Сияние кино

Всё об Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка»

Кинопремия «Бриллиантовая бабочка» —

первое и ключевое мероприятие Евразийской академии кинематографических искусств. Основная цель премии — создать платформу для развития национального кинематографа стран-участниц, подчеркнуть важность духовности, культурной идентичности и гуманистических принципов в современном кино. Вдохновителем идеи выступил Никита Михалков.

Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу.По его мнению, предложение по созданию премии «выходит далеко за рамки национальных границ».

Настоящая культура построена на сострадании и любви — таков код Евразийской киноакадемии. Поэтому главный принцип кинопремии «Бриллиантовая бабочка»:

«Любая правда без любви есть ложь».

Награда кинопремии —
бриллиантовая бабочка.

Поворачивайте её, чтобы детально рассмотреть 

360°

Колонка Никиты Михалкова

Никита Михалков о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»

О качестве сегодняшней кинопремии «Оскар», появлении новой евразийской кинонаграды и критериях отбора, а также о тех, кто сможет сегодня сохранить культуру для человечества.

Читать

Блиц-интервью Владимира Мединского

Владимир Мединский

О том, как Открытая Евразийская кинопремия будет завоёвывать известность и стоит ли режиссёрам по-прежнему ориентироваться на «Оскар» и другие международные конкурсы.

Читать

Драгоценный символ кинопремии

О бриллиантовой бабочке

«Бриллиантовая бабочка» — символ, олицетворяющий веру, любовь и открытость. Как она прошла путь от первых чертежей до готового изделия — рассказал российский художник, создатель бабочки Юрий Купер.

Читать

Кинопремия-2025

Победители кинопремии «Бриллиантовая бабочка»

Церемония вручения наград 2025 года

Читать

Мировой кинематограф

Открытая Евразийская киноакадемия объединяет страны, чьи фильмы редко попадают в голливудскую повестку, но именно поэтому сохраняют подлинность и глубину. Для этих государств кинематограф остаётся живым языком культуры, способом говорить о важном, сохранять память и быть услышанными — несмотря на границы и разные традиции.

Республика Беларусь страна-участник кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
Белоруссия: тихая память
Белорусский кинематограф неразрывно связан с историей партизанского движения — феномена времён Великой Отечественной войны. Режиссёры снова и снова переосмысляют тяжёлые будни оккупации, но, что важно, — показывают её глазами тех, кто пережил страшные годы. Классическим примером стал фильм Элема Климова «Иди и смотри» (1985) по книге белорусского писателя Алеся Адамовича. Действие картины разворачивается в 1943 году в белорусской деревне, куда приходит нацистский карательный отряд и уничтожает всё живое на своём пути. Свидетелем этого ада становится мальчик-партизан, который под гнётом ужаса от увиденного за два дня превращается из жизнерадостного подростка в седого старика. Создавая картину, режиссёр понимал, как тяжела она для восприятия. Поделившись своими мыслями с Адамовичем, Климов услышал в ответ: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». В итоге фильм совместного производства киностудий «Мосфильм» и «Беларусьфильм» посмотрели 29,8 млн советских зрителей. Он был широко показан за рубежом. В 2008 году британский журнал Empire включил картину в список «500 величайших фильмов всех времён». Белорусское военное и партизанское кино — это история, которая во многих кадрах удерживает тишину перед взрывом, замедляет шаг, даёт возможность зрителю ощутить не только подвиг, но и страх, неуверенность, сомнение. И через эти ощущения кино оказывается ближе к живому человеческому опыту войны, чем многие эпические картины. Режиссёры хотят, чтобы зритель следил не только за сюжетом фильма, но прежде всего задавался вопросами: «Что такое оккупация? Что значит война? Почему мы должны об этом помнить?».

Мнения

Представители ведущих российских и зарубежных киностудий и профессиональных сообществ рассказали, какое значение имеет «Бриллиантовая бабочка» для развития международного кино, какую роль Евразийская академия кинематографических искусств может сыграть в укреплении культурных связей и почему подобные инициативы сегодня востребованы.

