f v t

Охота на "единорога":

Как русские делают первые шаги в Силиконовой долине

ТАСС совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) начинает проект о россиянах, создавших бизнес в Силиконовой долине. Сегодня перед вами первая из шести историй — рассказ о двух стартапах, которые еще только начинают свою жизнь в долине.

Единороги — это не только мифические животные, но и вполне реальные компании. Так называют стартапы стоимостью свыше $1 млрд, которые удалось раскрутить за пять лет. Для сравнения: стандартной компании из списка Fortune 500, чтобы выйти на такую капитализацию, нужно около 20 лет. 

Термин "компания-единорог" предложила предприниматель Эйлин Ли в 2013 году. Она хотела указать на редкость подобных стартапов, но их число стало стремительно расти. На начало нынешнего года в мире насчитывалось 229 "единорогов", каждый второй из них родился в Калифорнии. Вот почему начинающие бизнесмены стремятся в Силиконовую долину: здесь есть система быстрого построения успешного высокотехнологичного бизнеса с нуля.

"Школа капитализма"

Офис 500 Startups в Маунтин-Вью расположен в единственной высотке в центре этого городка. Он занимает последний, 12-й этаж.

Это один из самых известных венчурных фондов и бизнес-акселераторов. Попасть сюда непросто, но все больше российских стартапов проходят отбор. Фонд инвестирует в проекты $125 тыс., приобретая по фиксированной цене 5% компании. Еще $25 тыс. будут вычтены из этой суммы за обучение. 

По отзывам россиян, программа устроена как шведский стол: накладываешь в тарелку что хочешь и сколько хочешь. Здесь же устраивают встречи с потенциальными инвесторами, которые тоже приходят поохотиться на будущих "единорогов".

В России по подобной схеме устроен Фонд развития интернет-инициатив. Он дает IT-стартапам инвестиции на предпосевной стадии 2,1 млн руб. за 7% доли компании (900 из которых уходит на обучение в акселераторе). В портфеле ФРИИ уже более 200 проектов в области IoT, кибербезопасности и других сферах, а совокупные инвестиции в один проект достигают 325 млн руб.

Россияне, рассказавшие ТАСС об учебе в "школе капитализма", еще только мечтают стать хозяевами "единорогов". Но попасть в 500 Startups — значит сделать к этому первые шаги. Нашим героям еще нет и 30 лет, и каждый из них начинал с нуля.

Statsbot 

Как "русские хакеры из КГБ" раскрутились за полгода

В Сан-Франциско приятели — выпускники Бауманки Михаил Меланьин и Павел Тиунов  рванули на последние деньги: посмотреть, а вдруг что выгорит. У них уже был маленький стартап, зарегистрированный в России, но они грезили об успехе в Силиконовой долине.

— Где будете проживать на территории США? — спросил офицер паспортного контроля США в международном аэропорту.

— В хакер-хаузе! — честно, но беспечно ответил Михаил и тут же похолодел, поняв, что сморозил лишнего.

— А, русские хакеры из КГБ! — понимающе кивнул головой офицер и бесстрастно протянул паспорта. — Добро пожаловать!

Сан-Франциско показался москвичам совсем не похожим на глянцевые картинки. Поразило обилие нищих и чудаковатого вида персонажей, словно слетевшихся на Западное побережье из других миров, и непривычный климат. "Хуже русской зимы — только лето в Сан-Франциско", — ворчат ребята. Они действительно живут на хакер-хаузе — так тут называют квартиры для подобных им искателей счастья в Силиконовой долине, где койко-место по $30 за ночь.

Умный "русский бот"

Стартап Statsbot организовали "на троих": Артем Кейдунов (CEO и продукт-менеджер), Михаил Меланьин (директор по развитию бизнеса) и Павел Тиунов — технический директор.

 Всем им от 25 до 28 лет. Частично занятый разработчик — в Москве.

О Statsbot 

Справка бизнес-инкубатора НИУ Высшей школы экономики


• Statsbot — аналитический ассистент для малых и средних компаний, помогающий командам внедрять аналитику и следить за правильными метриками.

