Стал Мавзолей твой сердцем Земли.
Волны народов к нему потекли
Потоком бескрайним, как годы...
Джамбул Джабаев, казахский поэт-акын
Джамбул Джабаев, казахский поэт-акын
Уже почти 100 лет на Красной площади в Москве стоит Мавзолей Ленина. Усыпальница создателя первого в мире социалистического государства до сих пор притягивает к себе внимание миллионов человек. История этого лаконичного сооружения не так проста, как кажется: на протяжении шести лет после смерти Ленина разрабатывались самые разные проекты мемориала — от здания с земным шаром на крыше до аналога египетской пирамиды. Перед тем как Мавзолей принял свой окончательный облик, у Кремлевской стены были возведены два деревянных. За годы своего существования постройка пережила Великую Отечественную войну, хрущевскую оттепель, перестройку и распад СССР. Некоторое время она была усыпальницей сразу для двух советских вождей — Ленина и Сталина. Почему тело последнего в итоге вынесли из Мавзолея? Как вообще пришла идея забальзамировать тело руководителя СССР? Что представляет из себя мемориальный памятник с точки зрения архитектуры и кто ухаживает за останками Ленина сегодня?
Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в возрасте 53 лет. Поначалу о длительном сохранении его тела речи не шло. Буквально через несколько часов после кончины Ленина в Кремле началось обсуждение похорон. Организацию доверили специальной комиссии во главе с Феликсом Дзержинским. Утром следующего дня патологоанатом Алексей Абрикосов провел вскрытие для установления причин смерти. Внутренние органы извлекли, а тело временно забальзамировали с целью его сохранения до похорон. 23 января гроб с телом Ленина перевезли из Горок в Москву на поезде, а затем разместили его в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на 30-градусные морозы, очередь с каждым часом становилась все длиннее. Публичное прощание длилось три дня — за это время возле гроба Ленина прошло около миллиона человек, затем доступ к нему закрыли. 27 января состоялись похороны: тело вождя перенесли на Красную площадь в открытом гробу и установили во временном мавзолее.
Проститься с Лениным в Доме Союзов успели далеко не все. За 23, 24 и 25 января комиссия по организации похорон получила тысячи телеграмм от делегаций из других городов и стран, находившихся в пути, с просьбой отложить траурную церемонию. Тогда же зародилась мысль о том, что облик вождя необходимо сохранить для грядущих поколений.
Рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы
Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет…
Рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы
Однако идея забальзамировать тело Ленина, вероятно, звучала еще при его жизни. Это следует из мемуаров публициста Николая Валентинова, которому Николай Бухарин, революционер и партийный деятель, рассказал следующую историю. Поздней осенью 1923 года состоялась неформальная встреча Политбюро, на которой Иосиф Сталин сообщил о резком ухудшении здоровья вождя и о возможном летальном исходе: к тому времени Ленин пережил уже три инсульта. Затем Сталин поведал о предложении "некоторых товарищей из провинции" сохранить тело отца революции на века при помощи бальзамирования. Категорически против выступил Лев Троцкий: "Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции… Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего". Не поддержали идею и Николай Бухарин со Львом Каменевым.
В 1924 году к обсуждению пришлось вернуться. Из-за морозов температура внутри деревянного мавзолея не поднималась выше нуля, благодаря чему признаки разложения на теле Ленина проявлялись крайне медленно. Этому также способствовало первое, временное, бальзамирование: академик Абрикосов выполнил его настолько искусно, что в итоге действие раствора длилось значительно дольше, чем предполагалось изначально. В результате у комиссии по организации похорон было достаточно много времени, чтобы принять решение о дальнейшей судьбе тела Ленина. Какие только варианты не обсуждались: и герметичная капсула с азотом, и металлический ящик с бальзамирующим раствором, и даже заморозка.
Проведено патологоанатомом Алексеем Абрикосовым.
Дискуссия длилась около двух месяцев. Тем временем близилась весна, когда дальнейшее сохранение тела стало бы невозможным. В начале марта на нем уже появились пигментные пятна, изменился также кожный покров — все это свидетельствовало о начале процесса высыхания. Медлить более было нельзя. В конечном счете решили попробовать экспериментальный метод бальзамирования, который разработал анатом Владимир Воробьев совместно с биохимиком Борисом Збарским. Работы начались 26 марта и завершились ровно через четыре месяца. За этот срок ученым удалось достичь результатов, не имеющих прецедентов в истории: они смогли сохранить посмертный облик Ленина на долгие-долгие годы.
Проведено анатомом Владимиром Воробьевым и биохимиком Борисом Збарским. Схема бальзамирования составлена по текстовым описаниям процесса сотрудника лаборатории при Мавзолее Ленина Юрия Лопухина.
