МОСКВА, 16 мая. /ИТАР-ТАСС/. Причиной нештатной ситуации с ракетой "Протон-М", стартовавшей с Байконура (в 01:42 мск) со спутником "Экспресс- АМ4Р", могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.
"Точную причину сейчас трудно назвать, будем изучать телеметрию", - добавил руководитель Роскосмоса.
"Головной блок в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успел отделиться от ракеты и не был выведен на орбиту", - сказал Остапенко. В момент аварии "Протон" находился на высоте 161 км над Китаем, обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. "По нашей предварительной информации, до Земли ничего не долетело", - подчеркнул глава ведомства.
По словам Остапенко, сейчас работает комиссия по расследованию причин ЧП. "Идет предварительной анализ на космодроме Байконур, затем материалы будут переданы для дальнейшей работы в Москву", - уточнил глава Роскосмоса. Он также сообщил, что комиссию, возможно, возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. "Решение будет позже. Я уже определил его кандидатуру", - добавил Остапенко.
Предыдущая авария "Протона"
Предыдущая авария с "Протоном" произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками "Глонасс-М" носитель упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен.
Ущерб оценили в 4,4 млрд руб, так как запуск не был застрахован.
Причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей при сборке ракеты в ноябре 2011 года.
О ракете и спутнике
"Протон-М" - ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. "Протон-М" - модернизированный вариант ракеты-носителя "Протон-К", обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Спутник "Экспресс-АМ4Р" создан европейской компанией EADS Astrium по заказу по заказу ФГУП "Космическая связь". Космический аппарат имеет массу 5755 кг и оснащен аппаратурой для устойчивого покрытия всей территории России и стран СНГ.
"Экспресс-АМ4Р" - самый мощный и высокотехнологичный на сегодняшний день российский спутник связи. Данный космический аппарат - третий из серии "Экспресс", который запущен в этом году. Спутники серии "Экспресс" застрахованы на 2,5 млрд рублей.
Последствия аварии для цифрового вещания
Пресс-секретарь Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) Игорь Степанов сообщил ИТАР-ТАСС, что авария не отразится на сроках перехода России на цифровое вещание.
"Да, конечно, РТРС планировал задействовать мощности "Экспресс-АМ4Р" для распространения цифрового телесигнала. Тем не менее, отсутствие этого спутника не скажется на сроках выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", - сказал Степанов.
По его словам, "у РТРС уже достаточно давно разработаны и внедрены схемы резервирования телевизионного сигнала, которые позволяют обеспечить непрерывность эфирной телевизионной трансляции при возникновении таких нештатных ситуаций".