полет над родиной
Россия в судьбе и творчестве Марка Шагала
Россия в судьбе и творчестве Марка Шагала
Жизнь Марка Шагала — это история целой эпохи, в которой вмещаются все главные события мировой истории ХХ века. Все, что было пережито в прошлом столетии, отразилось в богатом творчестве этого художника.
Среди множества сюжетов есть один, который сопровождает все творчество Шагала, — это родной город Витебск. Дома с двускатными крышами, Спасо-Преображенский храм, который виднелся из родительских окон, скрипачи на крышах, козы и коровы — все эти образы из детства переходят из картины в картину и вместе создают тот особый шагаловский мир на холсте.
Тема России в творчестве Шагала отражается не только в сюжетных мотивах, но также в особом укладе жизни начала ХХ века, который во многом был воспринят Шагалом от своих учителей — русских художников.
Первым учителем Шагала стал художник Юрий Пэн, открывший в Витебске частную художественную студию. Он был выходцем из императорской академии искусств в Санкт-Петербурге, воспитанником Павла Чистякова и развивал реалистические традиции в живописи.
В своей автобиографической книге Шагал утверждает, что обучался у Пэна два месяца, однако многие исследователи сходятся во мнении, что на самом деле срок его обучения составил около пяти лет (он начал посещать студию в четырнадцать лет и занимался в ней до девятнадцати лет). Несмотря на то, что собственный стиль у Шагала еще не сформировался, этот период очень важен в становлении Марка как художника.
Юрий Пэн обращал внимание своих учеников на этнографические детали, призывал их запечатлевать окружающий мир во всем его многообразии: покосившиеся от времени заборы, складки талеса, которые покрывают морщинистое лицо старого еврея, множество бытовых сценок — он доказал на примере собственных работ, что подобные сюжеты могут стать объектом искусства.
Юрий Пэн. "Домик с козочкой" (1920-е годы)
Однако Шагала не удовлетворял академический стиль, прививаемый Пэном. Живопись, которую он хотел создавать, отличалась от нарочитого реализма, унаследованного его учителем от передвижников. Поэтому он покидает родной город и приезжает в Петербург.
Не поступив в Академию Штиглица в 1907 году, Шагал отправляется в школу Общества поощрения художеств, руководимую Николаем Рерихом. Художник и участник самого знаменитого художественного объединения своего времени "Мир искусств" Рерих провел глобальную реформу образовательной программы ОПХ.
Он ввел такой предмет, как история искусств, организовывал на регулярной основе экскурсии по русским деревням для знакомства учеников с мастерами кустарного дела, открыл мастерские керамики, деревянной скульптуры, витражной росписи, а также классы музыки и хорового пения. Кроме того, Рерих в это время находился под большим влиянием искусства Гогена (чьи картины он впервые увидел в Париже в 1901 году). Яркость цвета, декоративные мотивы и выбор экзотичного сюжета — вот то, чем вдохновлял французский живописец.
Николай Рерих. "Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне" (1901 год)
Восхищение учителя творчеством Гогена не прошло незаметным для Шагала. Об этом можно судить по двум работам, которые он создает в 1908 году: "Автопортрет с красной маской" и "Портрет девочки на диване" (ныне обе работы находятся в собрании Центра Жоржа Помпиду).
На портрете, где Марк изображает себя, есть одна деталь, которая не сразу бросается в глаза, — это борода и усы, которых в то время не было у Шагала. А на автопортрете Гогена 1889 года, который находился в собрании у Сергея Щукина, есть те самые признаки маскулинности, которые приписывал себе Шагал. Кроме того, у Гогена краска на холсте распределена неравномерно, сквозь масляный слой можно видеть жесткую фактуру грубого холста. Такой же прием можно разглядеть и в работе Шагала.
Другая картина Шагала "Девочка на диване" (второе название — "Портрет сестры Марьяски") близка к работе Гогена "Цветы Франции" 1891 года. Об этом говорят схожие композиции: фигуры изображены на фоне плоской стены и расположены в левой части холста, напротив — ваза с цветами.
Изображая свою сестру с короткими волосами и в шляпе, Шагал уподобляет ее герою картины Гогена — юноше с короткой стрижкой и в соломенной шляпе.
Поль Гоген. "Цветы Франции" (1892 год)
Достаточно быстро Шагал решает покинуть Общество поощрения художеств. В книге "Моя жизнь" он напишет: "Два года ушли даром". Такой вывод можно объяснить главным образом тем, что Шагал ощущал свою избранность, а беспристрастное отношение учителя к работам своего ученика вызывало у него разочарование в самой системе образования.
Тем не менее за время обучения у Рериха он знакомится со своим будущим покровителем, влиятельным депутатом Думы Максимом Винавером. Благодаря его материальной поддержке Шагал поступает в престижную художественную школу им. Е.Н. Званцевой.
