f v t

"Остаюсь вечно ваш": как поздравляли с Рождеством сто лет назад

Дореволюционные праздничные открытки остаются одной из главных примет ушедшей эпохи

Ныне открытки по почте отправляют довольно редко, разве что во время путешествий. Однако в прошлом иллюстрированная почтовая карточка несла другую функцию: тогда изображение нельзя было скинуть в электронном виде, но его можно было распечатать в типографии или фотоателье и послать почтой.

Сто лет назад открытка была важнейшим видом обмена информацией между людьми, что-то вроде ссылок-сниппетов, которые ныне пользователи социальных сетей пересылают друг другу, гибрид MMS и бумажного письма. Вариативность открыток была просто огромной: сотни тысяч сюжетов, и каждый вид почтовой карточки печатали тиражом до 2–3 тысяч экземпляров. В общем, суммарно — десятки миллионов штук.

История

Открытка появилась на свет путем естественной эволюции. Изначально, в момент изобретения, она называлась "карточкой для корреспонденции", затем — "почтовой карточкой" (от французского carte postale или английского postcard). Это был почтовый формуляр, на котором с одной стороны писался адрес получателя, а с другой — текст отправителя. В России такой вид почтовой корреспонденции под названием "открытое письмо" (отсюда и "открытка") появился в 1872 году.

Почтовая карточка. Худ. А. Лавров. Издание Я.А. Корницкого, Москва, после 1908 г. 

Из коллекции В.Б. Лебедева

Через некоторое время европейские издатели заметили, что люди рисовали какие-то рисунки на той стороне, на которой писали сообщение. Так появилась иллюстрированная почтовая карточка. Но до 1904 года изображение и текст, как и прежде, находились на одной стороне открытки, а адрес — на другой. 

Открытое письмо "Святочное гаданье". Худ. И.И. Смукрович. Издание "В пользу общины св. Евгении". 1905 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

В нашей стране иллюстрированные почтовые карточки появились в 1895 году, когда была отменена монополия государства на производство открытых писем. А с 1904 года и в Российской империи, и во всем мире стали производить уже привычные нам открытки с красивыми картинками, размещенными на всей плоскости одной из сторон почтовых карточек.

Открытое письмо, издание 1905 г., Европа, надпечатка "С Новымъ Годомъ", из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

1. Почтовая карточка "Съ Новымъ Годомъ". Издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка, авторская, ручное раскрашивание, издание 1910-е гг., Европа. Из коллекции Н.В. Краснушкиной

3. Почтовая карточка "Доля бедных детей", после 1908 г., худ. С. Ващенко. Издание И. Селин, Москва. Из коллекции В.Б. Лебедева

Еще важно понимать, что почтовые отправления в начале прошлого столетия очень быстро доходили по адресу, не сравнить с нынешним состоянием почтовых служб: "Известно, что если, например, человек отправлял письмо в 7 или 8 утра, то адресат в этом же городе мог уже его получить в 12 дня. В принципе, [одну и ту же открытку можно было переслать друг другу] 2–3 раза за день, если это в пределах одного небольшого города. Корреспонденция из Петербурга в Москву доходила, как правило, на следующий день".

Открытое письмо "Путешествие со звездой", худ. П. Транковский, С.-Петербург, 1910 г. Издание "Ришаръ", печать: Товарищество Голике и Вильборг, СПБ. 

Из коллекции В.Б. Лебедева

Разумеется, самым частым поводом для отправки открытки было поздравление с праздником, главным из которых и в России, и в Европе, и за океаном было Рождество. 

"Поздравительные открытки — наиболее массовый вид иллюстрированных почтовых карточек. Поздравляли с Рождеством, с Пасхой, с Днем ангела. Новогодних открыток было несколько меньше, но они также пользовались большой популярностью".

Почтовая карточка, издание 1908–1912 гг., Европа, издание для России, надпечатка "Съ Рождествомъ Христовымъ!", прошла почту 24.12.1912 г. 

Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Мелитонян рассказывает, что филокартисты, коллекционеры почтовых карточек, считают период с 1895 по 1917 год "золотым веком" российской открытки: 

"За эти 22 года иллюстрированные почтовые карточки обрели такую огромную популярность, что не хватало даже производственных мощностей для того, чтобы обеспечить полностью спрос отечественного потребителя. Поэтому часть открыток, имевших хождение в России, до начала Первой мировой войны печаталась за рубежом, в Германии, в Швеции. 

Использовались в России и сами зарубежные почтовые карточки. Например, вот открытка. На ней явно альпийский сюжет, но на карточке сделана надпечатка на русском языке: "С Рождеством Христовым!" Видимо, издана она была где-то в Германии".

Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа, издание для России, надпечатка "Съ Рождествомъ Христовымъ!". Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

1. Почтовая карточка, издание после 1904 г., Франция, Париж, надпечатка "Съ Рождествомъ Христовымъ". Из коллекции Н.В. Краснушкиной

2. Почтовая карточка, издание 1904–1912 гг., прошла почту 24.12.1912 г. Европа, надпечатка "Съ Рождествомъ Христовымъ!". Из коллекции А.А. Мелитоняна

3. Почтовая карточка, издание 1910 г., Европа, надпечатка "Съ Новымъ Годомъ". Из коллекции Н.В. Краснушкиной

Действительно, многие открытки выглядели в России несколько чужеродными, но так как спрос был слишком велик, то поверх иностранного рисунка просто добавляли поздравительную надпись на русском языке.

А иногда и вовсе оставляли как есть. Особенно завораживает смешная польская открытка со свиньями, которые катятся с горы:

Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Германия. Из коллекции А.А. Мелитоняна

Но и сами вкусы публики были довольно разнообразными: "Издавались как открытки с поздравительными сюжетами, созданными выдающимися художниками, и отпечатанные в лучших типографиях с неимоверно точной цветопередачей, так и карточки на второсортной бумаге на основе постановочных фотосюжетов, которые были более массовыми, для более широкого круга потребителей. Сегодня мы называем такие сюжеты китчем".

1. Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа. Из коллекции И.В. Царевой и

А.В. Царева

2. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, прошла почту 06.01.1914 г. Из

коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

3. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, надпечатка "С Новымъ Годомъ". Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Открытки были и самостоятельным жанром изобразительного искусства, который был чрезвычайно востребован. Художник Александр Алексеевич Лавров создал множество различных открыток в своем фирменном стиле: героями его сюжетов чаще всего были дети (иногда одетые как взрослые, такие были вкусы у потребителей), а содержание поясняла рифмованная подпись. Например, такие:

Почтовая карточка "Хорошо, где братья есть. Срубить елку, да донесть", худ. А.А. Лавров, издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

1. Открытое письмо "Я не знаю, как мне быть, что бы к праздничку купить", худ. А. Лавров, издательство Д.А. Хромова и М.Я. Бахраха, Москва, 1904–1908 гг. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка "С Новым годом поздравляю, успеха в свете вам желаю", худ. А.А. Лавров (?), издание акц. о-ва Гранберг в Стокгольме, после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

Не меньшую значимость представляет и текст, который написан на открытках, сейчас так уже не говорят. Вот, например, карточка, которую явно отправили каким-то российским немцам (тогда их было около 4% от населения Российской империи, примерно 3 млн человек): "Дорогой дядя Альберт, тетя Тереза! Сердечно поздравляю всех вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова! А также поздравляют papa и maman и все дети. Передайте поклон от нас всем. Остаюсь здесь, любящий вас племянник Альберт".

Открытое письмо "Петербург. Народное гулянье", худ. И.И. Смукрович, издание "В пользу общины св. Евгении", 1905 г., товарищество Голике и Вильборг, СПБ.

Из коллекции В.Б. Лебедева

Конец "золотого века"

"Золотой век" открытки закончился после революции: тогда индустрия просела по экономическим и политическим причинам. Да и объем и возможности для открытой коммуникации резко снизились. Потом почтовых карточек вновь стали выпускать много, открытка стала средством пропаганды для нового политического строя. Очень важны были иллюстрированные почтовые карточки в период Великой Отечественной войны, их выпускали даже в блокадном Ленинграде.

Открытка "Новогодний привет с фронта" в архиве Национального фондохранилища обязательных экземпляров документов Российской книжной палаты в Можайске

Впоследствии, в особенности в 1960–1970-е годы, распространение почтовых карточек стало глобальным. Над сюжетами для них работали сотни художников и фотографов, а офсетный способ печати позволил выпускать открытки в немыслимых количествах. В Книге рекордов России недавно была зарегистрирована почтовая карточка, выпущенная в СССР тиражом в 55 млн экземпляров.

А эти почти что рукотворные дореволюционные открытки остались свидетелями безвозвратно ушедшей эпохи, если угодно, России, которую мы потеряли, времен бесцензурной почтовой переписки, открыток, над которыми работали лучшие иллюстраторы эпохи, подписей "Остаюсь вечно ваш". Новогодние поздравления редуцировались до коротких эсэмэсок, которые в самую важную ночь еще и не сразу отправляются из-за перегрузки сотовых сетей. 

А дореволюционные открытки, хоть и их отправителей с получателями уже много десятилетий нет в живых, до сих пор хранятся у коллекционеров, и с них еще даже не осыпались блестки.

Открытки предоставлены Союзом филокартистов России 

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале также использованы репродукции: Фотохроника ТАСС (Сергей Бобылев), Transcendental Graphics/Getty Images.