Облик Мавзолея, который мы знаем сегодня, складывался постепенно. История его уникальна: менее чем за шесть лет после смерти Владимира Ленина на Красной площади были реализованы три разных проекта — две деревянных постройки и одна гранитная. И все они авторства Алексея Щусева. Перед архитектором стояла сложная задача: нужно было органично вписать усыпальницу в сложившуюся застройку Красной площади и в то же время сделать ее новым композиционным центром ансамбля. При этом архитектурно-художественное решение здания должно было соединить в себе традиции русской архитектуры и новые веяния советской.
На сооружение первого, временного, мавзолея Щусеву отвели всего пару дней: он получил срочное задание в ночь на 24 января, а уже 26 января должны были состояться похороны Ленина (но из-за проблем со строительством срок сместили на день). Работы велись в 30-градусные морозы и не прекращались ни днем, ни ночью. Один из участников строительства вспоминал, что ежедневно на стройку приходило много добровольцев и по окончании смены никто не хотел идти домой — все продолжали трудиться.
Будучи большим знатоком древнерусской архитектуры, в творческих поисках Щусев намеренно не обращался к ее наследию — увековечивание памяти "отца революции" требовало принципиально нового подхода. Идея родилась из архитектурных символов вечности: в основу композиции первого мавзолея лег куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Фактически постройка состояла из трех объемов: центрального куба, под которым находился склеп, и двух боковых — они служили входом и выходом. Усыпальницу обшили тесаными досками в елочку и выкрасили в темно-серый цвет — все это вкупе с композицией создавало впечатление единого каменного монолита.
Алексей Щусев, архитектор
Любопытно, что первый мавзолей, вопреки распространенному мнению, был не законченным произведением, а лишь частью первоначального проекта. Основной объем — куб — должен был стать постаментом для более величественного монумента в виде четырех колонн, перекрытых общим антаблементом — верхней частью архитектурного ордера. Но из-за трудностей, возникших в ходе строительства, от него пришлось отказаться. В конечном счете получилось максимально простое сооружение: единственным декоративным элементом стала надпись "Ленин" на фасаде.
Первый мавзолей ожидаемо оказался не особо прочным. Он изначально подразумевался как временный склеп, в котором тело Ленина сможет пролежать некоторое время до принятия окончательного решения. Поэтому уже весной 1924 года, сразу после закрытия мавзолея на перебальзамирование тела Ленина, началось строительство второго — более монументального, хотя и снова временного. Для подготовки к строительству каменного мавзолея требовалось больше времени, поэтому пока на базе старой усыпальницы решили возвести новую, более долговечную конструкцию — она простояла пять лет. К ее открытию был сделан стеклянный саркофаг по проекту архитектора Константина Мельникова.
Алексей Щусев, архитектор
Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию — это была задача настоящего мавзолея.
Алексей Щусев, архитектор
Второй деревянный мавзолей разительно отличался от первого: склеп был объединен вместе со входом и выходом в одно цельное сооружение, двери перемещены к центру фасада, а наверх добавлен небольшой объем, образованный квадратными столбами с венчающей их плитой. Принципиально новым стало появление боковых трибун, хотя мавзолей изначально стоял на месте, с которого Ленин обращался к народу. В первом проекте объединять мемориальный памятник и главную трибуну страны не стали: сразу после смерти вождя революции постройка воспринималась исключительно как его могила.
Первый строили три дня, второй — полгода.
Третий, постоянный, мавзолей должен был стать самым грандиозным. К составлению проекта привлекли лучших советских и зарубежных архитекторов. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс, причем к участию в первом туре приглашались все желающие, вне зависимости от профессии. Принимались эскизы, наброски и даже текстовые описания идей. Граждане Страны Советов с энтузиазмом подошли к задаче увековечивания памяти вождя. Крестьяне и рабочие, студенты и служащие присылали свои предложения в комиссию конкурса — всего было представлено 117 работ. Среди них встречались самые нетривиальные варианты: например, монумент в виде корабля "Октябрь" с фигурой Ленина на борту, сооружение в форме пятиконечной звезды или аналог египетской пирамиды.
