ТАСС, 22 октября. Специальный шток, приводящий в действие датчик между первой и второй ступенями ракеты "Союз", скорее всего, был поврежден, что и послужило причиной аварии 11 октября. К такому выводу приходит американское издание Aviation Week & Space Technology, посвятившее публикацию анализу расследования аварии.
По ее данным, телеметрия позволила установить, что в ходе запуска "Союза" не сработало пиротехническое устройство бокового ускорителя. В результате не удалось запустить реверсивное сопло, обеспечивающее разделение ступеней ракеты, что привело к нештатному отделению бокового блока первой ступени и повреждению ракеты.
Срабатывание реверсивного сопла происходит под воздействием сигнала, который направляют датчики, установленные на месте соединения между первой и второй ступенями. Издание приводит точку зрения исполнительного директора Роскосмоса по пилотируемым программам Сергея Крикалева, который в интервью RT сообщил, что причиной аварии могло стать отсутствие сигнала от датчиков, либо проблема с кабелем, из-за которой сигнал не дошел до пирозамка, приводящего в действие реверсивное сопло.
Крикалев также отметил сходство обстоятельств нынешней аварии "Союза" и предыдущей, произошедшей 26 марта 1986 года. При расследовании прошлой аварии было установлено, что ее причиной стало повреждение штока, приводящего в действие датчик, в процессе сборки. Издание считает вероятным, что причиной аварии 11 октября стали события, развивавшиеся по подобному сценарию.
Завершение расследования
Aviation Week отмечает, что в настоящий момент российские специалисты полностью реконструировали последовательность событий, которая привела к аварии "Союза" 11 октября. Расследование, которое проводит "Роскосмос", может быть завершено в скором времени, а новый запуск корабля "Союз" к МКС может быть осуществлен в конце ноября - начале декабря этого года, а не в конце декабря, как предполагается сейчас.
В публикации говорится, что запуск корабля "Союз МС-11", запланированный в настоящее время на 20 декабря, может быть перенесен на более ранний срок и осуществлен в промежуток между 28 ноября и 3 декабря. Это позволит нынешнему экипажу МКС вернуться на Землю на корабле "Союз МС-09" до конца года, с тем чтобы отставание от первоначального графика было минимальным. Цель в том, чтобы избежать ситуации, при котором МКС останется без экипажа, и подготовиться к плавной замене одного экипажа космонавтов и астронавтов другим, приводит издание слова Крикалева.
Аварии "Союзов"
В марте 1986 года с космодрома Байконур был осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз 11А511У", которая должна была вывести на околоземную орбиту военный спутник. Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.
Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" потерпела аварию 11 октября 2018 года на третьей минуте после старта с космодрома Байконур. На борту корабля, направлявшегося к МКС, находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и астронавт NASA Ник Хейг. Экипаж "Союза" не пострадал. Это первое за 35 лет чрезвычайное происшествие при запуске пилотируемого корабля. Ранее ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщал, что госкомиссия, расследующая причины аварии ракеты "Союз-ФГ", рассматривает основной причиной ЧП нештатное отделение бокового блока первой ступени.