Московское профобразование: знакомство с производством – с первого курса
В течение года для студентов столичных колледжей пройдет порядка 200 экскурсий на различные предприятия и в компании города
МОСКВА, 24 февраля. /ТАСС/. Свыше 460 студентов московских колледжей побывали на предприятиях города в рамках проекта "Профессиональный импульс" департамента образования столицы. Об этом сообщается на сайте проекта.
"Начиная с 25 января в экскурсиях, мастер-классах и семинарах, прошедших на различных городских предприятиях в рамках проекта "Профессиональный импульс", приняли участие 462 студента московских колледжей", - говорится в сообщении.
Среди предприятий, которые посетили учащиеся, ОКБ им. А. Люльки, ОАО НПО "Наука", УФПС г. Москвы – филиал ФГУП "Почта России", ГБУ "Автомобильные дороги", ООО "Штанцформы. РФ", типография "Форте Принт", Московский центр упаковки, ОАО НПО "Прибор" и др.
Как ранее рассказали в пресс-службе департамента образования, в течение года для учащихся планируется порядка 200 экскурсий на различные предприятия и в компании города. Студенты вместе с преподавателями и сотрудниками компаний, участвующих в проекте, обсудят вопросы, связанные с производственном циклом, работой с современным высокотехнологичным оборудованием, промышленной безопасностью, маркетингом и т.д.
Новый проект стартовал в День студента, 25 января. Для участия в нем необходимо пройти регистрацию по ссылке: http://pi.educom.ru. Там же можно ознакомиться и с расписанием мероприятий.
Азы производства
Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова ведет обучение по семи специальностям: полиграфическое производство, производство изделий из бумаги и картона, экономика и бухгалтерский учет, издательское дело, реклама, дизайн, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. Группа студентов третьего курса приехала знакомиться с производством штанцформ - специальных металлических форм, с помощью которых из листа картона, гофрокартона вырезают контуры будущей упаковки, формируют сгибы коробок и т.д.
Перед тем как отправится в цех, короткая вводная беседа с гендиректором предприятия ООО "Штанцформы. РФ" Юрием Итченко.
"Мы занимаемся изготовлением ротационных и плоских вырубных штампов для производства упаковки из картона, гофрокартона, различных других материалов, даже кожи и пластика. Рынок небольшой, всего пять-шесть ведущих компаний. Особенность нашего производства заключается в том, что заказчики порой точно не могут сказать, чего хотят. Поэтому в отличие, например, от немецких коллег, мы держим еще целый штат сотрудников, которые согласовывают с ними условия заказа и его детали, разрабатывают для них дизайн и техрешения и т.д.", - рассказывает Итченко.
Он уточняет, что его предприятию нужны инженеры-конструкторы, дизайнеры и менеджеры, которые будут знать терминологию, все особенности проектирования и проч. "Это те сотрудники, которые работают в офисе. На оборудовании работать мы учим, поскольку найти готового слесаря-монтажника, слесаря-сборщика штампов практически невозможно", - подчеркивает Итченко.
Первый и пока единственный вопрос, который задают студенты, касается уровня заработной платы. "Зарплаты от 30 тыс. рублей и выше. Зависит от квалификации. На практику берем", - добавляет ведущий конструктор предприятия Марина Перлина.
30 тыс. рублей – это минимальная зарплата. У квалифицированных рабочих и инженеров заработок вдвое-втрое выше.
Беседа окончена. Студенты вместе с Юрием Итченко и Мариной Перлиной отправляются в цех на первом этаже. Помещение по площади сопоставимо с размером школьного спортзала. Внутри светло, чисто. Шумно. Большой станок методично выбивает на фанерном листе замысловатый узор. Рядом пульт управления. Гендиректор собирает вокруг него ребят и объясняет, как работает оборудование. Рассказывает увлеченно, и через несколько минут монолог превращается в беседу: студенты начинают задавать вопросы об особенностях программы и материалах, которые используют для создания штанцформ.
"Мы стараемся знакомить ребят с производством как можно раньше. Уже начиная со второго семестра первого курса идем на обзорные экскурсии на предприятия, на профильные выставки. Они должны видеть, как устроен производственный процесс и кем они могут прийти работать", - говорит заместитель директора Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова Нина Машунина.
