Всемирный день телевидения: технологии, аудитория, охваты

В пресс-центре ТАСС (г. Екатеринбург) 21 ноября состоялся круглый стол, посвященный Всемирному дню телевидения.

О развитии цифрового телевещания на Урале, первых результатах пилотного проекта по внедрению ОТТ-платформы для просмотра муниципальных каналов в Свердловской области, обеспечении кибербезопасности теле- и радиосигнала, а также об использовании искусственного интеллекта в создании телевизионного контента рассказали директор Свердловского филиала РТРС Наталия Саженова, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами "Ростелекома" на Урале Александра Исхизова, заместитель директора ГТРК "Урал" Кристина Свет-Яковлева, программный директор телеканала ОТВ (Челябинск) Марина Тимофеева, руководитель комитета по исследованиям АКАР Урал, директор медийного агентства AMG, член Совета Гильдии Маркетологов Сергей Балакирев.

"Региональным телеканалам пришлось нелегко, не все смогли выжить. Более крупные каналы вошли в кабельные сети, и теперь распространение этих каналов идет посредством кабельных возможностей. Безусловно, для распространения каждого сигнала найдется свой зритель. ОТТ-платформы также имеются. Естественно, их перечень невелик - более 10 тыс. человек в мире в день просматривают этот канал. Говорить о результатах пока рано, до конца года будет продолжаться тестирование, и по результатам будет понятно, насколько востребована эта платформа. Говоря о нашей компании, услугами РТРС пользуются все телекомпании, которые входят в первый и второй пакет мультиплексов. Также более 35 лет радиостанций. Доставка сигналов обеспечивается посредством шифрования и кодированием этих сигналов, а также с помощью специальных протоколов", - выступила Наталия Саженова.

"На сегодняшний день происходит цифровая трансформация телевидения. Переход с аналогового на цифровое вещание - это один из грандиозных проектов. Любая цифровизация должна достигать каких-либо эффектов. Если говорить про переход с аналогового на цифровое вещание - это не только более высокое качество изображения и звука, но и больше возможностей для мультимедийного контента, улучшение эффективности использования спектра для передачи каналов. Все это позволило предложить зрителям лучший опыт просмотра телевизионного контента. На сегодняшний день цифровая трансформация набрала популярность. Благодаря новым технологиям появилась возможность транслировать контент не только по телевизионным каналам, но и через онлайн-трансляции, социальные сети и видеохостинги. Это позволяет привлечь новых зрителей и быть в курсе последних трендов в медиаиндустрии. Очень важно, что в процессе цифровизации произошло улучшение монетизации и расширения рынка. Благодаря этим специализированным рекламным и аналитическим системам можно как максимизировать расходы от рекламы, так и эффективно настраивать рекламные кампании, что позволяет создать больше возможностей для сотрудничества с рекламодателями и расширить аудиторию. Вторым вдохновением в цифре появилась возможность улучшения ускорения рабочих процессов, всего, что связано с автоматизацией большого количества задач. Раньше эти задачи требовали большого количества времени и усилий, так как собирались вручную. Сегодня можно все автоматизировать. Программы для монтажа и обработки видео, специализированные программы для подборки музыки и звуковых эффектов, различные системы аналитики и другие инструменты смогли создать эффективный и интересный контент. Самая яркая технология - это искусственный интеллект. Он сегодня меняет принципы работы, делая их более персонализируемыми и интуитивными. Алгоритмы машинного обучения анализируют предпочтения и поведение пользователей для того, чтобы предложить им необходимый контент, который соответствует тем интересам, которые у них есть. Кроме этого, искусственный интеллект дает возможность генерации автоматических статей на основе событий, что позволяет журналистам сосредоточиться на более творческих задачах. Сейчас достаточно хорошо применяется виртуальная добавленная реальность. С ее помощью можно создавать уникальные визуальные интерактивные сценарии, которые меняют способ представления информации. Также можно предложить зрителям неповторимые виртуальные путешествия, участие в важных событиях или опыт полного погружения в происходящее. Это делает просмотр новостей более увлекательным и захватывающим. Про блокчейн или технологии распределенных реестров можно тоже говорить долго. Появилась эта технология достаточно недавно, но она поможет сегодня сделать революцию в сфере ТВ. Она позволяет создать прозрачную и надежную систему учета и передачи информации. Путем регистрации и хранения данных в этой цепочке блоков можно обеспечить не только непрерывность, но и достоверность информационного контента. Нельзя забывать про мобильные технологии, они тоже появились достаточно давно, но сейчас они развиваются гораздо активнее. Мы видим, что большое количество людей используют смартфоны и планшеты", - рассказала Александра Исхизова.