Однако все эти творческие замыслы не вписывались в исторический облик Красной площади. После завершения конкурса в проектировании постоянного мавзолея наступила пауза. К монументу вернулись только через четыре года. Тогда же было решено отталкиваться от ставшего уже привычным образа деревянного мавзолея, а строительство вновь поручить Алексею Щусеву. Поиски архитектурного решения не прекращались: Щусев разрабатывал новые эскизы, корректировал пропорции и детали. Наконец, финальный проект был утвержден. Каменный мавзолей решили строить полностью из отечественных материалов: гранит для него везли со всех уголков Советского Союза — из карьеров Карелии, Урала и Украины. По сторонам от усыпальницы разместили трибуны на 10 тыс. человек. А Красную площадь в ходе реконструкции перепланировали так, что Мавзолей занял на ней самую высокую точку. Исследователь архитектуры Селим Хан-Магомедов отмечал: "Мавзолей как бы вырастает из каменного покрытия самой площади; в этом смысле в его облике есть что-то близкое древнему кургану, который ведь и воспринимался как часть обширной степи, как своего рода ориентир, лишь обозначающий место, где находится могила".
Интерьер каменного мавзолея тесно связан с особым ритуалом его посещения: люди обходят тело Ленина, будто бы участвуя в церемонии прощания. Облицовка верхней части стены напоминает бесконечные колонны с красными знаменами, которые движутся в ту же сторону, что и траурная процессия вокруг саркофага.
Строился около полутора лет.
26 июня 1941 года, спустя четыре дня после нападения Германии на Советский Союз, из-за растущей угрозы бомбардировки Москвы было принято секретное решение об эвакуации тела Ленина в Тюмень. Мавзолей тем временем замаскировали под двухэтажный дом: над ним возвели металлический каркас, на который натянули огромное полотно с нарисованными окнами и дверьми. Кремлевскую стену также разрисовали под здание, рубиновые звезды на башнях погасили и зачехлили, а золотые купола церквей перекрыли серой краской. Все это сделали для того, чтобы с высоты Красная площадь казалась просто жилым кварталом.
Утром 3 июля сотрудникам лаборатории при Мавзолее сообщили, что их эвакуируют вместе с семьями на Восток. Только в поезде им стало известно, куда на самом деле они держат путь. А ехали они в Тюмень, вместе с телом Ленина в специальном охлаждаемом вагоне. Изначально об этом знал только директор лаборатории Борис Збарский — один из тех, кто в 1924 году бальзамировал вождя. Его назначили ответственным за сохранение тела в период эвакуации. В поезд погрузили все необходимое: две стеклянные ванны, растворы, оборудование. Первому секретарю Тюменского горкома сообщили, что в город едет "особо важный объект, пребывание которого следует держать в строжайшем секрете".
Борис Збарский, биохимик
Через четыре дня поезд достиг пункта назначения. Гроб с телом Ленина разместили на втором этаже сельскохозяйственного техникума. Окна комнаты, в которой он находился, заложили кирпичом, чтобы помещение не нагревалось от солнца. Вскоре сотрудники лаборатории столкнулись с первой проблемой: в городе практически не было дистиллированной воды, а без нее приготовить ванну для бальзамирования невозможно. Поначалу воду привозили самолетом из Омска, но позднее, с появлением аппаратов для перегонки, ее стали изготавливать на местах самостоятельно. В январе 1942 года случилась еще одна беда: из-за плохо простерилизованной марли на теле Ленина появился грибок. В конечном счете удалось не только устранить инфекцию, но даже улучшить состояние тела. Это отметила правительственная комиссия под председательством Алексея Абрикосова, проводившего самое первое, временное бальзамирование.
В конце марта 1945 года, когда война уже близилась к завершению, тело Ленина решили вернуть в Москву. На тот момент в Мавзолее еще шла реконструкция (строились центральная трибуна и лестницы на нее), поэтому для посетителей его открыли только в сентябре. Обновленный склеп оборудовали кондиционерами, которые поддерживали постоянную температуру около 16 °С и влажность 72%. Кроме того, был установлен новый саркофаг: в отличие от предыдущего, его стекла не давали отражения и были практически незаметными для посетителей. Позднее, в 1973 году, он был заменен на пуленепробиваемый.
Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года в возрасте 73 лет (по другим данным — 74 лет). К бальзамированию начали готовиться еще при жизни вождя, когда состояние его резко ухудшилось. Через два часа после смерти тело Сталина привезли в лабораторию, началась подготовка к публичному прощанию. Илья Збарский — сын одного из создателей метода бальзамирования тела Ленина, а также бывший сотрудник лаборатории при Мавзолее — рассказывал: "Сотрудники спецлаборатории, лицезревшие Сталина только на демонстрациях на Красной площади и на фотографиях, были поражены, увидев, что лицо его сплошь изрыто оспой и покрыто пигментными пятнами". Действительно, образ Сталина в сознании народа (во многом подкрепленный фильмом "Падение Берлина" 1949 года, где вождя сыграл Михаил Геловани) не совсем соотносился с его реальным обликом. Поэтому сотрудникам лаборатории предстояло также привести тело Сталина в более презентабельный вид.
