ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 19 декабря. /ТАСС/. На Ленинградском фронте, как и на других фронтах Великой Отечественной, активно использовалась техника, поступавшая по ленд-лизу из США и из Великобритании. Один из истребителей для советских летчиков купил американский актер-комик Ред Скелтон. "Иномарки" — как воздушные, так и наземные, подходили для выполнения боевых задач, но зарубежные образцы нередко нуждались в усовершенствовании с учетом российских погодных условий.
В декабре 1943 года ленинградцы, как и вся страна, читали сообщения ТАСС о состоянии американской экономики и военной промышленности, понимая, что производимая техника, прежде всего, будет направлена на войну с общим противником.
Постоянно отслеживала лента ТАСС деятельность британского и американского Комитетов помощи России в войне.
20 декабря Агентство передало из Лондона: "В Англии собрано на оборудование госпиталя в Сталинграде 142 тысячи фунтов стерлингов. Намечено было собрать 75 тысяч". Из Нью-Йорка двумя днями раньше поступило сообщение ТАСС о деятельности американского комитета по оказанию помощи Советскому Союзу войне: "Председатель комитета по оказанию помощи Советскому Союзу (Эдвард) Картер объявил, что на 1944 год намечена программа отправки в Советский Союз различных материалов на 21 миллион долларов против примерно 16 миллионов в этом году. За первые 10 месяцев текущего года в СССР отправлено различных материалов – медикаментов, одежды, продовольствия и т.п. на 10.250 тысяч долларов».
Ленд-лиз для Ленинграда
На обслуживании главных линий, связывавших Ленинград с Москвой, стояла американская двенадцатиканальная система высокочастотного телефонирования. В защите ленинградского неба участвовали британские истребители Hurricane, поставленные в 1941-44 на судах северных конвоев и через Иран. Массовое использование Hurricane советской авиацией началось с лета 1942 года – они применялись в том числе морской авиацией Краснознаменного Балтийского флота, они поступали также в части ПВО, прикрывавшие "Дорогу жизни" и Тихвин.
Два авиаполка, воевавшие под Ленинградом в составе Восточной оперативной группы, использовали американские истребители Tomahawk (Р-40). Эти боевые машины обеспечивали прикрытие транспортных самолетов, которые доставляли грузы в блокадный город.
Намного реже в ленинградском небе появлялись британские истребители Supermarine Spitfire, получившие известность летом-осенью 1940 года в период знаменитой "Битвы за Британию". Официальная передача этой марки самолетов СССР началась в 1943 году. В марте 1945 года под Ленинградом при участии Supermarine Spitfire был сбит немецкий самолет-разведчик, который был неуязвим для всех остальных типов истребителей того времени.
В наземных войсках использовались британские тяжелые танки Churchill (A22). По программе ленд-лиза в СССР поступило 334 таких боевых машины. На Ленинградском фронте они появились с весны 1943 года, когда на вооружение 49-го отдельного гвардейского танкового полка поступил 21 Churchill. В начале 1944 года британские танки были задействованы в боях под Ленинградом, вплоть до полного завершения Ленинградско-Новгородской операции, как на Ленинградском, так и на Волховском фронте. В условиях зимней кампании был выявлен существенный недостаток зарубежной машины – ее неприспособленность к условиям русской зимы, и в первые же дни штатные обогреватели британских танков пришлось заменить аналогичным оборудованием советской конструкции.
Поставки продуктов питания
Особое значение для Ленинграда и Ленфронта имело поступление продовольствия. Благодаря поставкам по ленд-лизу в рационе ленинградцев появились такие продукты, как маргарин, сыр, соевая мука и крупа, концентраты, шоколад, галеты, яичный порошок, мясо индейки и курицы, в армейских пайках - знаменитая американская "тушенка", прозванная солдатскими острословами "вторым фронтом", и даже борщ в пакетах, который готовили специально для России по русским рецептам. С июня 1941 по сентябрь 1945 года по программе ленд-лиза в СССР поступило из Великобритании, США и Канады более 4,9 млн нетто-тонн продовольствия. С января 1942 года сахар и масло, поступившие по ленд-лизу, выдавались по детским продовольственным карточкам в Ленинграде.
Еще одним элементом продовольственной помощи союзников Ленинграду была поставка семян овощей, использовавшихся на городских огородах летом 1942 и 1943 года. Они поступали в маленьких конвертах из коричневой бумаги с подписью по-русски: "Героическим ленинградцам от друзей в С.Ш.А."
Новости из стран-союзниц
Пристально следили в Ленинграде за сводками новостей о положении в странах-союзницах по Антигитлеровской коалиции и о заверениях лидеров этих стран в согласованном движении к общей цели — полному разгрому фашистской Германии.
В конце декабря газеты опубликовали выдержки из текста рождественского послания Рузвельта, которое транслировалось из Гайд-парка в Нью-Йорке. "Я совещался с руководителями Англии, России и Китая по военным вопросам, касающимся настоящего момента, в частности, по вопросу о планах успешного наступления против наших противников, которое должно быть предпринято в кратчайший срок и с самых различных пунктов земного шара", - говорил американский президент и уверенно заявлял о намерении "поладить с русским народом".
