Развитие дистанционной торговли в России

20 октября в пресс-центре ТАСС (г. Екатеринбург) состоялся круглый стол, посвященный развитию дистанционной торговли в России.

Директор по региональным продажам электронной коммерции АО "Почта России" Виталий Нотченко, заместитель директора по электронной коммерции макрорегиона "Урал" АО "Почта России" Владимир Куковякин, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев, коммерческий директор интернет-магазина пряжи Алексей Бардок и директор магазина товаров для животных Антон Бельчиков дали определение понятия "дистанционная торговля", озвучили статистические данные по динамике рынка дистанционной торговли в стране, обсудили новые возможности для развития торговли такого типа в условиях новой реальности, а также рассказали о проблемах, с которыми столкнулись представители малого и среднего предпринимательства в период пандемии коронавирусной инфекции, в частности при переходе из онлайна в оффлайн, дали экспертные прогнозы до конца 2020 года и на 2021 год.

"Дистанционная торговля появилась не сегодня. Она существует уже достаточно давно, уже несколько десятилетий. Если кто-то помнит, то были и каталожные продажи одежды, книг и т.д. В современном формате – это конечно электронная торговля с использованием сети интернет. Когда появляются интернет-магазины, появляются маркетплейсы, соответственно это более динамичный вариант дистанционной торговли. Сегодня она называется e-commerce.

На 2020 год были определенные планы. Каждая компания, каждый бизнесмен, как и я, в лице представителя Почты России в макрорегионе Урал, выстраивал определенную для себя программу на год. Для дистанционной торговли, на мой взгляд, 2020 год дал достаточно много новых возможностей. Те рынки, которые были слабы, стали развиваться, - начал дискуссию круглого стола заместитель директора по электронной коммерции макрорегиона "Урал" АО "Почта России" Владимир Куковякин. – Традиционно для Почты России осенне-зимний период – это время, когда совершается самое большое количество заказов в интернет-магазинах. Как любая крупная логистическая компания, а Почта России - национальный оператор, мы готовимся к этому сезону заранее. В течение практически всего года проводится ряд мероприятий, в том числе связанных с технической подготовкой: мы покупаем новое оборудование, новый транспорт, проводим ремонты. Это и технологические моменты, связанные с развитием новых технологий, которые упрощают и ускоряют процесс работы и доставки, повышают ее надежность."

"Коронакризис" - основной драйвер этого года, если можно так выразиться. Если посмотреть на электронную торговлю, то кризис безусловно ускорил ее развитие. Те компании, которые отодвигали на задний план выход в онлайн, в первую очередь начали думать, как им сделать свои товары и услуги доступными для клиентов. Если посмотреть на работу Почты России, мы уже сейчас констатируем, что в 6 раз увеличился один из основных базовых продуктов — это курьер-онлайн. Также в период пандемии мы сделали все необходимые настройки для того, чтобы можно было заказывать доставку на дом через Почту России, в том числе вызвать курьера на дом для отправки. В этих направлениях мы также наблюдаем существенный рост. Сейчас курьерская доставка - одна из самых востребованных услуг в Москве и в Питере. Много компаний начали выходить на маркетплейсы, и все сервисы, которые связаны с доставкой, с упаковкой, с комплектованием заказов - также показали существенный рост в этом году. Я думаю, что эта тенденция сохранится. Бум интернет-торговли продолжается, многие готовятся к еще большему росту. Естественно, что и компании, и клиенты предпочитают быструю курьерскую доставку. 22 % россиян стали чаще пользоваться услугами дистанционной торговли – это существенные цифры, на которые стоит обратить внимание.

Почта России внедрила много новых клиентских сервисов. Например, отправка посылок по номеру телефона, об этом еще далеко не все знают. Это очень удобно: просто ставишь галочку в приложении «Получать посылки по номеру телефона» и отправителю, даже не надо знать адрес получателя, потому, что это уже привязано к номеру телефона. Также мы обновляем и дорабатываем свое мобильное приложение. Для малого и среднего бизнеса мы реализуем решение с корзинным виджетом, который можно легко, буквально за 30 секунд, установить себе в интернет-магазин и получать очень качественный чекаут на своем сайте. Благодаря этому ваши клиенты будут видеть информацию о том, за сколько вы сможете отправить заказ в тот или иной город - в днях и в рублях. Уверен, что онлайн-шопинг будет только расти", - отметил директор по региональным продажам электронной коммерции АО "Почта России" Виталий Нотченко.

