Педагогические профессии будущего: роль тьюторства в траектории личностного роста ребенка

14 декабря на площадке Ельцин Центра состоялась выездная пресс-конференция ТАСС, посвященная педагогическим профессиям будущего.

Профессор Московского городского педагогического университета Татьяна Ковалева, ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова и директор центра "ОРТ-карьера" Галина Брусницына поделились своим видением профессий будущего в сфере образования, рассказали о развитии тьюторской деятельности в российских школах, о подготовке кадров, о новых практиках в плане профессионального и личностного самоопределения школьников, обозначили основные проблемы педагогов XXI века и вызовы современности, на которые приходится отвечать, применяя новые подходы в системе образования.

"Сама профессия тьютор появилась в XII веке, сначала в Оксфорде, потом в Кембридже, потом они объединились и создали объединение Оксбридж. Интересный момент, когда ко мне сейчас обращаются государственные школы и университеты и говорят о том, что им сложно, я говорю, что все зависит от того, какие цели вы ставите. Наверное, в XII веке Оксфорду и Кембриджу тоже предлагали вступить в ассоциацию государственных университетов, но они осознали, что придумали что-то исторически новое и остались частными университетами. Мелкая подробность: Оксфорд до сих пор не входит в ассоциацию государственных университетов. Тьютор — это такой педагог, который обсуждает с каждым студентом, зачем он пришел в университет, что он хочет делать потом, какой тип профессии он хочет избрать, на что он делает ставку. В зависимости от этого, какие-то лекции для него становятся главными, какие-то — вариативными, какие-то он может вообще пропускать. А где-то тьютор договаривается, чтобы студент мог учиться в двух-трех магистратурах и строить свой индивидуальный образовательный график. Дальше, начиная с XII века, это движение пошло по миру и практически во всех частных и продвинутых университетах работают тьюторы. Десять блестящих университетов мира — это все университеты с тьюторской моделью: Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Массачусетский институт и т. д. Интересно, было ли когда-то тьюторство в России? Официально его вроде бы не было. У меня много друзей-выпускников Московского физико-технологического института. Если мы начинаем исторически смотреть, это институт основывали Лев Ландау и Абрам Иофф, которые проходили стажировку в Кембридже. Они восстановил в университетской среде России эту тьюторскую модель, — рассказала профессор Московского городского педагогического университета Татьяна Ковалева. — Есть даже очень красивая технология „Рестартинг“, на которой работают тьюторы с людьми зрелого возраста. В 60 лет с человеком начинает работать тьютор и обсуждать, что он очень хотел делать в жизни, но не смог. Например, человек мечтал играть на гитаре, а его отдали в математическую школу. У человека в 60 лет состоялась его профессиональная судьба, дети выросли, теперь ничего не мешает ему научится играть на гитаре. Замечательно, что это уже не возраст дожития, а принципиальный качественный возраст, когда активный человек может реализовать то, что он не реализовал раньше".

Также эксперт отметила, что пока в области тьюторской деятельности слышатся два фокуса — это одаренный дети, как в Сириусе, например, или инклюзивные. "На самом деле, тьюторская услуга — это культура современного образования. У каждого человека, если он думает о своих приоритетах, если он строит индивидуальную образовательную программу, должен появиться педагог, который будет сопровождать его, владеть определенными технологиями. Те директора школ, которые понимают ценность этого, вводят тьюторскую модель в школах. У нас есть ряд государственных школ, где директора направили директорский фонд именно на развитие службы тьюторов. Есть школы, где работают 12−15 тьюторов", — добавила Татьяна Ковалева.

"Наш университет переживает эпоху Ренессанса. Заходя из будущего в настоящее и восстанавливая прошлое, мы реализуем уже несколько лет программу на уровне магистратуры, которая называется „Социальная педагогика и тьюторство“. У нас есть бюджетные места и обучаются на этой программе люди получившие стартовый уровень той или иной образовательной подготовки. Приходя на заочное обучение в магистратуру за 2,5 года, люди осваивают именно технологии индивидуализации выстраивания маршрута тех, с кем они в будущем будут работать. На следующий учебный год у нас уже заявлена еще одна магистерская программа, она будет называться немного по-другому „Тьюторство в образовании и социальной сфере“. Здесь будет поставлен акцент на работу с людьми возрастными, выбор индивидуального пути развития взрослого человека. Кроме магистратуры мы работаем в рамках дополнительного образования, программа профессиональной переподготовки. Эти программы идут от 500 часов. По сути дела, человек получает возможность вести образовательную деятельность в новой для себя сфере", — поделилась информацией ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова.

"Прямо сейчас появляются и „Атлас новой профессии“ и новые форматы, такие как хакатоны. Наш проект называется „Инкубатор ПРОФИ“. В нем участвуют в основном старшеклассник из города Екатеринбурга. Повестка для „Инкубатора ПРОФИ“ — это национальная технологическая инициатива, мотивированные дети, которые технически направлены. Почему мы использовали в названии „профи“? Потому что нам важно профессиональное самоопределение. Мне кажется, запрос тьюторства, который мы считываем сейчас с родителей — это помощь с профессиональным самоопределением. В „Инкубаторы ПРОФИ“ мы выводим воспитанников на предприятия, знакомим с наставниками. В большей степени мы пользуемся событийными практиками, когда мы проводим большое событие, где ребята могут выбрать, попробовать, прорефлексировать", — отметила директор центра "ОРТ-карьера" Галина Брусницына.