Что произошло с пляжами Кубани
Танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение у Керченского пролива 15 декабря. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. т мазута. В результате бедствия в акватории Черного моря произошел разлив нефтепродуктов. За счет направления ветра и придонных течений бóльшую часть мазута из Керченского пролива понесло в сторону побережья Краснодарского края. Соседнему Крыму в данном случае повезло больше — там фиксировали лишь локальные загрязнения, которые быстро устранили. Уже на следующий день после ЧП власти Краснодарского края организовали тщательный контроль за береговой линией, пятно разлива нефтепродуктов дрейфовало по морю, казалось, что существенной угрозы экологии нет и нефтепродукты быстро соберут сорбентами. Но сделать это оперативно не получилось из-за шторма.
Одними из первых пришли на помощь казаки Кубанского казачьего войска. Ежедневно более 600 казаков из разных районов края находятся в зоне ликвидации, помогая убирать мазут с берега. Казаки организовывают полевые кухни для всех, кто приезжает спасать природу.
Выбросы мазута на береговую линию начались в Анапе и в Темрюкском районе Кубани 17 декабря. Вначале в этих районах ввели режим чрезвычайной ситуации (ЧС) муниципального уровня. По прогнозам специалистов, из-за низкой температуры воды мазут должен был осесть на дно, очистку пляжей от нефтепродуктов начали силами властей и спасателей.
Однако повторные выбросы не прекращались, к работам начали активно подключаться волонтеры. Затем был введен режим ЧС регионального уровня, побережье Анапы и Темрюкского района начали общими усилиями очищать уже все муниципалитеты Кубани, которые направили туда свои команды не менее чем по 100 человек. Из-за нагонной волны песчаные пляжи, по данным ученых, оказались пропитаны мазутом вглубь до полуметра.
В итоге 26 декабря в курортный регион для того, чтобы оценить масштабы случившегося, прибыл глава МЧС РФ Александр Куренков, на месте было решено ввести режим ЧС федерального уровня. Теперь последствия ЧП с танкерами ликвидируют уже всей страной.
Общая протяженность зоны мониторинга береговой линии на предмет возможных выбросов мазута составляет 220 км — это территория от косы Чушка до поселка Волна Темрюкского района и от Высокого берега в городе-курорте Анапе до поселка Мысхако города Новороссийска. Всего с начала проведения работ по состоянию на 27 декабря, по данным краевого главка МЧС, собрано почти 35 тыс. т песка, загрязненного нефтепродуктами. Непосредственно на загрязненной территории пляжей наравне с профессиональными спасателями активно работают и обычные добровольцы, причем абсолютно из разных регионов России: здесь и москвичи, и питерцы, приехавшие из Ставропольского края и Херсонской области волонтеры. А мэрия Анапы сообщала, что им помогают даже добровольцы, прибывшие на курорт из Африки.
У страха глаза велики
Александру Колосову 39 лет, он работает в Усть-Лабинске старшим агрономом по защите растений производственного управления "Кавказ" агрохолдинга "Прогресс Агро". О крушении танкеров узнал из новостей. Вечером после работы 23 декабря ему позвонили из фонда Олега Дерипаски "Вольное дело" и сказали, что собирают волонтеров. Уже опытный волонтер, Александр не задумываясь начал собираться: теплые вещи, перчатки, лопата — сбор в указанной точке был объявлен на 03:00 24 декабря. В итоге собралась команда волонтеров фонда — более 50 работников разных подразделений агрохолдинга, —которую возглавил Колосов, потом автобус, несколько часов сна по дороге, и в 8 утра во вторник они оказываются в селе Витязево Анапского муниципального округа.
"Два года назад я как раз был в Витязево, праздновали здесь свадьбу брата, тогда мы любовались с родственниками видами моря на этом красивом пляже. А во вторник еще издалека перед нами предстала плачевная, удручающая картина: любимое россиянами побережье Краснодарского края стало местом экологической катастрофы. Практически через каждые полметра лежали на берегу возле самого моря мазутные лепешки, местами образовались огромные лужи из фракции нефтепродукта, перемешанного с морской водой. В Витязево загрязнение растянулось по всему пляжу: от моря — до песчаных барханов: был шторм, и все снесло метров на 150 вглубь пляжей. В этот день было еще и тепло — около 15 градусов выше нуля, ощущался стойкий запах мазута. Трудно даже представить, что могло бы быть в такой ситуации летом, когда воздух прогревается выше 30 градусов", — рассказывает Колосов о первом шокирующем впечатлении.
Как признается Александр, "у страха, как говорят, глаза велики, а дело делать надо, тем более что оно общее". Искать себе применение волонтерам в этих местах не приходится: на побережье развернуты штабы, где местные власти работают в связке со спасателями и добровольцами.
"Сразу при спуске к берегу стоят палатки и шатры, волонтеров встречает координатор, назначенный штабом, быстрое построение, для нас проводят инструктаж по технике безопасности работы с нефтепродуктами, потом выдают защитные костюмы, респираторы, перчатки, лопаты и аптечки. На ночь выдают горячее питье, так как был очень сильный ветер — до 16 м/сек. В общем, полная экипировка — оказалось, что на месте все есть: и средства индивидуальной защиты, и лопаты, и все необходимое для работы, но мы тоже все с собой привезли. Далее координаторы предоставляют фронт работы на сегодня, я расставляю ребят через каждые 10−20−30 м в зависимости от загрязненности, и вперед — убирать", — рассказывает Александр.