Марк Шагал. "Букет возле окна" (1959–1960 годы)
Здесь его учителем и кумиром был Лев Бакст, известный театральный художник, прославившийся своими декорациями для балетов Дягилева. В это время Бакст находился под впечатлением от поездки в Грецию, куда он отправился в 1907 году вместе с Валентином Серовым. Искусство Древней Греции так сильно подействовало на него, что он решил пересмотреть свои взгляды на классическое искусство.
Так появилась концепция "искусства будущего", ориентированная на творчество архаичных художников: рисунок должен быть свободным, как у детей, а цвета яркими и будоражащими. Бакст превозносил символическое значение художественных форм, способных, по его словам, возвысить простые предметы, как это можно увидеть в детских рисунках и примитивистском искусстве.
"Новые художники должны быть наглыми, дерзкими и грубыми… Новое искусство должно быть примитивным и грубым, оно не может переносить изысканности и эстетства", — утверждал Бакст. Однако его работы не походили на примитивистское искусство. Скорее, они отличались особой рафинированностью и изяществом линий.
И все-таки именно в это время Шагал выбирает для своего творчества стиль примитивизма. При этом сюжетом его картин становятся такие философские понятия, как "смерть" и "рождение".
Марк Шагал. "Наваждение" (1943 год)
Так, в картине "Покойник", где впервые цвета у Шагала становятся символичными, выбор сюжета связан одновременно с событиями, свидетелем которых он стал в детстве, а также с театральными постановками, где герои умирают, чтобы затем выйти на поклон аплодирующим зрителям.
Вы смотрите на картину и видите не ужас смерти, а настоящий спектакль со множеством ироничных деталей: женщину с поднятыми руками, скрипача на крыше, мужчину, ныряющего в деревянную избу, и равнодушного дворника, который, несмотря ни на что, продолжает выполнять свою ежедневную работу. За примитивистским планом этой картины скрывается множество символических деталей, связанных с русским фольклором и образами памяти. Синтез этих компонентов составляет в дальнейшем художественный язык Марка Шагала. Как писал один из первых биографов Яков Тугендхольд, "Шагал в маленьком провинциальном быту улавливает… некое великое бытие".
Итогом петербургского периода можно рассматривать картину "Рождение". Здесь есть и грубоватая житейская прозаичность — художник с откровенностью показывает бытовые детали торжественного появления человека на свет, и в то же время здесь легко считывается аллюзия на евангельский мотив Рождества Христова. Канонический христианский сюжет разыгрывается здесь в жанрово-местечковом исполнении. При этом рождение представлено художником как акт великого жизнетворчества, преображающий житейскую обстановку.
Марк Шагал. Триптих "Сопротивление. Воскресение. Освобождение" (1937–1952 годы)
Конечно, когда в школе объявили о скором отъезде Бакста в Париж (для оформления дягилевских балетов), Шагал был обескуражен. Любимый преподаватель покидает Россию — что тогда остается его ученику? Ответ на этот вопрос был для него очевиден, и поэтому Шагал решает отправиться вслед за своим кумиром в Париж.
Художественные достоинства мировой столицы искусств не вызывали сомнения, Шагал не ошибся: Париж стал его "вторым Витебском". Он обрел свой стиль, палитра стала ярче, и главное — здесь сформировался тот особый круг тем, который тесным образом связан с жизнью в России.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Прежде всего он отправляется в Лувр. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников — представителей парижской школы тех лет. И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Но художнику было чуждо хладнокровное разложение окружающего мира на геометрические формы, кубизм нужен был Шагалу для передачи необычных образов из памяти, которые наслаивались бы друг на друга, создавая ощущение видений из "прошлой" жизни в России.
Так, в его программной работе парижского периода "Я и деревня" 1911 года композиция построена по принципам кубизма. Здесь есть разделение на сектора и просвечивание одного сюжета в другом. Голова ягненка становится пространством для сцены дойки коровы, дома, люди перевернуты с ног на голову, лицо главного персонажа окрашено в зеленый цвет — все детали этой картины созданы из памяти и подчиняются той высшей реальности, что стоит за видимым миром, где воспоминания становятся символами.
"Однажды в Париже мне, наконец, удалось выразить радость, похожую на удовольствие от еды, которую я иногда чувствовал в России, — радость моих детских воспоминаний о Витебске", — пишет Шагал.
Выставка "Шагал. Мастер модерна" в музее Кунстхаус в Цюрихе, 2013 год
Несмотря на то, что Шагал живет в Париже в мастерских La Ruche ("Улей"), где собирались художники и скульпторы со всего света (здесь работали Модильяни, Хаим Сутин, Осип Цадкин и др.), витебский мастер практически ни с кем не общается из своих скандальных соседей. Зато он достаточно быстро сводит знакомство с поэтами-авангардистами. Сандрар Блез, Гийом Аполлинер становятся близкими друзьями художника, они помогают ему в организации выставок и активно продвигают Шагала на страницах местных СМИ.
В благодарность за оказанную поддержку Шагал создает картину "Посвящается Аполлинеру". Основу композиции составляет гигантский круг с разделением на сегменты, на его фоне изображен гермафродит, чье туловище сверху разделяется на мужскую и женскую фигуры. Эзотерический смысл этой работы давал самые разные прочтения — в этом отражается стремление Шагала изучать искусство из самых разных культурных источников.
