v

"

Прокрутите Вниз

Восемь браков, семь мужей, три "Оскара" и бриллианты, которым завидовали принцессы, — все это о ней. Элизабет Тейлор, королева Голливуда, ставшая легендарной отнюдь не только благодаря своему таланту. "Следуйте за своей страстью, следуйте за своим сердцем, и то, что вам нужно, придет", — говорила она. Главными страстями ее жизни были кино, мужчины и драгоценности. И она всегда получала все лучшее — и роли, и мужей, и бриллианты.

Кино. "Роли стерв даются мне с особой легкостью" 

Первые шаги

"Я не помню, когда я не была знаменита", — говорила Элизабет Тейлор. В Голливуде она завоевала все: миллионные гонорары, три "Оскара" и негласный титул королевы. Ее мать, актриса, всегда мечтавшая о большом успехе, но так и не добившаяся его, решила сделать маленькую дочь звездой. 

Первую роль Лиз сыграла в 10 лет — в фильме "Каждую минуту рождается человек". Поначалу на нее не обратили внимания — она была обычной рядовой статисткой. Но из толпы конкуренток ее выделяли фиалковые глаза с кукольными ресницами — из-за редкой мутации они росли в два ряда. А еще Элизабет всегда выглядела старше своих лет — на кадрах из ее первых фильмов трудно поверить, что она ребенок.

Спустя два года после дебюта в кино Лиз сыграла свою первую заметную роль — девочки-жокея в фильме "Национальный бархат", ради которой ей пришлось серьезно заняться верховой ездой. Лента едва не стоила ей здоровья (упав с лошади, она повредила позвоночник) и волос: в киностудии хотели, чтобы она коротко постриглась, но отец Элизабет настоял на том, чтобы ей позволили носить парик. "Я работала над этой лентой, не зная сна и отдыха, — признавалась актриса много лет и много фильмов спустя. — Ни одна картина за всю мою жизнь не стоила мне таких трудов, как эта". Работа окупилась: после выхода картины Лиз проснулась звездой.   

Еще семь лет и 10 не очень заметных ролей понадобилось, чтобы об Элизабет заговорили критики. В 1951 году вышла драма "Место под солнцем", где она сыграла с Монтгомери Клифтом. Лента завоевала несколько "Оскаров", в том числе и как лучший фильм. И хотя Лиз не была даже номинирована на золотую статуэтку, после него ждать больших наград ей оставалось совсем недолго.    

Расцвет и спад

Лиз была очень востребована, фильмы с ее участием выходили ежегодно (а то и несколько раз в год), и многие из них становились событием. "Округ Рэйнтри" (1957), "Кошка на раскаленной крыше" (1958) и "Внезапно, прошлым летом" (1959) принесли ей номинации на "Оскар". За "Внезапно, прошлым летом" она получила гонорар в $500 тыс.

Первую золотую статуэтку Лиз дали за роль проститутки в драме "Баттерфилд 8" (1960). Образ порочной и неординарной женщины подходил ее внешности. Еще в юности, осознав свою сексуальность, она начала ее подчеркивать откровенными декольте и ярким макияжем. Впоследствии о ней писали, что в 15 лет она выглядела как "девица легкого поведения". Крупные украшения и открытые платья, подчеркивающие фигуру, Элизабет носила всю жизнь.

В одной из своих самых ярких картин — "Клеопатре" (1963) — Лиз не хотела сниматься. Поэтому она запросила неслыханный гонорар — $1 млн. Для сравнения: стандартный гонорар Элизабет составлял $125 тыс., а Мэрилин Монро за роль в "Джентльмены предпочитают блондинок" получила всего $18 тыс. Создатели фильма решили пригласить на роль другую актрису, но Лиз внезапно заинтересовалась лентой. В итоге "Клеопатра" принесла ей грандиозную сумму — по разным оценкам, до $7 млн: помимо гонорара, ей платили по $50 тыс. за каждую дополнительную неделю съемок и $3 тыс. в неделю на содержание. Также актрисе было обещано 10% от прибыли с проката. 

"Клеопатра" стала одной из самых дорогих картин в истории кино. И одной из самых больших финансовых неудач: она окупилась только спустя четыре года, после продажи прав на телевизионный прокат. Кинокомпания 20th Century Fox оказалась на грани банкротства. Фильм взял четыре "Оскара" — за операторскую работу, работу художника, визуальные эффекты и костюмы. А царственный образ Элизабет — тяжелая челка и густо подведенные глаза со стрелками, удлиненными к вискам, — надолго вошел в моду. Позже она говорила: "Я не очень-то помню Клеопатру. Были вещи и поважнее". Но этот фильм стал поворотной точкой в судьбе актрисы: именно на его съемках закрутился роман с Ричардом Бёртоном — главной любовью ее жизни.

