Все новости
Обновлено 

Экс-главе Nissan и Renault грозят тюрьма и миллионный штраф. В чем обвиняют Карлоса Гона

Карлос Гон
© AP Photo/Christophe Ena

В Японии в ноябре 2018 года арестовали главу Nissan и Renault и создателя крупнейшего в мире альянса Renault—Nissan—Mitsubishi Карлоса Гона. В итоге он лишился всех постов, а еще ему грозят тюрьма и миллионный штраф. 25 апреля 2019 года его со второй попытки отпустили из тюрьмы под залог.

Неоднократный арест

1

Топ-менеджера японской Nissan арестовали после внутреннего расследования, которое компания проводила несколько месяцев. Оно показало, что Карлос Гон много лет занижал данные о своей компенсации от компании, чтобы уклоняться от налогов. В частности, его обвиняют в том, что за пять лет (с 2011 по 2015 год) он получил в качестве вознаграждения от Nissan около 10 млрд иен, то есть почти $89 млн, но задекларировал для уплаты налогов только половину.

Также Гона подозревают, что в 2015–2017 годах он мог скрыть еще около 4,2 млрд иен ($37 млн) дохода.

Позднее японские власти обвинили его в попытке в 2008 году избавиться от убытков на сумму 1,85 млрд иен ($16,7 млн), которые понесла компания по управлению его личными активами, переписав их на Nissan.

Четвертый арест связан с выплатами $32 млн дилерской компании в Омане через подконтрольный Гону "президентский фонд". Их часть, предположительно, пошла на покупку яхты, которой пользовались Гон и его семья. После того, как в марте суд отпустил Гона под залог в 1 млрд иен (почти $9 млн), он пробыл на свободе менее месяца. В конце апреля по новому решению суда Гон опять вышел из тюрьмы под залог 500 млн иен (около $4,5 млн), его перевели под домашний арест. Гону запрещено покидать страну, а также контактировать со своей супругой Кэрол.

В ноябре также задержали и члена совета директоров Nissan — Грега Келли, которому Гон отдавал прямые распоряжения о фальсификации финансовых данных. Келли отпустили под залог в конце 2018 года.

Кроме того, источники в Nissan сообщили, что Карлос Гон также использовал средства компании для покупки элитного жилья за рубежом. Для этого он создал венчурную компанию в Нидерландах, призванную осуществлять инвестиции за рубежом. Ее капитал в размере 6 млрд иен, то есть более $53,3 млн, полностью внесла корпорация Nissan.

Впрочем, инвестициями компания не занималась, зато приобрела дорогостоящее жилье в Рио-де-Жанейро и Бейруте. В одном из этих домов жила сестра Гона. По данным СМИ, женщина с 2002 года получала в Nissan около $100 тыс. в год за работу на несуществующей должности советника. Позднее агенство Reuters сообщило, что Карлос Гон пытался вывезти из бразильской квартиры деньги, произведения искусства и другие вещи, доказывающие его махинации.

Позднее в 2019 году в Mitsubishi заявили, что Гон незаконно получил €7,82 млн через зарубежное венчурное предприятие. Компании закроют обе фирмы, связанные с делом Карлоса Гона — и совместную Nissan и Mitsubishi, и общую Nissan и Renault. Японские СМИ также узнали, что у Гона было множество фиктивных фирм, через которые он и переводил себе средства Nissan.

Давление на японские власти

2

Японские СМИ узнали о попытке Карлоса Гона заставить власти страны не принимать невыгодный для него закон. В частности, речь идет о документе, принятом в 2010 году после глобального экономического кризиса. С того момента руководители компаний, получающие более 100 млн иен (чуть больше $1 млн по курсу на тот момент) в качестве ежегодного вознаграждения, были обязаны раскрывать эту информацию.

Незадолго до принятия нового закона, отмечает издание Asahi Shimbun, Гон проинструктировал своих приближенных в Nissan — Грега Келии и Хироси Кавагути, чтобы они повлияли на Агентство по финансовым услугам Японии, которое продвигало законопроект.

Закон в итоге все-таки приняли, а Гон, чтобы скрыть свой доход, разделил его примерно на две равные части, одну из которых вопреки требованиям закона не декларировал. 

Гон попросил защиты

3

Сам бывший глава Nissan все обвинения отрицает и считает, что разговаривать со следователями — "это бессмысленная потеря времени".