Сегодняшняя группа студентов бывала пока только на промышленных выставках и одной обзорной экскурсии на производстве. "Они только в этом семестре начали тему штампов и вырубки. Поэтому какие-то теоретические моменты, терминологию уже понимают и могут задать вопросы. Но учиться им еще два курса", – добавляет Машунина.
Ребята поднимаются на второй этаж и заходят в цех, где работа ведется не только на станках, но и вручную.
"К нам приходят не конкретные производители продукции, конфет, например, или еще чего-то, а специальные компании, которые для них с помощью наших штампов производят упаковку. Они с ними согласовывают дизайн, размеры, прочность и т.д. А поскольку производителям нужно упаковывать буквально все: телефоны, ручки, зажигалки, - любые вещи, то под каждый предмет требуется своя упаковка, со своим дизайном", - поясняет Итченко.
Он подчеркивает, что у штампа есть срок годности. "Он не может бесконечно вырубать формы: отстучал 500 тысяч раз, один миллион, и его надо менять. Поэтому наши клиенты приходят снова. Мы им делаем новые. Более того, ножи для штанцформ имеют определенные характеристики: заточку, форму, степень гибкости. Вот здесь мы все это и делаем", - добавляет гендиректор.
"Думали, будет масштабнее, но не жалеем, что пришли"
В конце встречи ребята общаются с Итченко гораздо свободнее. "Какие-то вещи стали понятнее, что-то уже знали. А что-то было новым: я, например, впервые увидел, как вручную делаются ножи (для штанцформ)", - объясняет третьекурсник Глеб Самсонов.
Ощущение новизны отмечают все. "Мне здесь понравилось. Интересно было оказаться на производстве, посмотреть, как все устроено, какие используются материалы, с какими ситуациями люди сталкиваются при работе, что нужно, чтобы сразу влиться в коллектив, понять, в каком направлении идти", - добавляет Данила Мельников.
Как рассказали ребята, ожидания от поездки на производство у них были совсем другими. "Думали, что будет масштабнее, целый завод, например", - говорят студенты.
"Ну, не жалеете, что пришли?" – "Нет", - отвечают.
Требуются сотрудники
Как рассказывает Нина Машунина, доля студентов колледжа, остающихся в своей профессии, высока. "Мы уделяем внимание трудоустройству ребят еще на этапе производственных практик. И часто уже во время преддипломных практик, еще не закончив колледж, они становятся сотрудниками тех предприятий, где практиковались. Мы также устраиваем ярмарки вакансий, собираем резюме студентов и приглашаем работодателей", - объясняет она.
По словам замдиректора колледжа имени Ивана Федорова, бывает и так, что выпускники, не нашедшие за лето после окончания учебы работу, приходят к руководству колледжа и просят помочь с трудоустройством. "У нас есть база предприятий, заинтересованных в наших студентах, мы тут же их обзваниваем и, как правило, всех обратившихся трудоустраиваем", - добавляет Машунина.
В целом процент учащихся колледжей, которые затем работают по специальности, невысок, говорит Юрий Итченко. "Были у меня тут как-то студенты четвертого курса, мы им все рассказывали, показывали, спорили. А потом я говорю: "Ребята, давайте честно, вы заканчиваете учебу. Поднимите руку те, кто в профессии останется". А было человек 12-15. И только трое подняли руку. Спрашиваю: "А остальные куда? Зачем сюда приехали?" Отвечают: "Нам сказали", - констатирует руководитель предприятия.
Итченко подчеркивает, что люди рабочих профессий сегодня хорошо зарабатывают. "Сейчас токаря не найдешь. А у него, между прочим, зарплата $2 тыс.", - говорит он.
Гендиректор уверен, что здоровая пропаганда рабочих специальностей необходима. "На рынке нет готовых специалистов. Мы вот что-то пытаемся делать. Ищем профессионалов, достаточно узкопрофильных. У нас с этим беда. Ребята хотят устроиться на работу и сразу получать большие деньги. При этом они считают, что рабочие профессии – это не престижно", - отмечает Итченко.
В свою очередь Нина Машунина обращает внимание на то, что колледж старается обновлять учебные программы в соответствие с требованиями предприятий. "Мы ежегодно обновляем рабочие программы именно из-за того, что ходим на экскурсии, на производства, проводим совместные мастер-классы. Работодатели охотно нам помогают, идут навстречу. Бывает и так, что сами приглашают на какую-то выставку и подсказывают, на что нужно обратить внимание. Мы стараемся быть мобильными", - подчеркивает она.