10 января 2020, 19:21,
обновлено 10 января 2020, 21:36
Катастрофа Boeing-737 под Тегераном

МИД Украины не готов утверждать, что самолет в Иране упал из-за ракеты или теракта

Nazanin Tabatabaee/ WANA (West Asia News Agency) via REUTERS
Глава ведомства Вадим Пристайко сообщил, что Тегеран предоставил доступ Киеву к месту падения самолета и черным ящикам

КИЕВ, 10 января. /ТАСС/. Украина считает преждевременным делать выводы о том, что пассажирский самолет "Международных авиалиний Украины" (МАУ) разбился в Тегеране по причине попадания в него ракеты или в результате теракта. Об этом в пятницу на брифинге заявил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко.

"Если мы докажем, что этот самолет был сбит, безусловно, мы не только привлечем к ответственности всех виноватых, но и к компенсации. Но на сегодняшний момент об этом рано говорить", - заявил он. В то же время Пристайко подчеркнул, что ни одна из версий крушения самолета не отбрасывается. "Мы не отбрасываем ни одну версию. Мы не ищем более простого или дипломатического пути", - заверил он.

Аналогичную позицию Пристайко обозначил и относительно версии о теракте. "Мы определяем это. На сегодняшний день у нас нет достаточных оснований говорить о том, что на обломках самолета есть какие-то вещества, которые указывают на террористический акт", - сообщил глава внешнеполитического ведомства Украины. Он заверил, что у Киева "есть много причин быть честными в расследовании, прежде всего, потому что есть желание установить правду".

С Ираном проблем нет

Пристайко в ходе брифинга многократно дал понять, что у Украины нет претензий к Ирану по координации при расследовании авиакатастрофы. "Мы получаем от Ирана полную информацию. Мы получили доступ к деталям самолета, к месту падения", - заверил он, добавив, что украинские специалисты также уже получили доступ к черным ящикам воздушного судна. В целом, добавил он, у Украины "нет оснований говорить о том, что иранская власть не координируется с Украиной". "Мы наблюдаем взаимодействие, чтобы наши специалисты смогли прийти к выводам", - сказал Пристайко.

По его словам, Киев не ощущает давления ни одной из стран в связи с расследованием авиакатастрофы. "Никто не пытается на нас давить", - ответил он на вопрос о том, не оказывают ли США давления на Украину в связи с происшествием.

Международное расследование

Вместе с тем, глава внешнеполитического ведомства Украины заявил, что уже сегодня будет проводить переговоры с дипломатами всех стран, которые затронула авиакатастрофа самолета МАУ. "Мы сейчас хотим установить истину, для этого мы хотим создать международную коалицию, которая будет заниматься расследованием", - сказал он.

Кроме Ирана и тех стран, граждане которых стали жертвами крушения воздушного судна, а также компании-производителя самолета, по словам Пристайко, Украина планирует связаться с президентом Франции Эмманюэлем Макроном по вопросу привлечения Франции к расследованию. "Самолет Boeing, то есть расследование должна проводить компания Boeing. Двигатели французские, поэтому мы хотим, чтобы французы нам помогли: мы планируем разговор с Макроном, прямо сейчас происходит эта работа. Канада, которая требует привлечения, учитывая их знания, опыт и то, что они потеряли много граждан, - это тоже естественный выбор", - пояснил министр.

В то же время он признал, что на пути обмена информацией с другим странами могут возникать серьезные проблемы, так как Украина не является членом НАТО. Он отметил, что по этой причине Киев может испытывать бюрократические сложности при передачи секретной информации о крушении самолета из стран - членов НАТО.

Нужна дополнительная проверка

Украинская сторона, согласно заявлениям Пристайко, с большой осторожностью относится к информации о трагедии, распространяемой в открытых источниках. Опубликованные видеозаписи и фотоматериалы, якобы имеющие отношение к авиакатастрофе украинского самолета в Иране, нуждаются в проверке, заявил он. "У нас есть очень много фото и видео, которые мы сейчас рассматриваем. Мы должны знать, кто снимал видео, кто его опубликовал, с какой точки на земле оно на самом деле было снято. Этим занимаются специалисты", - заверил министр.

Он обратился к журналистам, подчеркнув необходимость предоставления только достоверной информации. "Нам всем надо немного уменьшить уровень спекуляций и перейти в нормальную плоскость информирования общественности о том, что случилось", - добавил глава МИД Украины.

Что уже известно

В то же время Пристайко сообщил о первых результатах расследования. Так, по его словам, уже известно, что экипаж потерпевшего крушение в Тегеране самолета МАУ на момент последнего сеанса связи с диспетчерами не имел проблем на борту, а разворот в сторону аэропорта произошел уже после аварии. "Что касается разворота самолета. Действительно, самолет сменил курс, но пока рано говорить, в чем была причина, это случилось после момента, в который самолет начал терпеть аварию", - сообщил министр.

Он добавил, что у украинской стороны уже есть доступ к переговорам пилотов, которые говорят о штатной ситуации на борту до момента аварии. "У нас есть точная отметка времени, когда была последняя связь наших пилотов и диспетчеров. У нас есть доступ к переговорам, к полной записи диспетчеров с иранской вышки управления с нашими пилотами. До момента последнего завершения переговоров ситуация была штатная, о чем пилот уведомил вышку", - заверил Пристайко. Министр добавил, что работа по изучению деталей самолета и останков тел погибших продолжается, но признал, что "говорить о том, сколько может уйти времени на идентификацию тел, пока сложно".

Глава МИД добавил, что до окончания расследования авиакатастрофы Украина будет сохранять объявленный ранее запрет своим авиакомпаниям летать в Иран и Ирак.