В 80-е годы карьера Элизабет пошла на спад. А в 90-х она снялась лишь в одной картине — "Флинтстоуны". За нее 62-летняя актриса получила самый большой гонорар за свою карьеру — $2,5 млн — и… единственную в жизни номинацию на антипремию "Золотая малина". Правда, "Оскара" в эти годы она тоже получила, но — специального, за благотворительную деятельность.

Последним фильмом Элизабет стала телевизионная комедия "Старые клячи по-американски", вышедшая в 2001 году. Последние 10 лет жизни она не снималась. Но кино оставалось ее главной страстью.

Мужчины. "Я — верная жена. Вероятно, слишком верная, раз была замужем восемь раз"

"Счастливая Лиз"

"Я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же?" — заявила однажды Элизабет Тейлор. У нее было восемь браков и семь мужей, а ее отношения с Ричардом Бёртоном называли "романом века". Впервые Лиз вышла замуж в 18 лет. Это был брак по расчету, но рассчитывала не Элизабет, а киностудия Metro-Goldwyn-Mayer, снимавшая с ней фильм "Отец невесты". Продюсеры решили, что пышная свадьба сделает отличную рекламу ленте, в которой героиня Лиз должна была идти под венец. Так актриса стала женой наследника сети отелей "Хилтон" Конрада Николсона Хилтона — младшего, которого называли Ники. И если у студии был меркантильный интерес, то Лиз хотела совсем другого. "Я отчаянно рвалась жить собственной жизнью и не зависеть от родителей и студии", — расскажет она позже. Брак не продлился и года: муж бил Элизабет. Однажды он ударил жену в живот, и у нее произошел выкидыш. Плейбой и картежник Ники оправдывался тем, что оказался не готов жить со звездой, за которой все время охотились папарацци. Отец Ники говорил, что брак, возможно, и удался бы, будь Элизабет продавщицей. На вопросы о неудавшемся союзе Ники отвечал: "Мне нечего сказать".

Элизабет никогда не оставалась надолго в одиночестве. Они развелись с Ники 1 февраля 1952 года, а 21 февраля она уже шла к алтарю с Майклом Уилдингом. Этот брак тоже устроила киностудия: добропорядочность Майкла должна была заставить публику забыть предыдущий скандальный союз. Ей еще не исполнилось и 20, ему было 40. Когда-то он был успешным актером, но к тому времени его карьера пошла на спад. Элизабет родила ему двух сыновей, и ей фактически приходилось содержать семью. Через пять лет она ушла к успешному и богатому продюсеру Майклу Тодду. Уилдинг впоследствии говорил, что время, проведенное с Элизабет, было лучшим в его жизни.

Лиз стала третьей женой Тодда, он — ее третьим мужем. Он задаривал ее драгоценностями и, похоже, дал ей то, чего она ждала еще со времен своего первого брака, — независимость. Он рассказывал, что они отмечают юбилей свадьбы каждую субботу. Позже Лиз говорила, что этот брак был для нее самым счастливым. Он продлился чуть больше года: Майкл разбился во время полета на личном самолете, который назывался "Счастливая Лиз".

Своего четвертого супруга, певца и актера Эдди Фишера, Элизабет увела из семьи. Для Америки конца 50-х это был грандиозный скандал. По слухам, роль "разлучницы" лишила актрису "Оскара", на который она была номинирована за "Кошку на раскаленной крыше". На этот раз Лиз пошла не к алтарю, а под хупу (балдахин, под которым сочетаются браком еврейские пары): к тому времени актриса приняла иудаизм. С Фишером, сыном еврейских эмигрантов из России, они поженились в синагоге. Брак продлился два года. После развода с Лиз Эдди был женат еще трижды, но говорил, что она была его единственной любовью.


Роман века


В 1961 году на съемках "Клеопатры" Элизабет познакомилась с Ричардом Бёртоном. У него была жена и двое детей. Их роман начался прямо на съемочной площадке: Бёртон, игравший Марка Антония, целовал "голливудскую Клеопатру" по сюжету. С каждым дублем поцелуй длился все дольше, и актеры не остановились после слова "Снято!" "Вы двое, не возражаете, если я скажу "стоп", — возмутился режиссер. Остановить съемки было возможно. Остановить роман — нет. Как и скандал: Элизабет снова стала разлучницей.