Как пишет о Шагале поэт Андре Бретон в работе "Генезис и художественная перспектива сюрреализма": "Тотальный лирический взрыв восходит к 1911 году. Именно с этого момента метафора, только у него, отмечает свой триумфальный вход в современную живопись".
Марк Шагал. "Желтая комната" (1911 год)
Всплеск художественного самовыражения связан не только с освоением уроков фовизма и кубизма, но и в первую очередь с определением собственного стиля, который смог выдержать все теоретические испытания и сохранить свою индивидуальность. Особенность языка Шагала — это выбор определенных тем: мотивы России, портреты родственников-евреев, пейзажи родного города Витебска. Каждую свою работу художник наполняет особой духовностью, символикой и мистицизмом, которым отличается сама русская культура.
В 1914 году Шагал возвращается в Витебск. Он вновь в кругу близких на родной земле. Он женится на Белле, с которой познакомился еще до своего отъезда в Париж и о которой мечтал все эти годы разлуки. Именно с ней связан один из самых совершенных образцов любовной лирики ХХ века.
Марк Шагал за мольбертом в своем ателье. Художнику позирует его жена Белла, позади мастера — его дочь Ида. Париж, 1927 год
Берта Розенфельд (именно так звучит ее настоящее имя) была незаурядной женщиной. Она получила прекрасное образование, занималась актерским мастерством в студии Константина Станиславского, но не смогла продолжить обучения из-за травмы спины и вынуждена была вернуться в родной Витебск, где и встретила будущего мужа.
Ощущение личного счастья запечатлено Шагалом в картинах "Над городом", "Прогулка" и "День рождения".
Марк Шагал. "Над городом" (1918 год)
После революции 1917 года у евреев появляются новые возможности и права — они получают паспорта и могут участвовать в политической жизни России. Кажется, теперь счастье станет всеобщим.
Анатолий Луначарский, с которым Шагал познакомился еще в Париже, ныне народный комиссар просвещения, которому поручено осуществлять в России Ленинский культурный план. Он предлагает Шагалу должность уполномоченного по делам искусств в Витебске. Шагал не раздумывая соглашается.
Не покладая рук он работает на создание первого художественного музея Витебска и первой художественной школы. Приглашает для преподавания своего первого учителя Юрия Пэна, Эля Лисицкого (также ученика Юрия Пэна), Казимира Малевича. С последним происходит конфликт, который заканчивается отъездом Шагала в 1920 году в Москву. Однако при анализе творчества двух художников становится ясно, что антагонизм был неизбежен.
В Москве Наркомпрос дает Шагалу возможность устроиться с семьей в небольшом подмосковном поселке Малаховка, где с 1919 года находилась колония для детей-сирот, оставшихся без родителей после еврейских погромов на Украине 1919 года. Здесь он преподает рисование и параллельно начинает работать над созданием декораций для камерного еврейского театра.
Марк Шагал на уроке рисования в колонии для беспризорных детей. Малаховка, 1921 год
Руководители театра Алексей Грановский и Абрам Эфрос поручили Шагалу расписать интерьер их первого здания. На исполнение работ ему дали полтора месяца, и за этот короткий срок он создал собственный мир, или, как говорили современники, "шагаловскую шкатулку".
Главным панно было "Введение в еврейский театр", напротив него — фриз "Свадьба", под ним в простенках между окнами находились четыре вертикальные картины: "Музыка", "Танец", "Театр", "Литература". Слева от входной двери — панно "Любовь на сцене".
В ансамбль также входили плафон и занавес. Когда зритель попадал в зал, он оказывался как бы внутри разноликого волшебного мира. Для Шагала, как и шекспировского героя, "весь мир — театр". Его вселенная пляшет, танцует и радуется простому бытию.
Панно "Введение в еврейский театр" (1920 год)
Видимо, предчувствуя свой скорый отъезд, Шагал вкладывает в последнюю работу на родине всего себя. В панно есть истории из личной биографии, есть и сам Шагал, которого вносит на руках в театр Абрам Эфрос, есть портреты любимых — Беллы и дочери Иды, есть надписи на идише — это имена предков Шагала. Метафорический мир театра становится аллегорией самой жизни художника.
К сожалению, эти работы ни режиссер, ни зрители не смогли оценить по достоинству. Разочарованный в новом режиме и в неприятии им искусства магии и волшебства Шагал навсегда покидает Россию. Теперь связь с родиной будет существовать только в живописных образах его картин и личных воспоминаниях.
Искусство Шагала невероятно многогранно. Изучив все современные художественные системы начала ХХ века, он не присоединился ни к одной группе. Вероятно, магия его картин заключается в индивидуальных образах памяти, которые хранят в себе чудо воспоминаний и особую силу, вместе с которой зритель может совершить полет над городом.
Марк Шагал за работой над картиной "Комедия дель арте", 1959 год