v

"Мой любимый Карден"

Как великий кутюрье шил костюмы для Большого театра, дружил с Майей Плисецкой и вдохновлялся полетом Гагарина 

29 декабря 2020 года ушел из жизни легендарный Пьер Карден. Ему было 98 лет. 

За любовь к СССР и России его прозвали "красным кутюрье". ТАСС рассказывает, что связывает модельера с нашей страной.


Одежда "мира завтрашнего дня"

"Когда я начинал, то был самым молодым кутюрье в Париже. Теперь я самый старый. То, что я все еще здесь, — необыкновенно", — говорил о себе Пьер Карден. В 1946 году, на заре своей карьеры, он делал костюмы для фильма знаменитого Жана Кокто. Затем работал у Кристиана Диора, создавая с ним знаменитый стиль New Look. А уже в 1950 году — в 28 лет — основал собственный Дом моды.

То, что молодой модельер начал творить сам, не было похоже ни на New Look с его пышными юбками и тонкими талиями, ни вообще на все, что было привычным для подиумов тех лет. Кардена называют главным футуристом от моды. "Больше всего нравится одежда, которую я придумываю для той жизни, что еще не существует: для мира завтрашнего дня", — говорил он. Даже сейчас, спустя более чем полвека, некоторые его модели кажутся слишком смелыми — возможно, так представляли себе писатели-фантасты одежду людей XXI века. Но многие его изобретения, напротив, стали для нас привычными — и мы носим их до сих пор. Например, платья-баллоны, одежду из лака и винила или ботфорты. А черные колготки — универсальная вещь, которую сегодня никто не назовет модным аксессуаром — тоже были изобретены Карденом и когда-то считались уродливыми и странными.

На заре карьеры Карден сделал костюмы и маски для фильма Жана Кокто "Красавица и чудовище" 

Карден был первым, кто стал продавать свои модели в универмаге и не по заоблачным ценам — так высокая мода стала доступна не только высшему свету. Он первым создал коллекцию мужской одежды: до него считалось, что мода — это только для женщин. Модельера даже называют одним из основоположников стиля унисекс. Хотя сам он с этим не был согласен. 

Пьер Карден стал первым, кто начал одевать не только женщин, но и мужчин

Еще одно изобретение кутюрье — длинные пиджаки без воротников, созданные для The Beatles. Карден недаром шил для актеров и музыкантов: когда ему было 20, он мечтал стать артистом балета. Не сумев блистать на сцене, он подобрался к ней из-за кулис. 

Кутюрье всегда вдохновлялся кино и сценой. В 1956 году на одном из его показов модели демонстрировала балерина Клод Бесси (слева). А специально для группы The Beatles Карден создал костюмы с пиджаками без воротников (справа)


Кутюрье и балерина

С балетом Кардена навсегда связала его подруга и муза — великая Майя Плисецкая. Они познакомились во Франции — советские артисты приехали на фестиваль в Авиньоне, и балерина танцевала "Кармен-сюиту". Еще спустя несколько месяцев артистка выступала в Гранд-опера, а после должна была идти на прием. Модельер и танцовщица встретились в отеле, где она остановилась. И Плисецкая призналась, что не знает, что надеть на светский раут.

"У моего любимого Кардена фантастические силуэты. Небывалые. Как в свое время Боттичелли", — говорила Майя Плисецкая

Плисецкая всегда любила одеваться элегантно. До первых поездок за границу ей приходилось покупать одежду у спекулянтки — та перепродавала втридорога платья, полученные от жен дипломатов. После того вечера в Париже Плисецкая стала одеваться у Кардена. Он дарил ей модели, многие из которых создавал специально для нее. "Майя была счастлива, — рассказывал мастер впоследствии. — Тем более что, как она мне однажды поведала, по возвращении в СССР у нее, как правило, отбирали все подарки, за исключением одежды".

"Технический трюк решения Кардена был прост. Он приподнял к талии боковые сборки платьев петербургских модниц и... высвободил ноги, при этом не меняя женского силуэта той поры. Любое движение стало возможным",  писала Майя Плисецкая о костюмах, сшитых кутюрье для "Анны Карениной"

А позже дружба переросла в сотрудничество. Майя Плисецкая работала над постановкой "Анны Карениной" и не знала, что делать с костюмами, ведь во времена Толстого женщины носили длинные платья с турнюрами. "В таком костюме и походить толком не походишь, а тут — танцуй, — писала она в автобиографии. — Перенести же действие в абстракцию — никакого желания не было. Какая же, к черту, Анна Каренина в тренировочном трико!" Снова встретившись с Карденом в Париже, она рассказала ему об этом и добавила: "Вот бы вы, Пьер, сделали костюмы для "Анны". Как было бы чудно…" Плисецкая говорила это без особых надежд. Чтобы французский кутюрье с мировым именем создал костюмы для балета Большого театра? Это был бы нонсенс. Но "у Кардена в глазах включились батарейки". И уже через неделю Плисецкая была у него на примерке.

