v

День народного
единства: история
и символика


Почему гроздья рябины — символ Дня народного единства

С древних времен ягоды рябины ассоциировались с семейным благополучием, любовью и крепкими семейными узами. Молодожены часто высаживали рябину возле дома, а гроздья ягод использовали в свадебных обрядах: раскладывали на подоконниках, вставляли между оконными рамами. Листьями рябины выстилали обувь новобрачных, а венками из веток и ягод украшали их головы, веря, что это защитит от сглаза. С рябиной связано множество примет, предсказывающих будущее молодой семьи. Свежий венок, долго сохраняющий свой вид, сулил долгую и счастливую семейную жизнь.


Рябина также считалась защитницей воинов. Отправляя мужей на войну, жены пришивали к их одежде рябиновые веточки, перевязанные красной нитью. Грозди рябины клали в походные сумки, чтобы уберечь от болезней и усталости. Существовало поверье, что рябина дарует храбрость. Одно из башкирских племен — усергены — сражалось с монгольскими ордами. Получив отпор, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули в другую сторону. Люди объясняли это тем, что родовым деревом племени усерген была рябина и кровь у них была рябиновая.



Сопоставление образа рябины и народов России не случайно: дерево олицетворяет собой красоту и одновременно стойкость. Она не боится суровых морозов, живет в разных климатических условиях: от Карелии до Дальнего Востока, а ее яркие гроздья не опадают даже зимой и символизируют способность сохранять тепло души в суровые времена. С первыми заморозками рябина меняется не только внешне, но и на вкус. Холод разрушает в ягодах дубильные вещества, отвечающие за горечь, и запускает естественный процесс превращения крахмала в сахара. Поэтому уже после первых морозов рябина теряет терпкость и становится мягче и слаще. Как ягода меняет природные свойства, так и народ России обретает силу через испытания.


В поэзии и народном творчестве рябина выступает символом родины, памяти о прошлом, надежды на возрождение. В творчестве различных поэтов ее образ часто появляется как деталь, связывающая человека с родной землей.


   

   

История Дня народного единства

4 ноября (по старому стилю 22 октября) 1612 года произошло событие, которое существенно повлияло на развитие Российского государства. В этот день народное ополчение, возглавляемое земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, очистило Москву от польских захватчиков. С победой над иностранными оккупантами пришел конец эпохи Смутного времени — кризиса власти и российской государственности.

Что такое Смутное время

Смутой называют период конца XVI — начала XVII века, ознаменовавшийся борьбой за власть, иностранной интервенцией и общественным хаосом. Все началось в 1598 году: умер последний Рюрикович — Федор Иоаннович, и династия прервалась. После на престоле побывали Борис Годунов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский. Наиболее глубокий кризис страна переживала с 1610 года, когда к власти пришла Семибоярщина — совет регентов из влиятельных московских бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Они управляли страной после свержения Василия Шуйского и впустили польские войска в Кремль, пытаясь возвести на русский трон католического королевича Владислава.


Кто такие Минин и Пожарский

С приходом польских оккупантов в Москве начались бунты. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген призвал народ защищать свою страну и изгнать захватчиков. Это стало началом движения за освобождение столицы. Первое народное ополчение пыталось выгнать поляков, но не сумело отбить Москву — в основном из-за внутренних столкновений и распрей. Второе ополчение возглавил нижегородский купец и земский староста Кузьма Минин.


Именно он сумел организовать войску достойное жалованье, вооружение и экипировку. А князь Дмитрий Пожарский стал военным лидером освободительного движения. Он происходил из знатного рода Рюриковичей, ранее проявил себя как способный военачальник: участвовал в битве со шведскими войсками, защищал Москву и был известен как честный, верный Отечеству человек.


В ряды народного ополчения принимали всех граждан, независимо от их социального статуса, — оружие в руки брали как дворяне, так и мещане и крестьяне.


Что произошло в 1612 году

Главная битва за Москву началась в августе 1612 года. В этом сражении проявил себя Кузьма Минин: когда войска литовского гетмана Яна Ходкевича направлялись на помощь полякам, нижегородский купец с ополченцами переправился через Москву-реку и внезапно атаковал врага. После нескольких боев гетман Ходкевич покинул столицу. К ноябрю русские войска выбили польско-литовских интервентов из пригородов Москвы, разорвав их пути снабжения. А 4 ноября ополчение захватило вражеские позиции в Китай-городе, осадило Кремль и в итоге освободило столицу. Вскоре Земский собор провел венчание на царство Михаила Романова, которое положило начало трехсотлетнему правлению династии.