Карен Шахназаров о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Спасибо Никите Сергеевичу за то, что он придумал идею и продвинул премию. Это важно. Благодарю его за это. Непростое дело — всё это воплотить в жизнь. Но знаю Никиту Сергеевича как человека необыкновенно одарённого и энергичного. Думаю, что ему это по плечам. Так что ему желаю только всяческих успехов. А премии — хороших картин высокого класса. Их качество имеет большое значение для авторитета премии».
Карен Шахназаров, советский и российский кинорежиссёр, народный артист РФ
Александр Адабашьян о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Нам пора избавиться от устоявшегося ощущения, будто всё лучшее и качественное находится за океаном. Если внимательно посмотреть, за что и кому сейчас присуждается «Оскар», становится понятно, кто в данный момент находится в фаворе или кого хотят поддержать. Критерии оценки на «Бриллиантовой бабочке» будут отличаться от оскаровских. Они будут справедливыми, без явного уклона в чью-либо сторону. Это выход на международный уровень».
Александр Адабашьян, актёр, сценарист, художник, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ
Сергей Безруков о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Для меня «Бриллиантовая бабочка» — это возможность свежего дыхания. Кино, культура — это и есть наши мосты, по которым поддерживается, а иногда восстанавливается связь между странами. Подобная кинопремия должна создать целую сеть связей, помогающих чувствовать, как устроен баланс в мире».
Сергей Безруков, российский актёр, сценарист, продюсер, народный артист РФ
Александр Петров о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Увидев название премии, я вспомнил про «эффект бабочки» — теорию, по которой даже самое незначительное действие может иметь колоссальные последствия в будущем, и всего лишь взмах крыла бабочки может вызвать ураган. Не знаю, имели ли в виду это создатели «Бриллиантовой бабочки», но, думаю, взмах её крыла действительно может вызвать ураган. Ураган новых замечательных фильмов, новых талантов, новых впечатлений».
Александр Петров, актёр театра, кино и дубляжа, режиссёр, сценарист, продюсер
Михаил Пореченков о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Главное — проблемы, которые поднимают художники и создатели. Если им есть что сказать, если у них есть желание выразиться, желание привлечь внимание к каким-то проблемам или своим чувствам, то это замечательно. Я думаю, что такие люди найдутся не только у нас, но и в других странах. И в Иране, и в Китае богатейшая история. Художник должен задавать вопросы вечные, разговаривать с Создателем, должно быть какое-то высказывание. Если такое высказывание есть, это замечательно».
Михаил Пореченков, российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий, народный артист РФ
Олеся Железняк о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Хочется пожелать большого творческого пути кинопремии «Бриллиантовая бабочка». Любой подарок получать приятно, это на самом деле подарок и праздник кино. Лозунг «Любая правда без любви есть ложь» — это, собственно, как в Библии написано: «...человек без любви как кимвал звенящий…». А любовь, она долготерпит, всё прощает, любовь приумножает и милосердствует. Бог есть любовь, и с любовью можно всё победить, всё превозмочь, всё перетерпеть».
Олеся Железняк, российская актриса театра, кино, телевидения и дубляжа, заслуженная артистка РФ
Евгений Миронов о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Премия не ограничивается только вручением наград и смотром фильмов, она является частью большего — академии, которая объединит кинематографистов, в том числе начинающих, на мастер-классах и встречах для обмена опытом. Она может дать стимул для взаимного международного сотрудничества. Нам есть чему поучиться, и им есть что узнать от нас».
Евгений Миронов, российский актёр театра и кино, народный артист РФ
Владимир Хотиненко о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Девиз «Бриллиантовой бабочки»— «Любая правда без любви есть ложь» — несёт в себе глубокий смысл. В сложные времена подобные инициативы особенно важны. Но они требуют внимания и бдительности, ведь всегда найдутся те, кто попытается подменить высокие идеи личными амбициями. В случае же с кинопремией, инициатором которой выступил Никита Михалков, есть уверенность, что деятельность будет соответствовать заявленному принципу».
Владимир Хотиненко, советский и российский режиссёр, сценарист, актёр, педагог и телеведущий, народный артист РФ
