f v t

ПРОДАВЕЦ КЛИКОВ:

Как стать миллионером за несколько лет

Александр Дебелов  глава стартапа Virool, занимающегося продвижением онлайн-видео, — рассказал ТАСС о том, как подружился с сооснователем Apple, "украл" вечеринку у Microsoft и стал миллионером за несколько лет.

Александр Дебелов приехал в Силиконовую долину с самыми амбициозными планами: создать компанию больше, чем Google. Он пересек США от Восточного побережья до Западного за рулем автомобиля и остановился на ночлег в отеле средней руки, предложившем лучшую скидку — ночь вполне бюджетно обходилась в $100. 

В холле он заметил крупного мужчину с бородкой, показавшегося ему знакомым. Он погуглил на смартфоне и поразился: "Это же Стив Возняк!". Культовая личность компьютерных гиков всего мира, гаражный соратник Стива Джобса, создатель первых версий компьютеров Apple и сооснователь одноименной компании не спеша покидал отель, где выступал на научной конференции. Дебелов подошел и просто сказал: "Cпасибо, Стив, за все, что вы сделали!". "Ты русский?" — спросил Возняк (в придачу ко всему он еще и инициатор знаменитого первого телемоста между СССР и США в 1982 году). "Как вы узнали?!" — голубоглазый 22-летний парень из Ростова-на-Дону удивился так искренне, что вызвал смех "великого Воза".

Они проговорили еще два часа и напоследок изобретатель пригласил его сыграть в сигвей-поло. Александр играть не умел, но согласился: как откажешь человеку, который подарил долине эту забаву аристократов, заменив коней на демократичные колеса? "Не переживай, я дам тебе свою клюшку", — подбодрил новичка Стив Возняк.

"Долина живет мечтами"

Мы сидим в его прозрачно-стеклянном офисе в финансовом районе Сан-Франциско, в котором в субботу нет никого, кроме босса. С высоты 21-го этажа открывается головокружительная панорама на бело-голубой город, на внутренней стене конференц-зала за спиной гендиректора почти метровыми буквами выведено слово dream — мечта.

"Долина живет мечтами, — поясняет бизнесмен. — Здесь можно за три года создать компании стоимостью в миллиард. Например, Апурва Мехта ютился у меня на диване, а теперь он владелец "единорога" Instacart (по оценке Fortune, стартап стоит $2 млрд). Мы начинаем здесь с нуля".

Начало, несмотря на знаковую встречу с Возом, не было простым: стартап Virool прошел через традиционные скрижали энтузиастов с пустыми карманами и яркими идеями. Компанию начинали вдвоем с петербуржцем Владимиром Гурговым на съемной квартире, потому что иметь в придачу еще и классический для местной изобретательской культуры гараж казалось роскошью.

"Когда я ехал в долину, то наивно думал: вот соберу презентацию, покажу инвесторам продукт, они поверят в то, что я могу изменить мир, и начнут выписывать чеки. Во мне кипела энергия, я питчил двадцати инвесторам, они хлопали по плечу — «молодец, держи меня в курсе!». Никто не говорил нет, но и денег никто не давал", — вспоминает Дебелов.

Наступил день, когда все сбережения истаяли и нечем было платить за жилье. Александр обратился за помощью к родителям. Семья дала ему в долг $3 тыс., но при условии: он должен отказаться от идеи собственного бизнеса и найти "нормальную работу". Родные отвели ему на это месяц.

СКОЛЬКО СТОИТ "ВЗОРВАТЬ ИНТЕРНЕТ"?

Погоня за кликами и лайками, которые стали мерилом популярности в обществе из-за развития соцсетей, породила обширный теневой бизнес. Клики и лайки сегодня продают многие — это серая, а то и криминальная продажа трафика с использованием имитирующих людей роботов, создающая иллюзию успеха. Но боты — не люди, они не подхватят рекламу продвигаемого сервиса или товара.