"А какие платья сделал Карден для моей "Чайки"!.. — писала Плисецкая. — И еще — "Дама с собачкой". Всего одно платье. Но какое!" (слева — сцена из балета "Чайка", справа — из "Дамы с собачкой")

Позже они работали вместе в "Чайке" и в "Даме с собачкой". Но на афишах Большого имя модельера писать запретили. Оно появилось там лишь несколько лет спустя.

Кутюрье и балерина дружили до самой ее смерти. Она называла его "мой любимый Карден" и "человек с абсолютным вкусом". А на все вопросы о стиле в одежде отвечала: "Я предпочитаю уже много лет персонально Пьера Кардена".      


"Настоящая страсть к России"

Плисецкая была не единственной, кто связывал Кардена с нашей страной. Модельера восхищало здесь многое.

"Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника", — говорил кутюрье. Его, футуриста от моды, не могла не завораживать тема технического прогресса. В 60-х он создал коллекцию Space, вошедшую в историю моды.

Неудивительно, что кутюрье заинтересовала и родина Гагарина. Он бывал в СССР, а затем и в России, десятки раз.

Пьера Кардена считают главным футуристом от моды 

"Все мои творения отражают художественные, социальные и научные события последних 50 лет", — говорил кутюрье

Впервые Карден приехал в Советский Союз в 1963 году. Модельер вспоминал, как перед поездкой сказал послу СССР во Франции Сергею Виноградову о своей аполитичности и о том, что он не хочет иметь ничего общего с коммунизмом. Дипломат ответил: "Карден, успокойтесь, одним коммунистом больше, одним меньше, какая разница".

Много лет спустя он рассказывал о той поездке. В первую ночь в гостинице мастер проснулся, увидел, что его наручные часы остановились, и вышел в коридор узнать время — голышом, потому что привык спать именно так. 

"Хорошо одетый человек — тот, кто считается с собой и с другими", — был уверен Пьер Карден. На фото — кутюрье, его модели и британский актер Питер Устинов, 1989 год

Однажды его путешествие совпало с визитом в Москву тогдашнего президента Франции Жоржа Помпиду. Вернувшись в Париж, кутюрье встретился с первой леди, которая шутливо пожаловалась, что Карден в СССР популярнее президента. Как вспоминал модельер, она сказала: "Мне передали номер газеты "Труд", в которой интервью с вами занимает чуть ли не большее место, чем сообщение о переговорах моего мужа с господином Брежневым!"

Кутюрье говорил, что его потрясла трагедия Чернобыля. На фото — Федерико Майор Сарагоса (на тот момент — генеральный директор ЮНЕСКО) и Пьер Карден с жителями деревни Опачичи, расположенной в Чернобыльской зоне отчуждения 

В начале июня 1991 года Карден как посол ЮНЕСКО побывал в Чернобыле — общался с людьми, вернувшимися после эвакуации в родные села. А в конце того же месяца у модельера прошел показ на Красной площади. Тогда еще никто не предполагал, что СССР остались считаные месяцы, а железный занавес скоро рухнет навсегда. И то, что по главной площади Советского Союза вместо солдат ходили женщины в платьях, казалось невероятным. "Я стояла рядом с Карденом, глазам не веря, прося ущипнуть меня покрепче, желая убедиться, что явь-то — не сон", — писала позже Майя Плисецкая. Кутюрье называл этот показ одним из самых волнующих моментов в своей жизни.

В последний раз Пьер Карден приезжал в Москву в 2013 году. Тогда ему был вручен орден Дружбы. 

"У меня всегда была настоящая страсть к России. Этот народ очень храбрый", — говорил Карден

"Таланта и вкуса недостаточно, только стиль имеет значение", — говорил мастер. Сегодня "от Кардена" и "стильно" — это практически синонимы. 

При подготовке материала использованы фрагменты интервью Пьера Кардена российским СМИ, автобиография Майи Плисецкой "Я, Майя Плисецкая", кадры из фильма "Красавица и чудовище" с портала filmpro.ru и другие открытые источники

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Использованы фотографии: ТАСС(Александра Конькова, Павла Максимова, Александры Мудрац, Анатолия Колесника), AP Photo, Wojtek Laski/Getty Images, Burger/ullstein bild via Getty Images, AGIP/RDA/Getty Images, Harry Hammond/V&A Images/Getty Images, Keystone/Hulton Archive/Getty Images, Evening Standard/Getty Images