Все новости

Ученые НГТУ сконструируют облегченную версию первого в мире алюминиевого двигателя

Все его основные детали будут отлиты из алюминия в Новосибирске, что может позволить отказаться от импортных комплектующих

НОВОСИБИРСК, 28 января. /ТАСС/. Ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) испытали первый в мире полностью алюминиевый двигатель внутреннего сгорания. Благодаря полученным результатам ученые смогут сконструировать меньший по габаритам образец двигателя, сообщил ТАСС профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков.

Ранее сообщалось, что учеными НГТУ был сконструирован первый в мире полностью алюминиевый двигатель весом около 200 кг, который работает на обычном автомобильном бензине. Предполагалось, что такой двигатель будет установлен на двухместных самолетах Як-52, старые двигатели которых уже выработали свой ресурс.

"В ходе испытаний в конструкции двигателя были обнаружены недочеты, и с учетом этих недочетов мы уже будем конструировать новый двигатель, который будет меньше по габаритам. От базовых идей мы не отказываемся, задача также стоит получить заявленные характеристики по мощности и прочности", - сказал Зверьков, добавив, что обновленный двигатель будет сконструирован и испытан летом этого года.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 30-40% по сравнению с традиционными стальными двигателями аналогичной мощности. При этом расчетная мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил - до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15%.

Разработка двигателя финансируется за счет средств фонда "Возрождение отечественной авиации". Научно- технологическую поддержку НГТУ оказывает Институт теоретической и прикладной механики СО РАН. Как сообщает пресс-служба НГТУ, все основные детали нового двигателя будут отлиты из алюминия в Новосибирске, что может позволить отказаться от импортных комплектующих, которые использовались в экспериментальном агрегате. В перспективе это даст возможность использовать двигатель на самолетах ВВС России.

Ранее алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, сегодня изготавливаются из стали. Новосибирские ученые же стали применять технологию плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО). Суть технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности алюминиевой детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью смогли заменить стальные в двигателе.