• Современные аналитические инструменты позволяют очень легко собирать данные, но также ошеломляют огромным количество метрик. Становится сложно сфокусироваться на ключевых метриках и тем самым быть по-настоящему data-driven (англ. — "управляемый данными").

• Statsbot помогает не утонуть в огромном количестве данных и сфокусироваться на важных метриках.

• На поверхности Statsbot выглядит как Slack bot, но на самом деле создатели делают Систему поддержки принятия решений для малого и среднего бизнеса.

• Дата основания проекта: 10 ноября 2015 года.

• Отрасль: Analytics, Marketing.

С Меланьиным мы встретились в 500 Startups, куда был принят их проект. 

Команда создала бот для популярного приложения Slack, который присылает аналитические метрики в рабочий чат. 

Slack вышел на рынок в феврале 2014 года и уже через год получил свыше миллиона пользователей. 

А умный "русский бот" Statsbot может жить внутри чатов и отвечать на вопросы по аналитике и маркетингу.

 Когда в феврале 2016 года разработчики представили свой бот на русскоязычном профессиональном IT-ресурсе, реакция коллег была скорее скептичной: "Видно, что можете немного. Давайте посмотрим, где через полгода будет ваш проект и наш. Пока у вас в графе "выручка" — ноль. Подумайте об этом на досуге".

В России действительно не удалось найти подходящих инвесторов. "Компанию оценивали слишком низко или вообще не знали, что такое Slack!" — возмущается Павел Тиунов.
Первый месяц пребывания в Силиконовой долине также принес одни разочарования. Многообещающая встреча в культовом Y Combinator — венчурном фонде,  работающем в формате бизнес-инкубатора для стартапов, завершилась неудачей. Россияне не смогли убедить инвесторов в коммерческом успехе. Основатель фонда, раскачиваясь в кресле-качалке в шортах и шлепанцах, сыпал вопросами о бизнес-составляющей, к которым ребята тогда еще не были готовы. 

У Михаила татуировка на левом предплечье — точный чертеж ракетоносителя "Союз". Она была сделана в Москве год назад по случаю увольнения с работы и ухода в частный бизнес. 

"Я тогда решил, что хватит заниматься дерьмом. Не то чтобы работа была плоха, но это был наемный труд", — объясняет он. 

Под мышкой у стартапера — скейтборд. Пока это его единственное транспортное средство в долине, но он не скрывает мечту "о порше в гараже".

К слову, не принявший их Y Combinator теперь пользуется продуктом Statsbot. И не только он, но и FastCompany, Galvanize, NBC Sports Regional Networks, Time Inc., BBC, Flightradar.

Прошли полгода — те самые, о которых говорили конкуренты, — и российский стартап попал в 500 Startups.

На конец июня 2016 года Statsbot пользуются свыше 14 тыс. американских компаний.

Traceair

От доставки кофе в парке Горького — к мониторингу строительных площадок 

TraceАir — еще один проект с российскими корнями, отобранный венчурным фондом. С его основателями Никитой Ушаковым, Дмитрием Королевым и Марией Хохловой мы встретились вечером. "Школа капитализма" еще бурлила: кто-то продолжал работать за компьютерами, кто-то играл в теннис, кто-то потягивал пиво за обсуждением общих тем. На одном из этажей — крохотные переговорные с многозначительными названиями: Foolish Pound ("глупый фунт") и рядом — Wise Penny ("мудрый пенни"). Вместе они образуют известную английскую идиому penny wise and pound foolish, напоминающую русское "голь на выдумки хитра".

"Началось обучение в 500 Startups так: нам раздали флажки и выпустили занимать офисное пространство. Это напоминало процесс бурного покорения Америки — сколько земли застолбил, то и будет твое. В плане «отжимания территории» мы были на высоте", — рассказал Никита Ушаков.

От доставки кофе до прибыльной компании

Суть стартапа — аэромониторинг строительных площадок: дроны следят с воздуха за процессом строительства и загружают все данные в облачную веб-платформу, выявляя расхождения с проектом. Это помогает устранить ошибки на ранней стадии, что позволяет снизить общую стоимость работ. 

