ВЕНА, 15 октября. /ТАСС/. Внятного плана полноценной реализации Комплекса мер по урегулированию ситуации на востоке Украины ("Минск-2") у Киева не было и нет. С таким заявлением выступил в четверг постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич.
"Расхождения в заявлениях и действиях представителей Украины в публичном пространстве и в контактной группе, а также на внутреннюю аудиторию и в ходе международных контактов резонно подводят к мысли о том, что в Киеве не было и нет внятного плана полноценной реализации Комплекса мер, - сказал Лукашевич на заседании постоянного совета ОБСЕ. - Такой подход никак не увязывается с тем, что в итоговом коммюнике "нормандского" саммита в декабре 2019 года в Париже [президент Украины] Владимир Зеленский подтвердил приверженность полному выполнению этого документа".
Российский постпред также обратил внимание, что за более чем пятилетний период с момента подписания комплекса мер 12 февраля 2015 года "ни одно из его политических положений так и не реализовано в виде согласованного с Донецком и Луганском, принятого и введенного в действие законодательного акта Украины". "Это касается в том числе наделения Донбасса особым статусом на постоянной основе, конституционной реформы, амнистии, местных выборов и так далее", - указал Лукашевич.
Политическая часть комплекса мер по выполнению минских соглашений ("Минска-2"), подписанного участниками Контактной группы 12 февраля 2015 года, является основой урегулирования конфликта в Донбассе. Документ, помимо прекращения огня и отвода вооружений, предусматривает проведение глубокой конституционной реформы, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также проведение выборов в этом регионе.
Закрытие КПП
Лукашевич сообщил, что Россия обеспокоена сообщениями о решении Украины закрыть в Станице Луганской с 15 октября единственный пункт пропуска для гражданского населения через линию соприкосновения.
"Обеспокоены сообщениями о решении штаба украинской "операции объединенных сил" закрыть в Станице Луганской с 15 октября не менее чем до конца текущего месяца для регулярных перемещений гражданского населения единственный в Луганском регионе постоянно действующий пункт пропуска через линию соприкосновения, - заявил Лукашевич. - Все это вкупе с мерами Киева по социально-экономической блокаде региона создает дополнительные жизненные трудности донбассцам, многие из которых вынуждены пересекать линию соприкосновения для получения пенсий и социальных пособий".
Российский постпред также добавил, что спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по Украине и в контактной группе Хайди Грау особо акцентировала эту тему и призывала Киев проработать небюрократические решения с целью адресных выплат жителям отдельных районов Донбасса.
Нарушения режима тишины
Лукашевич сообщил, что наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине зафиксировали более 1,6 тыс. нарушений с начала действия режима прекращения огня в Донбассе с 27 июля.
"Всего с начала действия мер по усилению режима прекращения огня (вступили в силу 27 июля в соответствии с решением Контактной группы от 22 июля) СММ насчитала свыше 1 600 нарушений "режима тишины", - проинформировал российский постпред.
По его словам, поступает информация о минно-взрывных травмах гражданских лиц. Украинские военные продолжают размещать вооружения и технику в жилых районах: к примеру, за последние две недели СММ выявила шесть зенитно-ракетных комплексов и несколько бронемашин ВСУ вблизи жилых домов в населенных пунктах Тарамчук, Черненко, Николаевка, Боброво, добавил постпред РФ.
В Донбассе с 27 июля действуют дополнительные меры по контролю за перемирием, которые были согласованы участниками контактной группы по урегулированию ситуации на Украине. Дополнительные меры включают запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия, на использование летательных аппаратов, запрет на ведение огня и размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах. Одним из главных пунктов соглашения является применение дисциплинарных мер за нарушение режима тишины, а ответный огонь в случае наступательных действий допускается только в случае прямого приказа командования.