Все новости
Обновлено 

Две катастрофы за полгода. Чем крушение лайнера 737 MAX 8 обернулось для Boeing

На месте крушения Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines
© AP Photo/Mulugeta Ayene

В Эфиопии 10 марта потерпел крушение Boeing 737 MAX 8 национального перевозчика Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек, из них трое россиян.

Эта катастрофа поставила под угрозу уже заключенные Boeing контракты на поставку самолетов этой серии, ставшей самой продаваемой в истории авиаконцерна. 

Boeing 737 MAX летает меньше двух лет

1

Boeing 737 MAX 8 принадлежит к последнему поколению Boeing 737 MAX (есть еще также MAX 7, 9 и 10). Это среднемагистральный лайнер, рассчитанный на 162–210 пассажиров и способный преодолевать расстояние до 6570 км.

По данным на январь 2019 года, компания Boeing заключила контракты на 5 тыс. машин линейки 737 MAX, а поставила 350 самолетов. Первый коммерческий полет лайнер из этой серии совершил в мае 2017 года.

Второе крушение за полгода

2

Первая катастрофа Boeing 737 MAX 8 произошла 29 октября 2018 года в Индонезии.

Официально ее расследование еще не завершено, но после падения выяснились подробности о системе автоматического управления MCAS на моделях MAX 8 и 9 — программное обеспечение при определенных обстоятельствах опускает нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. В сочетании с неверными показаниями приборов или ошибкой пилотов это и могло привести к аварии.

Впрочем, о прямой связи катастроф в Эфиопии и Индонезии специалисты говорить не спешат. По мнению аналитиков, было бы удивительно, если бы пилоты Ethiopian Airlines не знали об инструкциях, которые компания выпустила после крушения в Индонезии. Газета The Wall Street Jornal со ссылкой на управляющего эфиопским перевозчиком сообщила, что они все-таки проходили дополнительную подготовку. А эксперты, составлявшие отчет о предварительных причинах крушения, подтвердили, что пилоты эфиопского лайнера следовали новым инструкциям, но это им не помогло.

Большинство стран отказались от серии Boeing 737 MAX

3

Уже через три дня после катастрофы 76 стран либо на национальном уровне, либо на уровне авиаперевозчиков решили приостановить полеты лайнеров серии Boeing 737 MAX.

Одними из последних "заземлили" ставшие скандальными машины отстаивавшие их до последнего Канада и США. Ранее американские власти называли полеты на Boeing 737 MAX 8 безопасными, но планировали обязать компанию внести модификации в их системы. При этом, как узнала газета The New York Times, минимум два американских экипажа сообщали в 2018 году о непредсказуемом поведении "восьмерки" после включения автопилота.

Позднее в апреле ряд СМИ заявили, что система оповещения о неисправности датчиков угла атаки не была включена в обязательном порядке на некоторых лайнерах 737 MAX. Компания на это ответила, что функция "являлась стандартной" для самолетов серии, однако не считалась одной из систем безопасности. Сотрудники концерна не отключали ее специально. Но вместе с тем в Boeing признали, что функция могла не работать, если не была "активирована надлежащим образом". Позднее в мае The Wall Street Jornal узнала, что компания более года знала о проблеме с системой оповещения о неисправности датчиков угла атаки и скрывала это.

Запреты на полеты Boeing 737 MAX обойдутся компании как минимум в $1 млрд. 

В апреле три гражданина Канады, потерявшие в катастрофе близких, подали иски против Boeing, обвиняя ее в халатности при проектировании и сертификации 737 MAX.

Boeing 737 MAX 8 в России

4

В России Boeing 737 MAX 8 эксплуатирует только S7, которая также приостановила полеты лайнеров. В авикомпании пообещали, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.

Кроме того, Росавиация запросила у Boeing и американских властей дополнительные рекомендации по эксплуатации модели 737 MAX 8.

Заказы на лайнеры семейства 737 MAX, по данным СМИ, есть также у Utair, "Победы", "Уральских авиалиний" и "Нордстара".  В Utair уточнили, что не будут покупать самолеты без гарантий их безопасности. "Победа" тоже решила воздержаться от покупки до выяснения причин обеих катастроф 737 MAX 8.

Позиция концерна Boeing

5

После крушения в Индонезии Boeing разослал эксплуатантам новую инструкцию к моделям 737 MAX 8 и 9. Но в связи с событиями в Эфиопии компания пока не планирует выпускать дополнительные рекомендации, так как расследование случившегося находится на раннем этапе.

Однако Boeing подготовил новое программное обеспечение лайнеров 737 MAX, испытания которого, по словам главы концерна, идут успешно. Предполагается, в частности, обновить системы, применяемые для определения положения носа самолета относительно линии горизонта, а также коррекции этого положения. Кроме того, компания собирается внести корректировки в материалы для подготовки пилотов. Впрочем, в  American Airlines назвали изменения недостаточно эффективными. 

В целом же авиаконцерн настаивает на безопасности лайнеров серии 737 MAX, но понимает решение отдельных стран приостановить полеты. Впрочем, в итоге Boeing приостановила поставки моделей 737 MAX, но продолжила их производить, хотя и в меньшем объеме.

Мнение экспертов

6

Пока одни иностранные специалисты призывают отказаться от полетов на Boeing 737 MAX 8 до выяснения обстоятельств падения в Эфиопии, другие считают, что не стоит спешить с решениями и нужно дождаться официальных результатов расследования. 

Опрошенные ТАСС российские эксперты также уверены, что прежде всего нужно дождаться официальных выводов.

По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, шумиха успокоится в течение одного-двух месяцев и вряд ли будет иметь долгосрочные последствия. Но не из-за каких-то положительных результатов расследования, а из-за уникальной дуополии Airbus и Boeing, которая сложилась на рынке. "Если у Boeing возникнут сложности, то вперед вырвется Airbus, у которого из-за этого возрастет загрузка (а значит, увеличится очередь на новые самолеты — прим. ТАСС). И когда "пыль" после катастрофы в Эфиопии уляжется, авиакомпании снова пойдут покупать Boeing, просто потому что у нее время ожидания поставки самолетов будет меньше", — подчеркнул аналитик. Действительно, производство Airbus A320neo, который остается главным конкурентом для Boeing 737 MAX, расписано на ближайшее десятилетие.

И хотя сложившаяся ситуация ставит под угрозу заказы моделей Boeing 737 MAX на общую сумму более $600 млрд, рисков долгосрочного кризиса не видят и эксперты агентства Bloomberg. Выстоять по их мнению Boeing поможет готовящееся обновление программного обеспечения, которое призвано решить проблему.

Участники рынка также объяснили острую реакцию мировой общественности фотографическим сходством двух катастроф — в Индонезии и в Эфиопии. Но подтвердить или опровергнуть ее сможет только официальная комиссия, подчеркнули эксперты. 

Сейчас вопрос состоит в том, сможет ли Boeing оперативно отреагировать на случившееся, отметил генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Особенно с учетом того, что по расследованию трагедии в Индонезии официальных результатов пока нет. Для Boeing крушения ее лайнеров означают колоссальные затраты еще на этапе расследования, не говоря уже о варианте, если именно компанию в итоге признают виновной в трагедиях. 

Например, авиакомпания Norwegian, вынужденная остановить эксплуатацию 18 своих "восьмерок", собирается выставить Boeing счет за это.