24 июля 2014, 12:01,
обновлено 21 августа 2014, 10:29
Расследование крушения Boeing в Донецкой области

Версии крушения малайзийского Boeing 777 над территорией Украины

ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

На подготовку окончательного доклада о причинах катастрофы лайнера может уйти год

Boeing 777 "Малайзийских авиалиний", совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел катастрофу 17 июля в Донецкой области Украины. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Большинство из них - 196 пассажиров - были подданными Нидерландов.

Связь с рейсом МН17 была потеряна, когда лайнер находился примерно в 50 км от российско-украинской границы. Правительство Малайзии потребовало от международных независимых экспертов провести всестороннее расследование причин трагедии.

Кто ведет расследование

Расследование возглавил Совет по безопасности Нидерландов.

Он должен выяснить причины, по которым разбился самолет, однако ведомство не имеет права возлагать вину или ответственность за происшествие на кого-либо.

При Совете создана международная группа по расследованию причин крушения самолета, в которую входят около 25 специалистов, в том числе и из России.

В начале августа Совет сообщил, что первые результаты расследования катастрофы будут опубликованы через несколько недель. Однако ясности относительно того, когда они будут представлены, по-прежнему нет. Между тем, Совет по безопасности Нидерландов сообщил, что не будет полностью публиковать данные "черных ящиков" самолета.

Что касается всего расследования, то, по мнению представителя Совета Сары Ферной, результаты станут известны только в следующем году. Ранее министр безопасности и юстиции Нидерландов Иво Опстелтен сообщил, что на подготовку окончательного доклада о причинах крушения лайнера может уйти год или больше.

Международное законодательство в области расследования авиационных происшествий. Досье

В ходе расследования катастрофы Boeing выдвигались различные версии произошедшего.

Малайзия: самолет был сбит

Премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что самолет "был сбит", и "ответственные за это преступление должны быть немедленно переданы правосудию".

Премьер-министр Малайзии подчеркнул, что считает преждевременным выступать с обвинениями до получения неопровержимых доказательств о причинах катастрофы. 

"Сейчас существует огромное количество вопросов, требующих однозначных ответов. В их числе - был ли сбит самолет ракетой, кто это сделал, кто поставлял вооружение, было ли это ошибкой или заранее спланированной акцией", - сказал Наджиб Разак. По его словам, Малайзия "не будет ни на кого указывать, пока не получит неопровержимые доказательства случившегося".

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также склоняется к тому, что потерпевший крушение на Украине самолет был намеренно сбит выпущенной с земли ракетой. Об этом заявил его заместитель по политическим вопросам Джеффри Фелтман, который подчеркнул, что "на данном этапе ООН не может независимо подтвердить обстоятельства" крушения. 

Украина: вина ополченцев и российских военных

Первые сообщения, что самолет могли сбить ополченцы, появились вскоре после катастрофы. Украинские спецслужбы выложили запись переговоров повстанцев, на которой якобы обсуждается уничтожение малайзийского Boeing.

Однако группа экспертов, изучившая пленку, пришла к выводу, что она является монтажом множества не связанных между собой разговоров.

Согласно высказыванию советника министра внутренних дел Украины Антона Геращенко, Boeing был сбит зенитным ракетным комплексом "Бук". Администрация президента Украины распространила заявление, в котором Петр Порошенко не исключил, что самолет был сбит с российской территории, и заявил, что украинская армия не совершала никаких действий по поражению воздушных целей в районе происшествия.

Источник в Минобороны РФ сообщил в свою очередь, что в четверг вылетов российских боевых самолетов в районах, примыкающих к Донецкому региону, не было.

Директор департамента контрразведки Службы безопасности Украины Виталий Найда в интервью CNN выразил уверенность, что "русский подготовленный, обеспеченный оборудованием, хорошо обученный офицер… нажал эту кнопку намеренно", чтобы сбить малайзийский Boeing над Украиной. 

"Подобные голословные заявления, тем более официальных лиц, мягко говоря, вызывают недоумение и наглядно демонстрируют непрофессионализм этого чиновника", - заявил в ответ на эти обвинения начальник пресс-службы Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. "Чтобы делать подобные выводы, нужны факты. А здесь только бессмысленное сотрясение воздуха на уровне бреда", - подчеркнул генерал.

МИД РФ: США, Великобритания и Литва выгораживают Украину при расследовании крушения Boeing

США: самолет был сбит по ошибке ополченцами

Вице-президент США Джозеф Байден вскоре после крушения малайзийского самолета на Украине выразил уверенность, что произошедшее "не было несчастным случаем". По его словам, самолет был сбит в воздухе.

Американская разведка утверждает, что по малайзийскому лайнеру, разбившемуся на Украине, была выпущена ракета класса "земля-воздух". По словам президента США Барака Обамы, ракета была выпущена с территории, контролируемой ополченцами. По его версии, ополченцы постоянно получают помощь из России, которая "включает в себя вооружение и подготовку кадров".

В качестве доказательств того, что ополченцы располагают зенитно-ракетными комплексами "Бук", в госдепе США привели фотографии и видео, размещенные в социальных сетях, а также видеозапись с YouTube, "которую там разместили украинцы". На вопрос о других фотографиях из соцсетей, которые говорят об обратном, в госдепе заявили, что остальные версии выглядят "совершенно нелогичными".

Спецслужбы США полагают, что пассажирский самолет "Малайзийских авиалиний" был сбит "по ошибке" ополченцами, которые, по всей видимости, приняли его за военный самолет.