Из сообщений ТАСС в декабре 1943 года ленинградцы узнавали о боевых действиях союзников. В тот период это прежде всего касалось налетов британской авиации на Берлин – сообщения Агентства на эту тему практически ежедневно появлялись на страницах советской печати.
Корреспондент ТАСС передавал из Лондона в декабре 1943 года: "Английское министерство авиации сообщает, что в ночь на 17 декабря крупное соединение английских бомбардировщиков "Ланкастер" совершило налет на различные объекты в Берлине. Сброшено свыше 1500 тонн фугасных и зажигательных бомб. Атмосферные условия затрудняли непосредственное наблюдение за результатами бомбардировки. Летчик разведывательного самолета, находившийся над Берлином по окончании налета, сообщил, что в районе бомбардировок возникли большие пожары, дым от которых поднимался выше облаков. Другие соединения английской авиации атаковали различные объекты в Северной Франции. Самолеты "Москито" подвергли бомбардировке объекты в Западной Германии. Кроме того, продолжалось минирование вражеских вод. Тридцать английских самолетов не вернулись на свои базы".
Советская печать уделяла внимание даже вопросам состояния здоровья лидеров государств. Так, в 20-х числах декабря корреспондент ТАСС регулярно сообщал из Лондона о самочувствии британского премьера Уинстона Черчилля, который заболел воспалением легких.
"В Лондоне опубликован очередной бюллетень о состоянии здоровья Черчилля. В бюллетене отмечается, что воспаление в легком не распространяется, общее состояние здоровья Черчилля продолжает улучшаться", - сообщал ТАСС советским читателям. Не осталось без внимания журналистов и то, что супруга британского г-жа Черчилль "выехала из Англии с тем, чтобы быть вместе с премьер-министром во время его болезни и выздоровления". Это корреспондент ТАСС передал со ссылкой на резиденцию премьер-министра в Лондоне.
"Я сделал это!"
Один из американских самолетов Douglas A-20, защищавших ленинградское небо, имел весьма необычную историю. Его приобрел известный в те годы американский комик Ред Скелтон (Red Skelton) и направил на Ленинградский фронт в ноябре 1943 года с просьбой, чтобы летчик, который будет летать на этом самолете, рассказал о его боевом пути. На корпусе самолета актер попросил написать фразу: "Я сделал это!", ставшую визитной карточкой одной из его радиопрограмм.
Атакующий бомбардировщик Douglas A-20 принадлежал к типу самолетов, чаще всего направлявшихся в СССР по программам ленд-лиза. Из 14 тысяч американских самолетов, доставленных в СССР по программе ленд-лиза, 3 тысячи были марки Douglas A-20. Около 45 процентов из них были доставлены на фронт через Аляску и Сибирь.
Самолет Скелтона был распределен в первый гвардейский авиационный полк, сопровождавший операции КБФ. За штурвал сел один из лучших пилотов полка Петр Стрелецкий. В состав экипажа вошли также штурман Николай Афанасьев и радист Иван Трусов. В декабре 1943 года, через два месяца после своего поступления на вооружение, самолет Реда Скелтона потопил два крупных немецких транспорта.
"Наш американский друг может не сомневаться в том, что экипаж самолета продолжит и в будущем противостоять врагу изо всех сил", - сказал флотской газете Стрелецкий.
19 декабря 1943 года ленинградское радио передало текст письма советского летчика капитана Петра Стрелецкого, адресованного Реду Скелтону. "Мы пойдем в полет, чтобы мстить фашистам за муки свободолюбивых народов, за раны нашего любимого Ленинграда, который враги систематически обстреливают тяжелыми снарядами", - писал летчик.
В конце февраля 1944 года, во время торпедной атаки на другой немецкий транспорт над латвийским портом Лиепая, самолет был поврежден в результате ударов немецкой ПВО, вследствие чего капитан Стрелецкий был ранен в ногу, но ему удалось довести поврежденный самолет на базу, располагавшуюся в двух часах лета. Тем не менее, пилот выжил.
Новый экипаж самолета, руководимый летчиком Вадимом Евграфовым, оправдал оказанное доверие в мае 1944 года, потопив семь транспортов противника. За этот подвиг Евграфов и его штурман Виктор Бударагин были удостоены звания Героев Советского Союза. Вскоре после этого Евграфов погиб в бою. У самолета Скелтона появился третий экипаж во главе с Павлом Свирским, на которого была возложена опасная разведывательная миссия. На обратном пути самолет обстреляли сразу шесть "Фокке-Вульфов" - от полученных в бою повреждений самолет загорелся, Сквирский и его штурман Мортиков успели выпрыгнуть из горящей машины до ее взрыва, а радист Александр Павлов погиб.
В 1993 году Павел Сквирский и Ред Скелтон встретились, и авиатор рассказал актеру о судьбе самолета, подтвердив, что "это был очень хороший самолет".
СПб РИЦ ИТАР-ТАСС благодарит Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге за любезную помощь в подготовке материала.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады