Всем клоунам клоун.
К 125-летию Михаила Николаевича Румянцева – легендарного клоуна Карандаша.
Клоун Карандаш на арене цирка, 1974 год
© Юрий Белинский / ТАСС
Клоун Карандаш на арене цирка, 1974 год
© Юрий Белинский / ТАСС
Михаил Николаевич Румянцев — легендарный клоун Карандаш, начинал свою творческую карьеру в городе Старица, а в августе 2025 года в его честь назвали первый российский уличный фестиваль клоунов и мим-театров «Карандаш-фест» (6+).
О жизни, творчестве и наследии великого артиста рассказываем в специальном фотопроекте ТАСС.
На фото вид древнего города – Старицы. В это время Румянцеву было 9 лет, и он видел город таким, приезжая в гости к бабушке с дедушкой в деревню Козлово, что под Старицей.
А в 1922 году, спустя несколько лет после революции, Михаил Румянцев переезжает в Старицу на долгое время.
Здесь он начал свою творческую карьеру, работая художником — рисовал плакаты и афиши для местного театра, и тут же поставил свою первую клоунскую репризу.
Старица – древний русский город в 65 км к юго-западу от Твери. Он вырос в 1297 году вокруг монастыря, который был основан в 1110 году.
Этот город очень любил русский царь Иван IV (Грозный). Он включил её в опричнину, подолгу жил здесь и даже проводил важные дипломатические переговоры.
В XVI веке Старица была центром Старицкого княжества — одного из последних удельных княжеств Московской Руси и в это время в городе строились многие здания.
В начале XXI века усилиями Фонда возрождения Свято-Успенского монастыря после сложнейшей реставрации обители был возвращен исторический облик.
В 1935 году на афишах Ленинградского цирка появилось имя «Каран Д’Аш». Это имя Михаил Румянцев выбрал в честь французского карикатуриста. Но для публики он мгновенно стал просто Карандашом.
Карандаш начал вырабатывать свой сценический образ и костюм – конусообразная шляпа, мешковатый пиджак и широкие штаны. В таком образе он проработает почти 50 лет.
Рост Карандаша составлял всего 142 см. Он не комплексовал по этому поводу, а его миниатюрность стала органичной частью образа клоуна.
Его первый образ рождался из уважения к великому клоуну и актёру Чарли Чаплину. Начав свою карьеру как «чаплинист», он умело подражал мастеру немого кино. Но настоящий гений всегда находит свой уникальный путь, и вскоре из этого творческого заимствования родился совершенно новый персонаж – Карандаш, любимец всей страны.
На арене Московского цирка его сценический образ получил последние штрихи – Карандаш решил добавить в него собаку, маленького скотч-терьера по кличке Клякса.
Образ артистичной собаки с серьезным видом стал верным напарником Карандаша и добавлял особый шарм самым простым номерам, став символом дуэта.
Собака Клякса – это сценический образ напарника Карандаша. Самих Клякс было несколько – они подменяли друг друга и в номерах, и в жизни. За полвека клоунской карьеры Михаила Румянцева их было тринадцать.
Сценический образ артиста настолько запоминающийся, что стал классикой, повлияв на поколения артистов. На фото — уникальные керамические работы знаменитой «Мастерской майолики Павловой и Шепелева», созданные в том числе и на цирковую тему, где в игрушках запечатлели образы Карандаша, Олега Попова и других клоунов.
Одна из самых известных реприз клоуна Карандаша была придумана во время его выступлений на фронте во время Великой Отечественной Войны — он вытаскивал из портфеля Кляксу и подносил ее к маленькой трибунке с микрофоном. Собака начинала яростно гавкать, а клоун пытался ее перекричать: «Хватит трепаться! Довольно!». Прекратив лай, Клякса пряталась обратно в портфель, и Карандаш объявлял: «Речь министра пропаганды Геббельса окончена». Зрители были в восторге. Эта реприза и дальше была одной из его самых удачных, после нее устроили стоячие овации и во время его гастролей в Лондоне в 1970-х.
После Великой Отечественной войны Карандаш вернулся в цирк, где продолжил свое блистательное творчество, завоевывая сердца зрителей всех возрастов.
В 1950-х годах он взял помощниками двух молодых артистов, ставших позднее иконами советского цирка – Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Карандаш взял на себя роль их наставника. Больше педагогом в классическом смысле он не работал, и как таковой «школы Карандаша» не было, но он стал вдохновителем целого поколения клоунов.
Карандаш за время своей карьеры успел поработать с такими легендами цирка прошлого и настоящего, как Владимир и Анатолий Дуровы, Виталий Лазаренко, Юрий Куклачев, Павел Алексеев и другие.