"Ты можешь купить миллион кликов — и не получить ни одного клиента. Крупные рекламодатели за последний год потеряли 34–40% трафика из-за пиратских схем — программ с использованием ботов", — объясняет создатель Virool изнанку кликабельности.

Его компания среди прочих однажды попала под спам-фильтры Google, ужесточившего санкции против тех, кто накручивает просмотры на YouTube.

"Эмоционально это было очень тяжело, к тому же упали наши продажи. Но мы не отчаялись, а стали действовать: нашли выходы на Google и объяснили, кто мы такие и чем занимаемся. Проблему разрешили очень благополучно", — уверяет разработчик и продавец высоких технологий.

"Хотите, я сделаю вам миллион просмотров?" — в майке с такой надписью Александр Дебелов прибыл на крупную конференцию по маркетингу в Нью-Йорк пять лет назад. Входной билет на форум профессионалов был ему не по карману, но удалось выпросить бесплатный студенческий пропуск. Он только раскручивал Virool, понимая, что майка с его собственным логотипом ничей взгляд не зацепит.  

Выкручиваться для продвижения бренда в условиях более чем скромного бюджета приходилось по-разному, но всегда с юмором. На вечеринку Microsoft, например, стартапер пришел в заранее заготовленных копеечных карнавальных очках с подсветкой — такие любят в ночных клубах. Только на очках было написано I love Virool. Гостям вечера понравились броские очки, раздаваемые бесплатно, и вскоре сотни людей танцевали и хлопали со светящейся рекламой скромного стартапа. "Вечеринка была нашей!" — смеется, вспоминая совсем недавнее прошлое, босс солидного офиса, демонстрируя те самые очки.

Дебелов начинал продажи сервиса всего лишь с $10, чтобы любой создатель видеоролика мог попробовать, как он работает, потом перешли на крупные пакеты, например для City Bank или Bank of America. За $100 платформа обеспечивает то, что ролик увидит тысяча людей, демонстрация перед аудиторией Forbes или CNN обойдется дороже. Через стартап уже прошло 75 тыс. видео, один из самых удачных роликов — Turkish Airlines — был просмотрен 136 млн раз. Так что, надев майку со слоганом "Хотите, я вам сделаю миллион просмотров?" на Нью-Йоркскую конференцию, Александр  не соврал.

Инвесторы встали в очередь

Первым бизнес-ангелом (частным инвестором) Virool стал продавец лапши. Случайно встретившись с Райаном Ту, Дебелов заинтересовал его продвижением видеорекламы в YouTube. 

Продавец лапши стал настоящим ангелом-спасителем. Потом появились второй и третий инвесторы, а затем проект попал в бизнес-акселератор Y Combinator — продажи из месяца в месяц увеличивались в два-три раза. На выпускной презентации Virool в акселераторе к Александру Дебелову выстроилась, без преувеличения, очередь инвесторов.

"Мне кажется, наши бизнес-ангелы инвестируют в людей — в каком-то смысле мы меняем мир, делаем его лучше", — говорит Дебелов.

Теперь он владелец большой компании с филиалами в Нью-Йорке, Лондоне, Санкт-Петербурге, и раз в год делает ротацию кадров: американцев отправляет на месяц-другой в Питер, а россиян вызывает в Силиконовую долину — освежить восприятие и разрушить стереотипы.

Дебелов признается, что любит ритуалы. Каждое утро, просыпаясь, он говорит судьбе спасибо за то, что живет в Силиконовой долине, за то, что у него есть компания, и за то, что с ним работает его команда. "Я очень тщательно отбирал первую сотню, потому что сколько бы ни было у меня персонала в будущем, первая сотня сохранит и распространит нашу корпоративную культуру на тысячи", — уверен он.

