Все новости

Учеба и генетика. Как наследственность влияет на выбор предметов в школе

Наследственность влияет на выбор дополнительных предметов в школе больше, чем среда, когда речь идет о точных, технических и естественных науках. Об этом «Чердаку» рассказала Юлия Ковас, профессор генетики и психологии Голдсмитс-колледжа Университета Лондона и содиректор Международного центра исследований развития человека ТГУ.
Юлия Ковас и ее коллеги проводили работу в Великобритании на материале «Исследования раннего развития близнецов» (англ. TEDS — Twin Early Development Study). В нем участвуют близнецы, родившиеся в 1994, 1995 и 1996 годах, данные о которых собирают с рождения. У них выделена и расшифрована ДНК, известно, как они учились и сдавали экзамены. Для своего исследования ученые использовали данные шести тысяч пар близнецов.

Британские школьники в 16 лет сдают обязательный экзамен, а потом решают, продолжать ли учиться еще два года. Оставаясь в школе, они выбирают предметы, которые хотят изучать. Обычно школьники выбирают от двух до пяти предметов.

Genetics and studies
Create column charts



«Мы смотрели, какой процент детей продолжает учиться, как на школьников влияют наследственность и среда, когда они выбирают, продолжать обучение или нет. И как наследственность и среда влияют на выбор конкретных предметов», — рассказала Юлия Ковас. Также исследователи оценивали, как факторы генетики и среды влияли на оценки по выбранным предметам.

Близнецовый метод

В выборке данных были как монозиготные близнецы, генетический код которых одинаков, так и дизиготные, которые с генетической точки зрения похожи друга на друга не больше, чем обычные братья и сестры. Если монозиготные близнецы больше схожи по какому-то параметру, чем дизиготные, это говорит о влиянии генетических факторов на данную характеристику. Тогда как непохожесть монозиготных близнецов говорит о влиянии индивидуально-средовых факторов: жизненных событий, болезней, особенностей восприятия психики и других факторов.

Близнецы
Фото: Olga Yatsenko / ФОТОДОМ / shutterstock


Исследователи выяснили, что примерно половина школьников выбирают продолжение учебы, из них 43% юношей и 57% девушек — это единственный параметр, по которому наблюдалось явно выраженное гендерное отличие. На выбор конкретных предметов пол школьников практически не влиял. При этом выбор, продолжать ли обучаться в школе, примерно одинаково зависел от генетики и от среды.

Далее ученые рассматривали две группы предметов: гуманитарные дисциплины и естественно-научные, точные и технические предметы (англ. STEM — Science, Technology, Engineering and Mathematics).

«Мы также смотрели данные по отдельным предметам, но так как у школьников есть широкий выбор предметов, то выборка в этом случае резко уменьшается и результаты получаются статистически недостоверные», — пояснила генетик.

Оказалось, что в случае гуманитарных дисциплин наследственность и среда поровну влияют на выбор конкретных предметов. В случае же естественно-научных и точных предметов на долю наследственности приходилась большая доля влияния — 60%.



«Наконец, мы рассматривали, как влияет наследственность и среда на оценки школьников по выбранным предметам. Картина очень похожа. Генетические факторы для многих предметов оказываются более весомыми, но свой вклад вносят и среда, и индивидуальная реакция человека на нее», — рассказала Юлия Ковас.

Исследования в России

В России Юлия Ковас и ее коллеги ведут похожие исследования в Международном центре исследований развития человека ТГУ — ученые пополняют Российский школьный близнецовый регистр.

«В сентябре мы планируем собрать данные по всем школам нескольких регионов. Также мы исследуем студентов-первокурсников. К сожалению, пока в России нет таких масштабных долгосрочных исследований, как в Великобритании, но мы работаем над тем, чтобы восполнить этот пробел», — заключила ученый.

Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

 Екатерина Боровикова