9 марта саркофаг с его телом установили в Мавзолее. К "Ленину" на фронтоне усыпальницы добавилась фамилия "Сталин". Далее на протяжении трех месяцев шли работы по бальзамированию на более длительный срок. Ученые, забальзамировавшие Ленина в 1924 году, не принимали участия в увековечивании Сталина: Владимир Воробьев умер еще в 1937 году, а Бориса Збарского посадили в 1952 году по "делу врачей" — уголовному преследованию медицинских работников, обвиняемых в якобы заговоре и убийстве советских лидеров. Отстранили и сына Збарского Илью.
Через три года после смерти Сталина на XX Съезде КПСС Никита Хрущев раскритиковал культ его личности, после чего начали говорить о перезахоронении вождя. Только в 1961 году, в ночь с 31 октября на 1 ноября, его тело вынесли из Мавзолея и погребли в могиле у Кремлевской стены. Сталин пролежал в Мавзолее более восьми лет.
После распада СССР в 1991 году лаборатория при Мавзолее Ленина лишилась государственного финансирования. Тогда под свою крышу ее взял Всероссийский научно‑исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). Казалось бы, как деятельность лаборатории связана с тематикой института? Выяснилось, что среди многопрофильных изысканий мавзолейной группы действительно было изучение трав, а именно — воздействие лекарственных препаратов из них на организм. Так и получилось, что сегодня сохранением тела Ленина занимается Учебно-методический центр биомедицинских технологий при ВИЛАР.
Раз в полтора года тело Ленина перебальзамируют. Кроме того, вождя часто переодевают, так как его одежда пропитывается раствором и приходит в негодность. Специалисты регулярно осматривают тело на предмет новых пятен или складок — если они появляются, их сразу же исправляют. Систематически проверяется состояние тканей и волосяного покрова. За последние 20 лет не было зарегистрировано никаких изменений.
Находится в пуленепробиваемом саркофаге, где поддерживается постоянная температура и влажность.
Уже почти 100 лет тело Ленина не разлагается только потому, что его состояние постоянно контролируют ученые. В противном случае оно не сохранилось бы даже после бальзамирования Воробьева и Збарского. Из-за того, что работа над телом Ленина не прекращается, от его подлинного состояния осталось не так много: органы достали еще при вскрытии, все жидкости заменили на бальзамирующий раствор, вместо липидов (жиров) — искусственный пластичный материал, который не переходит в жидкое состояние и не вытекает. При этом сохранилась большая часть кожных покровов, внутренние ткани, мышцы и суставы.
Перед учеными изначально стояла задача не столько сохранить биологическую плоть, сколько увековечить образ вождя революции, то есть физическую форму тела — его внешнего вида, объема и веса, эластичности кожи и гибкости суставов. Многолетняя работа по достижению этой цели привела к тому, что тело Ленина вечно находится в динамике: его сохранение — это не состояние, а бесконечный процесс.
Сегодня Мавзолей Ленина можно бесплатно посетить во все дни, кроме понедельника и пятницы, с 10 до 13 ч.
ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта главному научному сотруднику Музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлии Старостенко, а также сотрудникам экспозиционного отдела ОГАУК "Ленинский мемориал" Елене Горбуновой и Людмиле Бенгиной.
ТАСС выражает признательность за предоставленные цифровые копии фотографий сотрудникам Музея архитектуры имени А.В. Щусева и Государственного исторического музея.
В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Владимир Савостьянов, Александр Сенцов, Александр Чумичев), архив Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, архив Государственного исторического музея.
Источники: "ТАСС-Досье"; Абрамов А. Мавзолей Ленина. М.: Московский рабочий, 1980; Абрамов А. Правда и вымыслы о кремлевском некрополе и Мавзолее. М.: Эксмо, Алгоритм, 2005; Васькин А.А. Щусев: Зодчий всея Руси. М: Молодая гвардия, 2015; Збарский Б.И. Мавзолей Ленина. М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1946; Збарский И.Б. Объект №1, М.: Вагриус, 2000; Кузнецов Л.Е., Хохлов В.В., Фадеев С.П., Шигеев В.Б. Бальзамирование и реставрация трупов: Руководство. М., 1999; Лопухин Ю.М. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина. М.: Республика, 1997; Стоянов Н.Н. Архитектура Мавзолея Ленина. М.: Государственное издательство архитектуры и строительства, 1950; Халиков А.А., Вавилов А.Ю., Орловская А.В. Судебно-медицинская танатология: уч. пособие. Уфа: изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2014; Хан-Магомедов С.О. Мавзолей Ленина. М.: Просвещение, 1972; Yurchak A. Bodies of Lenin: The hidden science of communist sovereignty, 2015; БМЭ; БРЭ; БСЭ; ГИМ; ФСО России.