Новая страница 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 января. /ТАСС/. Сто двадцать лет назад 28 января 1895 года (15 января по старому стилю) в Мариинском театре в Петербурге впервые был показан балет "Лебединое озеро" на музыку Петра Чайковского. Постановка в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова была не первой вариацией этого балета, однако именно петербургскому спектаклю удалось изменить отношение всего мира к произведению великого композитора.
За прошедшие 120 лет этот балет стал одним из наиболее часто ставящихся в мире. Существует множество постановок - с счастливой или трагичной концовкой, с разными образами главных героев, например, в некоторых зарубежных спектаклях лебедей танцуют исключительно мужчины. Однако "классикой жанра" по прежнему остается версия Мариинского театра. О том, почему интерпретация Петипа - Иванова уже 120 лет влияет на большинство постановок "Лебединого озера" и по какой причине зрители со всего мира стремятся увидеть этот спектакль именно в Мариинке - в материале ТАСС.
Незнакомый балет для современного зрителя
"Все балеты нужно называть "Лебединым озером"
Новая страница 2
Незнакомый балет для современного зрителя
Самая первая постановка "Лебединого озера" успеха не имела. Премьера нового спектакля на музыку Чайковского в хореографии Венцеля Рейзингера состоялась 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра. Постановка не полюбилась зрителю, поэтому ее сняли с репертуара.
"В первой постановке в Большом театре было много пантомимных эпизодов. Одетта подробно рассказывала о своей судьбе, о злой мачехе — колдунье, ненавидевшей падчерицу, и о том, что только замужество спасло бы Одетту от злых чар. Очевидцы того спектакля отзывались о его танцевальной бедности, критики писали, что музыкальная составляющая явно преобладала над хореографической", - поясняет ведущий редактор информационно-издательского отдела Мариинского театра Ольга Макарова.
В начале 1890-х годов к произведению Чайковского обратились в Мариинском театре. Именитый балетмейстер Мариус Петипа совместно с М. И. Чайковским переписал либретто и совместно с композитором Рикардо Дриго - партитуру.
Петипа принадлежала хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоза; Льву Иванову - II акта, венецианского и венгерского танцев III акта и IV акта.
Премьера обновленного балета состоялась 15 января 1895 года в день бенефиса известной петербургской балерины Пьерины Линьяни. Ее партнером был Павел Гердт, который потом еще долгие годы танцевал партию принца Зигфрида на сцене Мариинки.
"Чудо "Лебединого озера" родилось во взаимодействии образной, вполне самодостаточной музыки Чайковского и вдохновенной, четко драматургически выстроенной и удивительно красивой хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова", - отмечает Ольга Макарова.
Однако современный спектакль разительно отличается от первой постановки. В конце XIX века в классическом танце мужчины не выполняли сложных прыжков - в основном танцоры красиво ходили по сцене, принимая элегантные позы и поддерживая при необходимости балерину. Балерины тоже выглядели иначе - у них были более закрытые костюмы, и они не могли на сцене поднять ногу слишком высоко, так как это считалось неприличным.
Новая страница 3
"Все балеты нужно называть "Лебединым озером"
Сюжет знаменитого балета часто пересматривали. Например, в 30-е годы легендарная Агриппина Ваганова решила постановку в социальном ключе, полностью изменив либретто. Ротбарт в балете стал не злым колдуном, а обедневшим бароном, который хотел выдать замуж свою дочь, отыскав ей выгодную партию. В конце Одетта погибала от выстрела Ротбарта, а Зигфрид закалывался, потеряв любимую.
В 1950 году в балете впервые появилась счастливая концовка. До этого в последней сцене сказки бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощали Одетту и Зигфрида. В новой версии Зигфрид в поединке побеждает волшебника, оторвав ему крыло, после чего власти зла приходит конец. В новой редакции знаменитого балета хореограф Константин Сергеев постарался сохранить хореографию Петипа и Иванова, при этом отразив в танцевальных номерах достижения современного балета. Эта постановка идет в Мариинке и по сей день.
"Визитная карточка" русского балета: вечное "Лебединое озеро". Все балеты нужно называть "Лебединым озером" - это гарантирует и бойкую продажу билетов, и успех у зрителей.
На сегодняшний день балет "Лебединое озеро" давали в петербургском театре уже 1757 раз (статистика ведется со дня премьеры 1895 года). В разные годы партию Одетты-Одилии там исполняли такие выдающиеся балерины, как Анна Павлова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Марина Семенова, Ульяна Лопаткина и другие.
Это по-прежнему один из самых репертуарных спектаклей Мариинского, на каждое представление - стабильно высокий спрос. Цены зависят от исполнительницы партии Одетты-Одиллии. Например, стоимость билета на спектакль с участием Ульяны Лопаткиной может достигать 10 тыс. руб.
Приглашая Мариинский балет на гастроли, зарубежные импрессарио часто просят привезти именно «Лебединое озеро».
"Лебединое" Мариинского театра во всем мире любят не только за красоту лебединых сцен. Многие зарубежные критики отмечают элегантность и выразительность исполнения петербургскими артистами характерных танцев в этом спектакле. Не случайно: такой, как в Петербурге, школы характерного танца нет нигде в мире", - подчеркнула Ольга Макарова. (характерный танец - народный танец, прошедший обработку хореографа для балетного спектакля - прим. ТАСС).
К примеру, спектакль "Лебединое озеро" открыл балетную часть нынешних американских гастролей петербургской труппы, которые начались в середине января. Все пять показов на сцене Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке прошли с успехом. Газета The New York Times оценила "изысканный средневековый облик постановки". "Гармоничные цвета и яркие исторические детали костюмов и декораций - это образец, с которого сегодня должны брать пример все другие постановщики "Лебединого озера" в мире", - пишет издание, не забывая отметить и "многочисленные достоинства" исполнения. Обозревателя пленил "настоящий шарм" петербургских артистов в характерных танцах, "отличающая труппу Мариинского восхитительная работа корпуса", "элегантность ног" танцовщиков и "превосходная отрепетированность ансамблевых сцен".
Наталья Преблагина