монархиями, но к нынешнему периоду мы подошли совсем не в лучшей форме, а даже хуже, чем в те годы, когда отношения ни шатко ни валко развивались", - сказал Лавров.
Министр указал, что не видит оснований для дальнейшего искусственного ухудшения диалога. Он отметил бурное развитие культурных, гуманитарных, образовательных и научных связей между Москвой и Лондоном, а также значительный рост торговли.
"Английский бизнес очень заинтересован в нашем рынке, работает здесь, делает инвестиции, в том числе в сооружение спортивных объектов и многое другое. Кстати, за первые полгода 2020 года торговля увеличилась более чем на 50% по сравнению с полугодием прошлого года и уже превышает за полгода $10 млрд", - сообщил он.
"Если британские руководители будут в отношении России проводить политику, чтобы она достигала тех результатов, которых хочет и бизнес, и гражданское общество Великобритании, я думаю, мы сможем уже действовать гораздо более продуктивно, с пользой для наших обеих стран", - резюмировал Лавров.