Карандаш был не только исполнителем, но и сценаристом новогодних цирковых представлений — он лично прорабатывал каждую сцену, добиваясь максимально ярких и понятных реприз для детей.
Эти авторские сценарии, отражающие уникальную манеру артиста, сегодня хранятся в Главархиве Москвы в личном фонде Рудольфа Славского — знаменитого эстрадно-циркового артиста и историка циркового искусства.
На фото – новогоднее цирковое представление 7 января 1981 года: Карандаш и артист цирка В. Логвинов в образе Деда Мороза поздравляют юных зрителей с каникулами и Новым годом.
Это реприза была долгожителем в репертуаре Карандаша. Он выезжал на манеж на ослике, у которого вместо стремян были велосипедные педали. Деловито крутил их, управлял рулем, укрепленным на шее осла, нажимал на гудок. Затем слезал с седла, чтобы проверить, не спустила ли «камера». Покачав головой, снимал насос, приставлял его к ноге и старательно накачивал воздух. Потом по-хозяйски поправлял автомобильный номер на «корпусе» осла и продолжал поездку.
Свой последний выход на манеж великий клоун совершил 19 марта 1983 года в невероятном возрасте - 82 года. Это выступление стало завершением полувековой карьеры артиста, посвященной служению цирковому искусству и радости зрителей.
Фестиваль клоунов и мим-театров «Карандаш-фест» носит имя легендарного клоуна Карандаша. «Карандаш-фест» стал символично проводиться в Старице – городе, где в 20-ых годах прошлого века молодой Михаил Румянцев устроился на свою первую работу в местный театр.
И вот, сто лет спустя, летом 2025 года главная сцена «Карандаш-феста» расположилась прямо рядом со зданием бывшего драмтеатра, где служил оформителем афиш будущий клоун Карандаш, и там же поставил свою первую клоунскую репризу.
На фестиваль, названный в его честь, приехали 10 тысяч человек из десятков городов России, он собрал более 300 артистов клоунады и других оригинальных жанров, в том числе артистов из «Лицедеев» и Cirque du Soleil, а также театры «Микос» и «Комик-Трест» – триумфаторов статусных международных театральных фестивалей в Авиньоне и Эдинбурге.
На первом «Карандаш-фесте» выступили и выпускники Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша).
Ключевое решение фестиваля – отказ от стандартного понимания «сцены». Артисты и зрители находятся в городской среде Старицы и вместе являются соучастниками представления.
Старица превратилась в масштабную интерактивную декорацию фестиваля.
Между выступлениями артистов зрители гуляли по ярмарке с работами местных мастеров, смотрели редкие архивные мультфильмы, участвовали в экскурсиях по историческому центру города, а также могли испытать настоящее приключение – подняться над городом и Волгой на воздушном шаре, открывая с высоты птичьего полёта потрясающие виды.
Эмоциональным центром стало уникальное шествие-кавалькада - парад через Старицкий мост над Волгой, где артисты в ярких костюмах шли в сопровождении огромных пурпурных улиток: это были необычные костюмы из спектакля «Улитная рапсодия». А к ним присоединились тысячи зрителей, многие из которых также были в карнавальных костюмах и с клоунскими носами.
Фестиваль «Карандаш-фест» в Старице стал не только одним из самых ярких культурных событий 2025 года в России, но был также замечен за рубежом.
Благодаря этому снимку Павла Беднякова, который опубликовали десятки изданий во всем мире, слова Staritsa, Karandash-Fest звучали не только не английском, но и на китайском, французском, испанском, индонезийском и других языках.
Слоганом фестиваля стала фраза «Для всех детей, которые устали быть взрослыми» – вполне в духе клоуна Карандаша!
Зрители часто писали в своих соцсетях, что именно так они себя и чувствовали 2 августа 2025 года в Старице во время первого фестиваля «Карандаш-фест».
Многие из них уже начали готовить костюмы к следующему лету – второй «Карандаш-фест» пройдет с 31 июля по 1 августа 2026 года, и будет посвящен 125-летию со дня рождения великого клоуна.
© Юрий Белинский / ТАСС
© ТАСС, 2025
ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247
выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати).
Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Над проектом работали
Авторы идеи: Алексей Зайцев, Александра Файзулаева
Менеджер проекта: Алексей Зайцев
Бильд-редакторы: Ирина Погодина, Алексей Зайцев, Александра Файзулаева
Корректор текстов: Екатерина Тихонова
Дизайнер: Александр Кирьянов