Они поженились только в 1964 году. Этот брак продлился 10 лет и стал для Элизабет самым долгим. Они сыграли вместе в семи картинах. Их союз был в том числе и актерским противостоянием, в котором победила Лиз: за роль в их совместной ленте "Кто боится Вирджинии Вульф?" она получила своего второго "Оскара". Бёртон номинировался на главную кинонаграду семь раз, но статуэтку так и не получил. В этом браке было много страсти и бриллиантов. А еще — алкоголя и драк. "Когда-то Элизабет сказала, что наша беда в том, что мы слишком любили друг друга, — говорил Бёртон впоследствии. — Теперь я понимаю, как она была права". В 1974 году они развелись, чтобы через год пожениться снова. Правда, второй их брак был в 10 раз короче, чем первый. После Лиз у Ричарда было еще две жены. Но из-за алкоголизма он умер, не дожив и до 60 лет. Годы спустя, незадолго до ее смерти, Элизабет спросят: "Как вы думаете, если бы Ричард Бёртон был жив сегодня, вы бы вышли за него замуж?" "Мы неизбежно снова бы поженились, и это не обсуждается", — ответила она.

Элизабет вышла замуж еще дважды — сначала за политика Джона Уорнера, затем — за актера Ларри Фортенски, который был младше ее на 20 лет. "Вы не дождетесь от меня заявления, что я уже не выйду замуж еще раз", — говорила она незадолго до смерти. Но к концу жизни она была не замужем уже 15 лет. 

Драгоценности. "Большие девочки любят большие бриллианты"

Diamonds Are a Girl’s Best Friend — эту песню в одноименном фильме спела вечная соперница Элизабет, Мэрилин Монро. Для Лиз драгоценности были даже больше, чем друзьями: они были ее возлюбленными. Книгу о своих любимых украшениях актриса назвала "Мой роман с драгоценностями". Любовь и бриллианты были для нее крепко связаны: ведь украшения ей дарили мужчины. Самые знаменитые из них подарены Майклом Тоддом и Ричардом Бёртоном. 

В 1957 году Тодд подарил ей бриллиантовую тиару, сказав: "Ты моя королева, и я думаю, у тебя должна быть корона". Впервые Лиз надела ее на церемонию вручения "Оскара", где фильм "Вокруг света за 80 дней", спродюсированный Тоддом, получил пять золотых статуэток. 

Лиз действительно вела себя как королева — в тиаре она даже плавала в бассейне. Так было и в тот день, когда Тодд подарил ей рубиновый комплект от Cartier. "Рядом не было зеркала, и я посмотрела на себя в воду, — писала Элизабет. — Украшения были великолепными, красная рябь, отражаясь в голубой воде, выглядела как картина. Я вскрикнула от радости, обняла Майкла за шею и потянула его в бассейн за собой. Это был прекрасный летний день, день совершенной любви".

В Париже Лиз купила антикварные серьги-люстры из стекла. Однажды, собираясь надеть их на вечеринку, она заметила, что они выглядят как-то иначе — блестят, словно отполированы. "С сережками что-то не так", — сказала она супругу. Тот рассмеялся и ответил, что вставил в них настоящие бриллианты.

Два главных бриллианта в ее жизни Элизабет подарил Ричард Бёртон, шутивший, что Bulgari — единственное слово, которое актриса знает по-итальянски. 

В 1968 году он купил на аукционе бриллиант Круппа весом в 33,19 карата, заплатив более $300 тыс. В начале XX века он принадлежал жене промышленника, поставлявшего вооружение для фашистской Германии. Лиз говорила, что в ходе аукциона думала, как прекрасно этот бриллиант будет смотреться на ней, "хорошей еврейской девочке". Из-за этого камня ей однажды позавидовала принцесса Маргарет, младшая сестра Елизаветы II. Увидев кольцо с бриллиантом Круппа на руке Элизабет, она сказала: "Он настолько большой! Как это вульгарно!" — и тут же попросила дать его примерить.

Другой подаренный Ричардом бриллиант был в два раза больше — 69,42 карата — и стоил более $1 млн. Он получил название Тейлор-Бёртон. Поначалу грушевидный камень вставили в кольцо. "Но даже для меня оно было слишком большим", — признавалась Тейлор. Так появилось ожерелье, которое она надела на вручение "Оскара" в 1970 году. "Я хотел этот бриллиант, потому что он был несравнимо прекрасен и должен был принадлежать самой прекрасной женщине в мире", — говорил позже Ричард Бёртон.

После смерти Лиз в 2011 году ее драгоценности были проданы на аукционе Christie’s. Большая часть вырученных денег пошла в благотворительный фонд ее имени и была направлена на борьбу со СПИДом. 

При подготовке материала были использованы книга Софьи Бенуа "Элизабет Тейлор. Клеопатра Голливуда" и другие открытые источники.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фотография обложки: Stan Meagher/Getty Images. Также использованы фотографии: Hulton Archive/Getty Images, AP Photo, AP Photo/Gerard Yvon Cheynet, EPA, ТАСС.