Дебелов любит свой офис — с гонгом для объявления крупной сделки и диванным уголком с мягкими игрушками, с качалкой на балконе, откуда можно посмотреть на финансовый район Сан-Франциско с высоты птичьего полета. Есть здесь и спальный отсек, в нем установлено подобие ракеты со звуко- и светоизоляцией, где заработавшийся айтишник может прилечь до утра. Чаще всего этим заработавшимся оказывается сам владелец. Здесь он провел и ночь перед нашей субботней встречей. 

И конечно, путешествия создателя стартапа — это не бассейн при отеле "пять звезд". Сейчас Александр готовится к необычному марафону — преодолеть за семь дней дистанцию 250 км по малообитаемым джунглям Амазонки. Экстрим его не пугает: "Хочу испытать себя. В джунглях — почти как в работе: ты выжимаешь из себя пот, ты не знаешь многих вещей, учишься на ходу и толкаешь себя на ступень вверх".

Максим Чеботарев,  директор по развитию венчурного сообщества ФРИИ

Virool — один из моих любимых стартапов. С одной стороны, это уникальный и сложный технологический продукт,  с другой — крутая команда, у которой есть свое видение и стремление построить большой международный бизнес. И главное — все для этого у них есть.


Из опыта ребят можно вынести несколько вещей:


• Инвестировать в твою компанию могут даже конкурирующие фонды и акселераторы. Компания является выпускником акселератора Y Combinator и имеет инвестиции от партнеров, а на посевном раунде к сделке присоединился фонд второго крупнейшего и крутейшего американского акселератора 500 Startups. Это еще раз подтверждает, что в нашем небольшом стартап-мире нет особой конкуренции, а есть стремление участвовать в классных сделках с растущими компаниями.


• Александр и Влад олицетворяют собой идеальное сочетание кофаундеров с технологическими и бизнес-компетенциями. Александр — опытный предприниматель с хорошим образованием, Влад — инженер с опытом построения технологических продуктов. Можно с уверенностью утверждать, что именно такое сочетание является оптимальным, позволяя быстро и делать продукт, и продавать финальный результат. По статистике Startup Genome Report, именно два основателя — наиболее эффективная комбинация.


• Среди инвесторов Virool есть как американские фонды, так и фонды с российскими корнями. На самом деле, сообщество предпринимателей из России в долине достаточно развито, все дружат и общаются, осталось сделать так, чтобы российские фонды приводили в свои компании с международным потенциалом все больше и больше международных инвесторов. Ведь, как показывает практика, практически невозможно построить глобальный бизнес без участия в акционерах игроков инвестиционного рынка из различных сфер и континентов. Мы (как ФРИИ) постоянно расширяем пул партнеров среди международных фондов и акселераторов, теперь дело осталось за малым: сделать так, чтобы на российском рынке каждая компания хотела стать глобальной, говорила на английском и делала крутой продукт. Для этого все есть: и сеть "агентов" среди предпринимателей как в США, так и в любой другой стране мира, крутые контакты у многих фондов на рынке России.


• Главное условие для получения инвестиций от международных фондов — рост. Тогда возможны и большие оценки, и большие раунды. Virool (по данным Crunchbase) уже подняли от самых разных инвесторов около $20 млн.


• Как Александр, так и Влад активно помогают развитию сообщества успешных предпринимателей, выступают на конференциях и помогают многим стартапам советами и связями — это один из самых важных аспектов быстрого развития экосистемы успешных компаний. Я уверен, что на нашем рынке мы должны стремиться к такому же: если ты достиг успеха, не надо закрываться в стеклянном замке и пересчитывать золотые сокровища, необходимо помогать максимальному количеству стартапов и предпринимателей. Тогда мы будем на втором месте не только по количеству талантов на рынке (по данным 2015 Global Startup Ecosystem Report), но и по уровню развития экосистемы (сейчас это 15-е место).


Итог очень простой — успех приходит только при планомерной системной работе, но важна роль и удачи. И встреча правильного кофаундера — один из ее важных аспектов.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фото: Patrick Lux/Getty Images, Sean Gallup/Getty Images, Лариса Саенко/ТАСС