"Лично я сам свою первую покупку в интернет-магазине совершил в 2006 году. А наш Фонд в эту систему площадок зашел в 2018 году. С 2018 года мы в рамках деятельности Центра поддержки экспорта стали оказывать услуги по продвижению товаров предпринимателей на иностранные торговые площадки. У нас подписаны соглашения с 30 площадками, на которых мы размещаем заказы. Например, предприниматель из какого-нибудь города шьет и хочет продавать свой товар по каким-либо причинам, например в Китае. В свою очередь мы осуществляем продвижение и юридическое оформление размещения товаров предпринимателя на этих площадках. Все это шло своим чередом, пока не наступил кризис. А дальше началась тема, связанная с электронными площадками: до многих предпринимателей дошло, что времена - новые, надо работать по новому и как-то из этой ситуации выруливать. Здесь совершенно четко все наши предприниматели разделились на два класса. Первый класс, который влип больше всех – это те, у кого вообще не было никаких интернет-магазинов, никакой доставки. Они в первую очередь стали заниматься разработками своих сайтов, интернет-магазинов. Мы отметили взрывной рост спроса как раз на создание простейших сайтов и запуска интернет-магазинов. Второй класс предпринимателей, их в Екатеринбурге больше, чем в области, по понятным причинам — это те, у кого был собственный интернет-магазин, на котором они торговали. И многие из них собрали сотрудников и сказали: "Ну что друзья, мы закрыты, но заказы идут. Если мы хотим выжить, вы становитесь курьерами, берете заказы и развозите их". Плюс к тому, мы помним о закрытии ресторанов, и возник рост заказов на доставку продуктов и еды на дом. Здесь очень большую роль стали играть системы электронных доставок: вы заказываете в каком-либо ресторане еду, курьерская служба забирает и привозит. Этот рынок стал расти и надо сказать, что предприниматели, как городские, так и областные, стали входить в системы электронной коммерции. Почта России действительно за последние годы совершила большой рывок в продвижении и упорядочении своих услуг. Сейчас это совсем другой сервис", - сказал директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.

"В нашей компании последние 1,5 года мы развиваем сервис электронной торговли. Нам всего 4 года. Мы начинали как розничный магазин, но практически сразу задействовали и удачно вошли на рынок соцсети инстаграма. У нас на 35% увеличилось количество новых онлайн покупателей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, - высказался коммерческий директор интернет-магазина пряжи Алексей Бардок. - Нас полностью устраивает география и скорость доставки по России. Почта России классно доставляет по всей России за 2-3 дня, развита отличная курьерская доставка, хотя многие даже не знают об этой услуге для предпринимателей. Но нам не хватает услуги доставки внутри города день в день; не хватает международной доставки с понятными сроками, направлениями и инструкциями по заполнению всех таможенных документов. У нас есть покупатели из-за рубежа и их процент растет",

"Мы не так давно подключились к услугам Почты России, но в целом мы довольны сотрудничеством. У нас нет никаких нареканий, клиенты довольны, и нам нравится. Для нас Почта России – это партнер, который помогает выйти в города с населением 100-500 тысяч, где мы видим максимальный рост онлайн потребления наших товаров. Почта, обладая своей широтой географии, ресурсом и качеством услуг, вполне для нас подходит. Мы считаем, что это сотрудничество перспективно. Сейчас по данным АКИТа 10,9 % покупок совершается в онлайн. То есть каждый десятый человек, который хоть что-либо вообще покупает в нашей стране, начиная от носков до автомобиля, покупает в онлайн. Нам очень важно выходить на другие города, Почта России помогает нам осуществлять доставку в эти отдаленные места", - сказал директор магазина товаров для животных Антон Бельчиков.

"Объемы потока товаров через Почту России во время пандемии выросли. Мы сравниваем с пиковыми месяцами – обычно это декабрь – январь. Так, на конец марта – апрель этого года объемы были сопоставимы с декабрем. Получателям стала необходима именно курьерская доставка. Вообще надо сказать отдельно про Свердловскую область, и Уральский федеральный округ, где почти в 50 раз выросло количество курьерских доставок. Причем покупатель интернет-магазина мог уже отдельно для себя заказать в отделении, куда прибыл товар, доставку до дверей. И в течение дня либо почтальоны, либо наша курьерская служба, эту заявку выполняла. Поддержка в этом случае была, мы снизили стоимость такой курьерской доставки на дом до 100 рублей, и она стала стоить столько же, сколько ранее стоила доставка почтальоном. Так же был внедрен специальный тариф для предпринимателей, который работал до конца лета, тариф ЕКОМ - 74 рубля без НДС. По этому тарифу можно было заказать доставку отправлений в 37 городов весом до 15 килограмм. Это серьезная поддержка и многие компании этим воспользовались, - добавил Владимир Куковякин. - Всего по Уральскому региону выделено 38 участков курьерской доставки. Мы уже увеличили количество курьеров, подготавливаясь к высокому сезону. К примеру, если в Екатеринбурге раньше работали порядка 20 курьеров, то сейчас уже работают больше 40. Кроме того, продлили доставку до более позднего времени, чтобы расширить возможность вручения отправлений получателям в удобное для них время".