7 сентября 2020, 13:18,
обновлено 7 сентября 2020, 14:16

Лавров: обвинения в адрес России по Ливии не подкреплены никакими фактами

Глава МИД отметил, что Россия в свое время поддержала введение специальной резолюцией Совбеза ООН оружейного эмбарго в отношении Ливии

ДАМАСК, 7 сентября. /ТАСС/. Публикации СМИ о том, что Россия якобы использует Сирию как плацдарм для переброски в Ливию вооружений и наемников, не подкреплены никакими фактами. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в понедельник на пресс-конференции по итогам визита в Дамаск.

"Что касается Ливии, еще раз хочу сказать, о чем говорил неоднократно: и по Ливии, и по другим странам - от Африки до Европы и до США - постоянно выдвигаются какие-то обвинения в адрес РФ. Никогда каких-либо фактов нам предъявлено не было", - сказал он.

По словам Лаврова, тот факт, что подобные заявления сразу попадают в медийное пространство без задействования двусторонних и многосторонних механизмов для прояснения озабоченностей, вызывает вопросы относительно целей их авторов.

Министр отметил, что Россия в свое время поддержала введение специальной резолюцией Совбеза ООН оружейного эмбарго в отношении Ливии. "Помним, как несколько месяцев спустя отдельные европейские страны публично, устами своих генштабов, военных представителей заявляли, не стесняясь, что они поддерживают экстремистов против [Муаммара] Каддафи и поставляют этим экстремистам оружие", - указал он. Глава МИД РФ добавил, что необходимость соблюдения оружейного эмбарго была подтверждена в ходе Берлинской конференции по Ливии в январе, итоги которой были закреплены в еще одной резолюции Совбеза ООН.

26 февраля 2011 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая предусматривает введение эмбарго на поставки оружия Ливии.

Необходимость бессрочного прекращения огня

Россия поддерживает существующие мирные инициативы по урегулированию в Ливии, в частности отмечает важность введения бессрочного режима прекращения огня.

"В последние месяцы звучат инициативы о немедленном прекращении боевых действий и начале переговоров, начале реализации решений Берлинской конференции. Последние примеры: каирская декларация и недавняя совместная инициатива председателя парламента в Тобруке господина [Акилы] Салеха и главы президентского совета в Триполи господина [Фаиза] Сарраджа. Мы эти инициативы активно поддерживаем, считаем необходимым незамедлительно приступить к их реализации, начиная с безусловного бессрочного прекращения огня", - сказал Лавров.

Министр обратил внимание, что Россия с самого начала ливийского кризиса была единственным государством, которое работало со всеми ливийскими сторонами без исключения. "Осознание того, что там не может быть военного решения, что необходимо немедленно начинать диалог постепенно пришло и к другим внешним игрокам, и, самое главное, к самим ливийским сторонам", - указал глава МИД РФ.

В Ливии несколько лет параллельно существуют два органа исполнительной власти - Правительство национального согласия Фаиза Сарраджа в Триполи и пользующиеся поддержкой Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара парламент и временный кабинет на востоке страны. Весной 2019 года Хафтар развернул наступление на Триполи, столичный кабмин обратился за поддержкой к Турции, при помощи которой его формированиям удалось вернуть часть потерянных ранее территорий.

21 августа Правительство национального согласия (ПНС) Ливии объявило о немедленном прекращении огня и приостановке всех военных операций на территории республики. В заявлении отмечалось, что для реализации перемирия необходимо создание демилитаризованной зоны в стратегически значимых ливийских городах Сирт и Эль-Джуфра. В Палате представителей парламента поддержали инициативу, призвав к выводу с территории Ливии всех иностранных формирований, а также к возобновлению нефтедобычи.