Он попросил французские власти защитить его. "Я продолжаю сражаться, я невиновен, это трудно. Я попросил французские власти защитить меня, чтобы сохранить мои права как гражданина, который оказался в немыслимом положении за рубежом", — заявил он в интервью телеканалу LCI.

По его словам, в обвинениях Nissan "содержится много лжи", граничащей с "жестокостью". Он также отметил, что внутри компании есть люди, причастные к его делу, влияние которых "недостаточно в Японии", однако, по его мнению, они "действуют за пределами страны, особенно во Франции".

Позиция Nissan

4

Компания всестороннее сотрудничает со следствием.

Когда ситуация только начинала развиваться, гендиректор компании Хирото Саикава заявлял, что на сотрудничество с французской Renault случившееся никак не должно повлиять. Впрочем, позднее он назвал отношения компаний неравноправными. По данным СМИ, нынешний менеджмент Nissan хотел бы пересмотреть договоренность, что японскую корпорацию должен возглавлять представитель французской. Позднее Nissan отверг предложение назначить нового руководителя из числа кандидатур, предложенных Renault. В японском концерне недовольны, что Renault владеет 43,3% его акций в то время, как у Nissan только 15% бумаг французского партнера.

Кроме того, из-за сложившейся ситуации Nissan решил пересмотреть систему денежных выплат и премий внутри автоконцерна. Также независимая внешняя комиссия предложила несколько вариантов, как улучшить управление концерном, в том числе, включая упразднение должности президента.

Японское правительство в свою очередь призывало сохранить стабильность альянса между Nissan, Renault и Mitsubishi. В итоге главы трех компаний объявили о создании совместного управленческого совета. Структура получит название "Операционный совет альянса", главной задачей которого будет совместное принятие конкретных решений и углубление трехстороннего и взаимовыгодного сотрудничества. Возглавит его нынешний глава Renault Жан-Доминик Сенар.

Реакция французской стороны

5

Президент Франции Эмманюэль Макрон говорил, что государство как один из основных акционеров компании Renault заинтересовано в ее стабильности и обеспечит защиту сотрудникам.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр потребовал "полной прозрачности" в расследовании дела Гона, подчеркнув, что он "пользуется презумпцией невиновности и консульской защитой". Заступился за Гона и Жан-Доминик Сенар: "Я считаю его невиновным, пока не появятся доказательства обратного".

Поначалу у французских налоговиков претензий к главе Nissan не нашлось. Но в 2019 году по запросу Renault началось расследование свадьбы Гона в Версале, которую тот устроил за счет компании.

А Renault в свою очередь провела внутреннюю проверку по вопросам, которые касаются одновременно вознаграждения и злоупотребления положением. В итоге совет директоров компании заявил, что "существуют крупные недостатки относительно финансовой гласности и процедур контроля расходов". Целый ряд действия бывшего главы фирмы совет расценил как "скрытые" и "достойные осуждения". 

Тюрьма и миллионный штраф

6

По самым первым оценкам агентства Kyodo, Карлосу Гону грозит до десяти лет тюрьмы и штраф до 10 млн иен, то есть почти $89 тыс.

К началу 2019 года Гон лишился всех постов — его уволили в Nissan, также поступила и Mitsubishi. Грег Келли тоже покинул Nissan. А президентом Renault в январе 2019 стал Жан-Доминик Сенар, возглавляющий компанию по производству шин Michelin. Также в Renault отказались выплачивать Гону "золотой парашют" — выходное пособие — и пожизненную пенсию в €765 тыс. ежегодно. 

Известный и сильный менеджер

7

Карлос Гон считается одним из сильнейших и известнейших менеджеров в мировой автоиндустрии.

Бывший гендиректор компании Michelin в 1996 году перешел в убыточную тогда Renault и вывел ее в прибыль.

В 1999 году после покупки 36,8% акций возглавил японскую Nissan. За время работы получил прозвище "Убийца расходов", когда его жесткая программа сокращения расходов позволила вывести автоконцерн из кризиса.

В 2016 году Nissan купил контрольный пакет акций Mitsubishi, создав таким образом крупнейший в мире альянс производителей автомобилей.

А в начале 2018 года СМИ заговорили о возможном слиянии автоконцернов.

В 2013–2016 годах Карлос Гон возглавлял совет директоров "АвтоВАЗа".