"Хранятся наши материалы на LTO-дисках. На них помещается огромное количество материала. Месяц работы может уместиться вот на таком одном диске. Учитывая, что у нас очень преклонный возраст, через 2 года будет 70 лет телевидению, а свердловскому радио исполнится 100 лет, все форматы, на которых работало телевидение, у нас они присутствуют. Все, что было снято до 90-х годов, помещается в трех огромных комнатах по 50 квадратных метров. Сейчас новые технологии уже с защитой.  Добраться до самого носителя информации очень сложно, поэтому мы их используем. Мы очень долго использовали полупрофессиональные полуцифровые форматы. Если раньше свердловчане могли видеть наши программы только на "Россия-1", то сейчас на двух каналах: "Россия-1" и "Россия 24". У нас идет федеральный эфир с региональными ставками, потому что оба канала являются общедоступными и выходят в первом мультиплексе. Мы постепенно цифровизировались. Сначала мы перешли в производстве на цифровую историю, у нас появились камеры с цифровыми дисками, мы производили цифровой продукт, но передавали его через аналоги. Мы перешли на картинку, которая соответствует размерам новых телевизоров. Качество стало лучше. Мы стали ближе к зрителю. Эфирное телевидение 10 лет назад смотрела аудитория 50+, сейчас те же люди смотрят, но они уже 65+. Более молодое активное поколение 40-летних, 30-летних - это отсроченные просмотры в интернете, на сайтах, платформах. Поэтому аудитория получила возможности смотреть, когда ей удобно. Телевидение стало удобным, в связи с переходом на цифру и его стали смотреть. Мне кажется, тот провал, который был лет 10 назад, когда говорили, что телевизор люди не смотрят, у них просто не было времени. У них и сейчас его нет, поэтому телевидение подстроилось под них. Если мы говорим про региональное телевидение, тут ничего не поменялось. Как было назначение у регионального телевидения рассказывать о жизни вокруг тех людей, которые на этой территории проживают, так оно и осталось, потому что людям в регионах интересно знать, что происходит вокруг них, что за окном.  Мы наблюдаем тенденцию, что если какие-то значимые события всероссийского или международного масштаба происходят, несколько дней они вызывают большой интерес, внимание зрителей приковано к федеральному эфиру, потом ситуация становится им понятной, и они опять возвращаются к региональному контенту, потому что то, что за окном, оно важнее", - поделилась Кристина Свет-Яковлева. 

"Цифра - это свобода, которую мы даем своим потребителям. Безусловно, человек не посмотрел передачу, он может зайти в отложенный просмотр, зайти в архив, посмотреть на любых ресурсах, где это есть. Линейное телевидение уходит в ту возрастную категорию, которая готова это потреблять. А та возрастная категория, которая немножко перестраивается - новая, молодая - она живет по другим законам. Как раз для второй аудитории разрабатывается вся история с цифрой и теми площадками, платформами, которые имеют место. Я пришла на телеканал 12 лет назад. Мы начали изучать аудиторию, проводили различные исследования. Хочу сказать, что это была одна большая группа 55+ лет. Руководство ставило задачи, что аудитория должна меняться, должны быть охваты больше. Посмотрели по контенту, поняли, что нужно делать. Эта перестройка, не хочу сказать, что она была глобальная, но убрали одни программы, заменили другими. По чуть-чуть мы пробовали и что-то добавляли", - рассказала Марина Тимофеева.

"На текущий момент среднестатистический россиянин потребляет 3 часа 40 минут телевизионного контента в сутки. Чем моложе аудитория, тем меньше она потребляет этот контент. Чем более возрастная аудитория, тем больше. При этом нужно понимать, что бизнес, который дает рекламу, интересуется платежеспособной аудиторией. Поколения 35+ больше. Можно провести параллель с американским рынком, где 80% благосостояния в руках аудитории 50+. Поэтому, соотнося эти факты, понимая, что аудитория 35+ начинает потреблять контент уже 3 часа и более, то востребованность этого канала остается по-прежнему самой высокой. Доля рекламных расходов на телевидении, например, у 30 крупнейших рекламодателей страны этот диапазон достигает 52-58% от их бюджетов. Мы говорим о том, что страна полностью диджитализировалась, и все деньги находятся в диджитал, вот вам конкретные цифры. Есть рейтинг, где свои обороты показывают топ-100 крупнейших баинговых агентств страны. Там доля телевидения примерно такая же. Поэтому если мы говорим о крупных игроках этого рынка, то телевидение продолжает иметь вес. Еще важно количество потребления ТВ-контента, именно эфирного телевизионного вещания, оно год от года сокращается на 5, 7, 10 минут. Мы не прекращаем смотреть меньше. У меня дома стоит устройство, в котором я могу посмотреть эфирное вещание, могу просто посмотреть контент диджитальный, а еще это устройство на какой-то операционной системе, у которой есть свои сервисы. По факту употреблять меньше мы не стали, мы просто имеем разные устройства. Это значит, что маркетологи при медиапланировании должны учитывать устройства, через которые мы потребляем тот или иной контент. Именно поэтому те компании, которые производят контент, в том числе новостной, давно уже знают, что они контент одновременно транслируют на несколько средств", - поделился Сергей Балакирев.