Мы не понимаем, почему американцы, которые говорят о том, что у них есть какие-то неопровержимые доказательства своей версии крушения авиалайнера, эти доказательства не предоставляют
Сергей Лавров
министр иностранных дел РФ

Представители американской разведки признали, что никакой информацией о прямой причастности властей России к случившейся трагедии Вашингтон не располагает. В то же время они утверждали, что Россия "создала условия", которые и привели в конечном счете к авиакатастрофе в небе над востоком Украины. Кроме того, они обвинили Москву в том, что та продолжает поставлять украинским ополченцам вооружения, в том числе средства противовоздушной обороны (ПВО) и танки.

В свою очередь в Минобороны РФ отметили, что Россия не передавала ополченцам ЗРК "Бук", равно как и другое вооружение и военную технику. Распространенные в СМИ видеокадры, якобы запечатлевшие перевозку ЗРК "Бук" в РФ с Украины, являются подтасовкой, заявил начальник главного оперативного управления генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов.

НАТО: в ЧП виновны ополченцы

В интервью французской газете "Midi Libre" генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен охарактеризовал трагедию 17 июля как "военное преступление". "Мы располагаем многочисленными данными, которые указывают на то, что сепаратисты, поддерживаемые русскими, виновны", - утверждал он.

У меня вызывают удивление высказывания отдельных европейских представителей. Даже господин Баррозу из Бразилии (где он находился с визитом) высказал уверенность, что самолет был сбит, как он сказал, "сепаратистами". Однако попытки заранее предвосхитить итог расследования можно расценивать только как давление на следствие. Подогнать его под заранее озвученный результат. Надеюсь, что этого не произойдет
Владимир Чижов
постпред РФ при ЕС

Фог Расмуссен отказался давать комментарии, какой именно информацией, указывающей на вину той или иной стороны, располагают в НАТО. В штаб-квартире альянса также уклонились от разъяснений на этот счет.

18 июля источник в Брюсселе сообщил, что два самолета дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС НАТО находились на боевом дежурстве над Румынией и Польшей в момент катастрофы малайзийского авиалайнера на Украине. "Расстояние от ближайшего АВАКСа до места катастрофы составляло порядка тысячи километров. Это слишком далеко, чтобы можно было увидеть, что произошло", - уточнил источник. Согласно открытым данным, самолеты такого типа способны засечь крупные воздушные цели на расстоянии до 600 км.

Постоянное представительство РФ при НАТО отметило, что Фог Расмуссен пытается оказать давление на ход расследования катастрофы малайзийского лайнера. "Генсекретарь НАТО решил не дожидаться завершения расследования по MH17 и оказать на него давление", - говорится в комментарии постпредства.

Ополченцы отвергают обвинения

Зенитные ракетные комплексы «Бук» на востоке Украины

Власти Донецкой народной республики (ДНР) отрицают причастность к крушению самолета "Малайзийских авиалиний".

"У ополчения нет такого вооружения, которое могло бы сбить самолет на высоте 10 км. Мы имеем ПЗРК, которые сбивают максимум на высоте 3-4 км", - заявил представитель премьера ДНР Сергей Кавтарадзе, возложив вину за крушение лайнера на армию Украины.

Представитель пресс-службы Луганской народной республики подтвердил, что у ополченцев нет зенитных комплексов "Бук". Вице-премьер ДНР Андрей Пургин отметил, что в распоряжении ополченцев нет и радиолокационных станций, а значит, нет и возможности отслеживать само появление самолетов.

В свою очередь генпрокурор Украины Виталий Ярема сообщил, что ополченцы Донецкой и Луганской народных республик не захватывали зенитно-ракетные комплексы"Бук" украинских Вооруженных сил, нет у них и систем С-300.

Бородай: Киев пытается уйти от разоблачения, активизируя бои в районе падения Boeing

США косвенно подтвердили наличие сил ПВО Украины под Донецком в день крушения Boeing

Российские версии: самолет попадает в зону украинских батарей и таинственный Су-25 

В Минобороны РФ заявили, что место катастрофы малайзийского Boeing 777 попадает в зону поражения двух украинских батарей зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей комплекса средней дальности "Бук-М1".

"Российскими радиотехническими средствами в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции 9с18 "Купол" батареи ЗРК "Бук-М1", дислоцированной в районе населенного пункта Стыла (30 км южнее Донецка)", - добавили в ведомстве.

Позднее начальник главного оперативного управления генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сообщил, что в распоряжении Минобороны имеются космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии, которые подтверждают, что в день катастрофы Boeing одна из установок "Бук" была перемещена к контролируемой ополченцами территории.

Также, по данным Минобороны, российские средства объективного контроля зафиксировали украинский самолет Су-25, который предположительно летел в сторону малайзийского Boeing. Как отметил Картаполов, Су-25 по своим характеристикам способен достигать высоты 10 км. На его вооружении стоят ракеты класса "воздух-воздух" Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км".

По его словам, в месте разрушения пассажирского лайнера была зафиксирована новая отметка о воздушном объекте, который наблюдался в течение четырех минут. Объект барражировал над местом крушения с целью контроля ситуации.

Российские военные эксперты поддерживают версию, что малайзийский самолет был сбит украинским штурмовиком Су-25. По словам главнокомандующего ВВС РФ в 2002-2007 годах генерала армии Владимира Михайлова, это произошло при содействии центра управления полетами в Днепропетровске, причем "организаторы этого страшнейшего теракта, конечно, рассчитывали, что самолет упадет на российскую территорию".

Михайлов высказал уверенность, что Boeing был сбит не ЗРК "Бук", а именно таким образом, о чем свидетельствует характер поражения его обломков. "От "Бука" был бы мгновенный взрыв, значительно больше было бы разрушений", - подчеркнул Михайлов.