Последствия обрушения грунта в Тушинском тоннеле ликвидировали за восемь часов

Сергей Бобылев/ ТАСС
Ранее ожидалось, что последствия аварии будут ликвидированы к утру 11 января

МОСКВА, 10 января. /Корр. ТАСС Елена Рожкова, Екатерина Лука/. Утром в четверг в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе, который располагается между шлюзами 7 и 8 Канала им. Москвы, провалился грунт на площади 75 кв. м. В результате на стенке канала образовалась глубокая пробоина, через которую на проезжую часть хлынул поток воды с песком и илом, движение по тоннелю было остановлено. Ожидалось, что последствия аварии будут ликвидированы к утру 11 января, однако уже через восемь часов поток воды был остановлен, а движение по трассе возобновлено.

"По состоянию на 18:00 уровень воды в пространстве шлюза над Тушинским тоннелем достиг нулевого уровня, поступление воды в тоннель прекращено. Специалисты приступают к изыскательским работам", - сообщили ТАСС в пресс-службе "Канала им. Москвы".

Первые две секции Тушинского тоннеля длиной 150 м и шириной 6,5 м каждая были построены еще в середине 30-х годов прошлого века, их разместили между шлюзами 8 и 7 канала. К концу 1990-х годов пропускная способность Волоколамского шоссе была исчерпана из-за малой ширины тоннелей под каналом им. Москвы, в связи с чем в начале 2000-х годов были открыты две дополнительные секции тоннеля длиной 300 м каждая. Новые секции тоннеля используются для движения из центра, одна из секций 1936 года постройки отведена для трамвая, по двум остальным машины следуют в центр.

Причины прорыва

По словам руководителя ФГБУ "Канал им. Москвы" Германа Елянюшкина, делать выводы о причинах аварии преждевременно, поскольку обвал грунта произошел на сложном гидротехническом узле, который включает с одной стороны автомобильный тоннель, с другой стороны - водный мост. При этом, несмотря на то, что гидротехническим сооружениям канала около 80 лет, ни аварийными, ни предаварийными в ходе планового обследования они признаны не были. "Но раз ситуация произошла, мы будем проводить глубокий анализ случившегося с профильными институтами и обнародуем результаты этой работы", - цитирует Елянюшкина пресс-служба.

Власти Москвы также не стали делать преждевременных выводов, при этом заммэра Москвы Петр Бирюков не исключил, что причиной аварии могли стать нарушения, допущенные при расширении Волоколамского шоссе и строительстве автомобильного тоннеля в начале 2000-х годов. По словам Бирюкова, окончательные выводы о причинах аварии можно будет сделать только после исследования.

Ликвидация последствий

Обвал грунта на канале им. Москвы произошел около 10:00 утра. Сразу же после прорыва к месту происшествия прибыли городские службы Москвы, был создан оперативный штаб под управлением заммэра столицы Петра Бирюкова, в который вошли городские службы, специалисты МЧС, ФГБУ "Канал имени Москвы", Гормоста и ГИБДД.

По информации пресс-службы "Канала им. Москвы", размыв почвы произошел под земляной насыпной дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля - между грунтом и шпунтовой стенкой. В результате этого на проезжую часть хлынул поток воды, порядка 40-50 литров в секунду. По словам руководителя "Канала им. Москвы", это не так много, и больше неприятностей доставил вынос грунта.

Со стороны правого берега канала образовалась промоина шириной 5 м и глубиной 3 м, ее протяженность составила 15 м. Работы по остановке грязевого потока на проезжую часть через образовавшуюся дырку в стенке канала длились около шести часов. Для этого было принято решение увеличить сброс воды через шлюз 8, чтобы к моменту, когда уровень воды опустится ниже глубины промоины, специалисты могли ее заделать. Таким образом, остановить грязевой поток в тоннель удалось около 17:00, а еще через час специалисты полностью спустили воду из шлюза.

По словам Бирюкова, сбрасывать воду быстрее было нельзя, так как это могло бы привести к еще большему размытию грунта. Система водостока, по словам заммэра, полностью справилась с нагрузкой.

Транспортная ситуация

Для ликвидации последствий подтопления профильные службы города приняли решение ограничить движение по шоссе в районе Тушинского тоннеля. Сначала для транспорта были закрыты полосы тоннеля по направлению в область, выезд из тоннеля в сторону центра был ограничен до трех полос. Затем было решено полностью перекрыть въезд в транспортный коридор с обеих сторон, чтобы обеспечить беспрепятственную работу аварийных служб.

По мере того как вода прибывала зона перекрытий на Волоколамском шоссе увеличивалась, и к полудню закрытый для машин участок расширился до района станции метро "Сокол". Кроме того, были перекрыты все съезды и выезды на шоссе, включая поворот на магистраль с внутренней стороны МКАД. Аварийный участок можно было пересечь только на трамвае 6, курсирующем между станцией метро "Сокол" и районом Братцево.

Оценивая последствия ЧП, власти столицы сообщили, что движение по тоннелю и самому шоссе будет открыто только к утру 11 января. Позже столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил о подготовке к временной схемы, которая даст возможность автомобилистам и городскому транспорту пересекать одну из важнейших транспортных артерий по направлению в область по встречной полосе. Для разделения потоков планировалось установить специальные блоки.

Но уже через несколько часов дорожники отказались от организации временной схемы. Последствия подтопления были устранены в рекордные сроки. Движение по Волоколамскому шоссе полностью возобновилось уже в 18:00 мск.

Возобновили работу на маршрутах автобусы и троллейбусы городского перевозчика ГУП "Мосгортранс". "Автобусы 904 и 904к поехали привычными маршрутами. Восстановлено движение троллейбусов. Ограничений в районе Тушинского тоннеля больше нет", - сообщалось в аккаунте перевозчика в Twitter.

Восстановление тоннеля и дамбы

По словам заммэра Москвы Максима Ликсутова, состояние Тушинского тоннеля после затопления не требует серьезного ремонта. Для возобновления движения достаточно было убрать воду и песок.

Дамба по правому и левому берегу канала им. Москвы в районе Тушинского тоннеля на Волоколамском шоссе нуждается в восстановлении и укреплении. В пятницу специалисты приступят к частичной разборке и обследованию, чтобы в середине февраля начать полномасштабную работу.