Дмитрий Королев и Мария Хохлова — выпускники МГУ. Они зарегистрировали стартап в марте 2015 года, создали Центр управления полетами дронов и поначалу использовали их... для доставки кофе в московском парке Горького. Это было красиво и модно, но коммерчески абсолютно невыгодно. Придать новое звучание проекту помог Никита Ушаков, выпускник Колумбийского университета.

О TraceАir 

Из официальной страницы компании в "ВКонтакте":


Мы превращаем квадрокоптеры в полезных автономных летающих роботов. 

Бортовой компьютер со станцией подзарядки позволяет развернуть сеть из квадрокоптеров на любой территории, а подвесное оборудование — камера, тепловизор, другие датчики или грузовой бокс — позволяет решать любые задачи.

"Мне написали, что какой-то перец окончил что-то вроде MIT (Массачусетский институт технологий) и ищет интересные проекты с Россией. Мы встретились здесь, в долине, и он стал кофандером (соучредителем)", — рассказывает Королев. Дроны материализовались из его страсти смотреть на мир с высоты: он летает на параплане, мастер спорта и дважды чемпион России. Впервые начал применять дроны для спортивных соревнований.

Королев приехал в долину "проветриться на последние деньги", снимал кровать в двухкомнатной квартире, где вместе с ним жили еще 11 человек. Сейчас в компании 36 человек, более 30 из них работают в России. По его мнению, становлению стартапа помогло то, что они сфокусировались на узкой конкретной цели — использовании дронов в строительстве. Хотя сначала глаза разбегались от кажущихся широких перспектив и какое-то время было потеряно на расширение сферы применения: от лесоповала до нефтедобычи.

Обучением в фонде-акселераторе ребята довольны. "Они умеют настраивать маркетинг и продажи. Можешь не верить, но это работает", — уверяет Королев. Их компания уже приносит прибыль.

"Вы скоро умрете!"

Жизнь в вечнозеленой Силиконовой долине на первый взгляд кажется сытой, расслабленной и неспешной. Когда-то давно ее называли Долиной Сердечной Услады (Valley of Heart's Delight) из-за ласкающего глаз пейзажа. Покой обманчив, потому что тысячи и тысячи молодых ребят со всего мира едут сюда в надежде, что создадут новые Apple и Facebook, и конкуренция за инвестора и рынок здесь крайне жесткая.

График основателей TraceАir подстроен под оба полушария. С 7.30 утра по времени Западного побережья США они в течение пяти часов работают со своим персоналом в Москве — там день уже клонится к вечеру. Потом перекус — и погружение в дела долины еще на восемь часов. А потом, ближе к полуночи, можно еще московское утро захватить.

Вводная лекция в акселераторе 500 Startups звучит не слишком оптимистично для новичков. "70% из вас умрут в течение трех месяцев", — объявляет наставник шансы выживания стартапов, прошедших через их раскрутку. Общая статистика в Силиконовой долине еще более удручающая — 90% новорожденных IT-компаний окажутся нежизнеспособными. Попадут ли проекты россиян в число счастливчиков, покажет время.

Ставка на сильные стороны

Развитие стартапов в России 

25% стартапов ФРИИ получают следующие инвестиции после акселератора или динамично развиваются на собственные средства. В первую очередь это связано с тем, что венчурный рынок в России достаточно молодой и есть большое количество проектов, среди которых, возможно, и будут новые юникорны.

Директор акселерационных программ ФРИИ Дмитрий Калаев рассказал о том, как стартаперам помогают развивать бизнес в России.

• Рынок в США — это рынок, где прилив поднимает все лодки. На российском же рынке сейчас отлив, поэтому нужно сильно грести, чтобы не оказаться на мели.

