Этнодизайн в современных рыночных условиях

В пятницу, 27 декабря 2013 года, в 11:00 в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Урал (ул. Ленина, 50 Б (БЦ «Континент»), 2 этаж) состоялась пресс-конференция: «Этнодизайн в современных рыночных условиях. Как спасти художественные промыслы Урала?».
Гости пресс-центра:
Вячеслав Викторович Погудин – председатель комитета по социальной политике Законодательного Собрания Свердловской области;
Николай Иванович Моргунов – председатель Уральского отделения международного Союза дизайнеров;
Александр Андреевич Лысяков – кузнец, предприниматель;
Юлия Владимировна Крутеева – галерист.
Художественные промыслы всегда обслуживали два направления: быт и архитектуру. В Свердловской области традиционно много талантливых людей, способных создавать художественные ценности своими руками. В основном, они работают с деревом, камнем и металлом, зачастую их имена широко известны за пределами Урала, а изделия от таких мастеров стали не только желанными подарками, но и гордостью коллекционеров, настоящим брендом Свердловской области.
Вячеслав Погудин рассказал, почему считает ситуацию с сохранением художественных промыслов тревожной: «Мы теряем их прямо на глазах. У основной массы мастеров и ремесленников много проблем, связанных с элементарным выживанием», подчеркнул он.
«Разрабатывая новый закон, депутаты Законодательного Собрания области стремились создать экономические условия для возрождения этой важной отрасли, играющей большую роль в развитии въездного туризма в Свердловской области», – сказал Вячеслав Погудин.
В ходе пресс-конференции среди ее участников возникла дискуссия относительно того, можно ли считать народные промыслы в нынешнем их состоянии народным творчеством в прямом смысле этого понятия.
Николай Моргунов высказал мысль о том, что истинно народными промыслами они были тогда, когда крестьяне в свободное от своих основных занятий время занимались отхожим промыслом, обеспечивая себе дополнительный заработок. В Советский период это стало профессиональным плановым производством, которое народным промыслом назвать никак нельзя, подчеркнул он. В постсоветский период в рыночных условиях народные промыслы стали невостребованы - некому стало финансировать промышленное производство, а продукцию маленьких артелей, их творчество, скорее, следует называть не народными промыслами, а экодизайном.
С ним не согласились Юлия Крутеева и Александр Лысяков. Юлия Крутеева отметила, что работы уральских мастеров востребованы, они хорошо продаются, и этот вид творчества, как его ни назови, имеет хорошие перспективы.
Александр Лысяков обратил внимание на то, что любой творческий процесс следует воспринимать как движение, развитие творческой мысли, манеры исполнения. Традиционные дымковские игрушки, сказал он, сегодня менее интересны, чем творчески переосмысленный образ лошадки из металла, который, несмотря на прямолинейность исполнения, имеет стиль и привлекает внимание потенциального покупателя.
Вячеслав Погудин заметил, что, несмотря на творческие, идеологические разногласия участников пресс-конференции, их всех объединяет одно – живой интерес к теме творчества, которое можно назвать любым профессиональным термином. «Но главное для меня – чтобы закон оказывал реальную поддержку творческому человеку», подчеркнул он.
При использовании материалов ссылка на организаторов пресс-конференции обязательна.