При чем тут Казанская икона Божией матери

В обозе Второго русского ополчения находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери — народ связывал свою победу над польско-литовскими оккупантами с ее заступничеством. Поэтому вскоре благодаря личным пожертвованиям князя Пожарского был возведен Казанский собор на Красной площади, куда и поместили образ.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича 4 ноября был объявлен праздником Казанской иконы Божией Матери. В этот день православная церковь проводит молебны в честь героев 1612 года и всех военнослужащих.


Как появился праздник День народного единства

Сначала 4 ноября отмечали только как православный церковный праздник. После Октябрьской революции 1917 года он исчез из публичного календаря, на смену ему пришел День Великой Октябрьской социалистической революции, который отмечали 7 ноября. Однако события Смутного времени, а также личности Минина и Пожарского не были забыты. Фильм "Минин и Пожарский", вышедший в 1939 году, по популярности в ту эпоху не уступал знаменитому "Александру Невскому" Эйзенштейна. При этом сохранялась и церковная память: 4 ноября продолжали отмечать как день Казанской иконы Божией Матери.


В конце XX — начале XXI века возникла идея возвращения этому дню государственного значения. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил объявить 4 ноября Днем народного единства. В декабре 2004 года Государственная дума приняла поправки, а 29 декабря 2004-го президент России подписал закон, устанавливающий 4 ноября Днем народного единства (с 2005 года — выходной день).


С этого момента праздник стал напоминанием об историческом подвиге XVII века и символом гражданской солидарности и ответственности каждого перед страной.



Единство как национальная черта

При всем многообразии языков и обычаев народы России связаны общей историей, судьбой и ценностями, которые формировались веками. Единство народов России проявлялось еще в древнерусскую эпоху, когда разные земли и племена постепенно объединялись вокруг общих целей — защиты, торговли, развития ремесел.

  


В Смутное время, когда страна была разорена, а столица занята иностранными войсками, представители разных сословий и земель — русские, татары, чуваши, мордва, марийцы — объединились ради освобождения Москвы. В XVIII веке сплоченность проявилась в эпоху Петра I. Основывали новые города, создавали флот и армию, строили заводы.

Во время Отечественной войны 1812 года против армии Наполеона сражались не только великороссы, но и татары, башкиры, буряты, грузины, осетины. Добровольческие ополчения формировались по всей стране — от Нижнего Новгорода до Сибири.



Особое место в истории единства занимает Великая Отечественная война. В рядах Красной армии воевали все народы — от Карелии до Кавказа, Поволжья и Дальнего Востока. Каждый народ внес свой вклад в Победу, и память об этом объединяет поколения. После войны, в годы восстановления страны, совместный труд стал продолжением национального единства в России. Возводились ГЭС и металлургические комбинаты, осваивались просторы Сибири и Севера. Когда в 1961 году Юрий Гагарин открыл человечеству путь в космос, этот успех стал символом общего достижения всех народов нашей страны.

 

На рубеже веков Россия стала лидером в использовании атомной энергии, успешно боролась с пандемией и первая в мире зарегистрировала вакцину "Спутник V", созданную в Центре имени Гамалеи. Сейчас Россия активно осваивает Арктику: строятся новые ледоколы, развивается Северный морской путь, открываются научные станции в условиях Крайнего Севера. Россия продолжает оставаться одной из ведущих космических держав мира. В XXI веке она сыграла ключевую роль в создании и эксплуатации Международной космической станции. С 2000-х годов российские корабли "Союз" и "Прогресс" обеспечивают транспортную связь между Землей и орбитой, доставляя экипажи и оборудование на МКС.



Путь России был общим во все исторические эпохи. Сегодня в регионах страны проходят фестивали национальных культур, работают дома дружбы народов, реализуются образовательные программы по сохранению языков и традиций. Люди живут в уважении к культуре друг друга, в стремлении к миру и созиданию. Именно это делает Россию сильной державой, в которой многообразие стало основой единства.


   

Над проектом работали:

Автор: Елизавета Данциг

Менеджмент и верстка: Майя Шкапина

Редактор: Ксения Пузикова

Иллюстратор: Дарья Ястребова

Бильд-редактор: Павел Куколев, Анна Мартиросян

Эксперт: Алексей Волынец


В материале использованы фотографии из архива ТАСС: 

Егора Алеева, Татьяны Беляковой, Сергея Карпухина, Кирилла Кухмаря, Александра Полегенько, Владимира Смирнова.

А также фотографии и видео:

Проект "Народов много — Родина одна", Музеи Московского КремляWikimedia Commons/Public Domain.


Читайте другие спецпроекты ТАСС.

Источники:

1. Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019.

2. Винокурова И.Ю. Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003.

3. Жигульский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. М.: Прогресс, 1985.

4. Курбатов О.А. Военная история русской Смуты начала XVII века. М.: Квадрига, 2014.

5. Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. 


© Информационное агентство ТАСС, 2025

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.