• Акселерация в США в большей степени ориентирована на growthhacking (маркетинг и раскрутка продукта с помощью трендовых инструментов, включающих создание вирального контента, использование краудсорсинга или краудфандинга и т.д.) и pitching (презентация, защита проекта). Это связано с тем, что ключевая задача акселератора в Штатах — за месяц-два после окончания акселерационной программы привлечь следующий раунд инвестиций. И проектам для привлечения инвестиций нужно иметь красивую историю (кейс) и умело продавать себя.

• В России сделки закрываются медленнее, потому что мало конкуренции между фондами, а так называемые ванильные метрики вроде роста аудитории или удовлетворенности клиентов не интересны инвесторам. Куда более значимую роль играют рост денежных метрик оборота и маржинальности — на этом больше фокусируется ФРИИ.

• Поэтому акселератор ФРИИ при развитии стартапов делает акцент на unit-экономике (расчете дохода на единичную сделку) и ценности продукта для клиента. Сильные же стороны 500 Startups (кроме того, что это один из известнейших венчурных брендов на рынке США) — это умение упаковать стартап в интересную для бизнес-ангелов и венчурных фондов историю.

• При создании акселератора ФРИИ использовались лучшие практики из США, Европы и Израиля. Мы смотрели на опыт YCombinator, 500 Startups, TechStars и еще ряда игроков. Общались как с управляющими партнерами акселераторов, так и с инвесторами, с самими командами-выпускниками.

• Программа акселератора ФРИИ делает ставку на сильные стороны основателей и компенсирует недостающие компетенции в стартапах квалификацией команды, опытом экспертов-практиков и методологией.

• Наш рынок сильно отличается от американского: у нас другая ментальность и другие сильные стороны. Так, например, в США нетворкинг — часть культуры: если происходит бизнес-мероприятие, то предприниматели методично обходят всех участников, обмениваются контактами и обсуждают возможное взаимодействие. А в России все разбредаются по кружкам и не знакомятся.

• Или другой пример: в России многие считают, что лучше не говорить о своих планах до тех пор, пока они не будут реализованы. Хотя в США давно уже стало бизнес-привычкой обсуждать с опытными предпринимателями идеи, а потом уже их реализовывать. Получить опыт через общение намного дешевле, чем через собственные неудачные маркетинговые кампании и месяцы разработки продукта. Кстати, в английском языке уже возникло выражение "подумать про бизнес об кого-то" (да, звучит не по-русски). Это означает — обсудить свой бизнес с бывалыми.

• Может показаться, что если компания идет на рынок США, то, может, тогда и не имеет смысла связываться с российским рынком. Но, например, я уверен в будущем успехе компании TraceAir, в том числе из-за того, что у нее уже есть обеспечивающий минимальную рентабельность бизнеса поток платежей от российских клиентов. И в таких условиях выходить на международные рынки гораздо проще, чем без платящей клиентской базы. Кстати, одно из требований к команде на входе в 500 Startups — оборот в $10 тыс. в месяц.

• Практика показывает, что для российских стартапов проще выйти на оборот на "домашнем" рынке, чем на чужом, хотя коллеги из 500 Startups ожидают, что доход будет не только с родного рынка стартапа, но и с международного.

• Мы работаем в очень плотной связке с командой 500 Startups. Регулярно показываем стартапы из портфеля ФРИИ и вместе с зарубежными коллегами обсуждаем, каких показателей надо достичь, чтобы стать интересными 500 Startups как инвестору. Американские инвесторы одинаково относятся к стартапам из России, Бразилии, Индии или любой другой страны. Хотя большинство инвесторов в США предпочтут компанию, зарегистрированную в штате Делавэр, основные лидеры которой легально трудоустроены и живут неподалеку .

• Хотя, если команда разработчика находится в стране, где проще привлекать квалифицированных программистов (в Калифорнии это почти самая трудная задача для стартапа, даже труднее, чем привлечь деньги), то это повышает привлекательность и понижает необходимость в инвестициях для достижения одинакового результата с командой, расположенной в Калифорнии.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

фото: David McNew/ Newsmakers, Justin Sullivan/Getty Images, EPA/KAY NIETFELD,  Лариса Саенко/ТАСС, Васев Стоян/ТАСС, из личного архива Дмитрия Калаева