По его словам, назвать работу сложной нельзя, но она кропотливая и требует осторожности: несколько человек лопатами собирают лепешки из мазута и загрязненного песка по берегу в мешки, затем на участок прибывает трактор, мешки грузятся в большегрузы, которые доставляют их на специализированные площадки, а оттуда на предприятия, которые будут заниматься утилизацией загрязненного грунта. В регионе власти определили четыре таких предприятия.
Из-за шторма случается и такое, что мешки с уже собранными нефтепродуктами может накрыть морской волной, и волонтерам приходится быть особо аккуратными. Как рассказал Александр, один из членов его команды волонтеров, опасаясь, что мешки с мазутом унесет в море, кинулся их оттаскивать вглубь берега и испачкался в мазуте даже через перчатки, потому что мешки пропитались нефтепродуктом и намокли в морской воде.
"Отмыть мазут от тела оказалось очень сложно: никакими видами мыла и моющими средствами его не удалить. В итоге нам выдали растворитель, потом коллегу еще на всякий случай осмотрел врач, чтобы исключить ожог. На такие случаи здесь дежурят медики", — сообщил Колосов.
В полдень у волонтеров по расписанию обед. Для этого во всех штабах работает полевая кухня — ее развернули местные власти и спасатели, помогают и предприниматели. "Где, как не здесь, попробуешь настоящую полевую кашу. В первый день у нас была гречка с тушенкой, выпечка с мясом, с сыром, чай, кофе — все вкусно, все сытые. После обеда есть время немного отдохнуть — развернуты палатки с обогревом. Рабочий день заканчивается с заходом солнца — в районе 17−18 ч", — вспоминает Александр про первый день работы его группы волонтеров.
Затем их поселили в одну из местных гостиниц, чтобы все могли привести себя в порядок, пообщаться и немного поспать.
"Сюрпризы" моря
"Подъем в 7 утра, завтрак в гостинице. Фонд обеспечил нас сухими пайками и транспортом, который везет нас на побережье. Напомню, что в первый день мы работали в Витязево на участке пляжа возле пирса. Возвращаемся мы туда же утром 25 декабря, а море уже вынесло на то же место новые шлепки мазута. В итоге получили задание от координатора волонтеров от штаба и убирали все заново", — вспоминает Александр.
Одна только группа волонтеров фонда "Вольное дело", которой руководит Колосов, в день обрабатывает территорию протяженность примерно 400−500 м вдоль берега и около 150 м вглубь пляжа, собирая на таких участках по 1,5 тыс. мешков мазута с песком. А таких волонтерских групп на загрязненном побережье работают десятки. Штаб по ликвидации последствий ЧС регулярно производит передислокацию сил и средств на участки, где море наиболее интенсивно выносит за ночь на берег нефтепродукты. Так, 26 декабря группу волонтеров во главе с Александром передислоцировали на расчистку Бугазской косы.
"По соседству с нашими участками встречали волонтеров не только со всех районов Краснодарского края, но и из Ставропольского края, Московской области, Санкт-Петербурга, из многих регионов страны. Но и работы очень много, масштаб катастрофы огромен: чем больше рук — тем лучше. Людей мало на самом деле. Сейчас, например, на Бугазской косе, протяженность которой составляет около 15 км, работают всего около 300 человек. Не хватает и тракторов, которые будут оперативно вывозить мешки с загрязненным мазутом песком, есть дефицит техники", — признается Колосов. Он уверен, что существующие проблемы не стоит скрывать, потому что речь идет о курортах, которые потом будут посещать туристы со всей России.
По поводу обеспеченности волонтеров он пояснил, что каких-либо существенных потребностей нет. В штабы регулярно доставляют как мешки и средства индивидуальной защиты, предоставленные властями, так и благотворительную помощь, которую привозят крупными объемами: и местные жители, и частные предприниматели, и крупные компании. В фонде "Вольное дело" сообщили, что отправили на Черноморское побережье грузовую технику, 250 тыс. прочных полипропиленовых мешков для уборки, которые не рвутся и не протекают, что ускоряет сбор мазута и предотвращает дополнительное загрязнение, средства индивидуальной защиты и горячую еду для жителей, помогающих ликвидировать последствия катастрофы.
Не забывают о и животных. Уцелевших птиц и дельфинов пытаются спасти отдельные группы волонтеров, останки погибших забирают экологи. Группа Колосова завершит свою работу в предстоящие выходные, их сменят другие добровольцы от фонда.
"Береговая линия уже выглядит почище, вид становится все более и более симпатичным. Но в море невооруженным взглядом наблюдается масляная пленка: мы подходили к берегу, начинали копать, вода подходит к вырытой лунке, и она наполняется этой смесью морской воды с нефтяными отходами. А самое главное — совсем маленькие частички мазута практически везде виднеются на пляжах в большом количестве, они размером с горошину, и их невозможно убрать, из-за ветра их заносит песком, после чего они оказываются на глубине 40−50 см", — объясняет Александр и добавляет, что работа волонтеров здесь будет востребована еще долго, поэтому все, кто любит отдыхать на побережье, не должны оставаться безучастными к случившейся катастрофе.
Елена Задворная