Сергей Степанченко о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Замечательная и своевременная идея проводить такие масштабные мероприятия, направленные на признание и популяризацию лучших фильмов, на помощь этим фильмам дойти до российского зрителя. К сожалению, мы не очень хорошо знаем, что снимают наши коллеги из стран, которые сегодня идут своим путём развития».
Сергей Степанченко, актёр театра и кино, режиссёр, народный артист РФ
Александра Ребенок о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Я считаю, что призов много не бывает. Потому что, как пел Булат Окуджава, «пряников сладких всегда не хватает для всех». «Бриллиантовая бабочка» — замечательная и давно назревшая идея. И я уверена, что это прекрасное и такое нужное сейчас начинание получит бурное развитие, и 12 заявленных номинаций — это только начало».
Александра Ребенок, российская актриса театра и кино, телеведущая
Бирол Гювен о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«На мой взгляд, символ кинопремии — бабочка — имеет глубокий смысл. Как известно, бабочка живёт недолго, но её появление оставляет неизгладимое впечатление: все зачарованно смотрят на неё и запоминают надолго. Эта идея нашла во мне отклик. Пусть каждый фильм, номинированный на «Бриллиантовую бабочку», оставит след в сердцах зрителей».
Бирол Гювен, генеральный директор департамента по делам кинематографии Министерства культуры и туризма Турции, режиссёр, сценарист и продюсер
Евгений Арендаревич о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Мы видим, как евразийское пространство, создающее это сообщество и премию, стремится к тому, чтобы люди смотрели хорошее, качественное кино. Мы говорим не о технологиях, а о настоящих ценностях, о ценностях героев. Нам нужно кино, которое воспитывает в нас добрых людей, кино о людях, которое показывает человека и рассказывает о человеке».
Евгений Арендаревич, председатель Белорусского союза кинематографистов, продюсер
Фуркат Усманов о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Я считаю, что Евразийская киноакадемия — очень интересная платформа, которая будет поддерживать и развивать авторское и независимое кино, которое не всегда и не везде получает должное внимание по различным причинам и обстоятельствам. Я более чем уверен, что количество стран и кинематографистов, поддерживающих Евразийскую киноакадемию и подающих заявки на кинопремию «Бриллиантовая бабочка», будет только расти».
Фуркат Усманов, узбекский режиссёр, сценарист, продюсер, документалист, руководитель Центра развития национальной кинематографии Узбекистана
Улан Адамалиев о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Мы все стали свидетелями зарождения очень фундаментального и нужного кинопроекта — создания Евразийской киноакадемии и кинопремии «Бриллиантовая бабочка». Это кинопремия, которая отражает дух народов, дух человечества как цивилизации, те смыслы, которые мы уже начали терять под давлением политических и других конъюнктурных моментов».
Улан Адамалиев, директор департамента кинематографии при Министерстве культуры, информации и молодёжной политики Киргизии
Лав Григорие Пайкич о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Очень важно, на наш взгляд, что мероприятие по созданию Евразийской киноакадемии организовано в год 80-летия Победы, потому что наша цель и миссия — через кино распространять универсальные и важнейшие ценности. Кинематограф не только создаёт красоту, но и государство».
Лав Григорие Пайкич, государственный секретарь министерства культуры Сербии, член правящей Сербской прогрессивной партии и продюсер
Мухаммад Анвар о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Церемония презентации кинопремии «Бриллиантовая бабочка» была потрясающей, это была настоящая демонстрация силы и талантов России. Мы понимаем, что Евразийская кинопремия может стать хорошей конкуренцией «Оскару». Мы видим, как сейчас распределяются силы в мире и как не всё гладко, например, в том, как присуждаются награды на премии «Оскар».
Мухаммад Анвар, представитель Министерства телерадиовещания и информации Пакистана
Серхио Арриа о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Если бы Евразийской киноакадемии не существовало, её следовало бы создать. И как раз сейчас появляется киноакадемия в момент зарождения нового многополярного мира. Мы думаем, что академию хорошо было бы расширить — включить и Африку, и Латинскую Америку, но мы понимаем, что это возможно в процессе будущего роста. Всё, что происходит сейчас, — отличное начало, хороший первый шаг».
Серхио Арриа, заместитель министра культуры Венесуэлы
Алексис Триада Эрнандес о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«Нам запомнилась братская открытость, с которой Никита Сергеевич обращается ко всем странам, которые здесь присутствуют. Мы очень разные народы — от Сенегала до Ирана, от Венесуэлы до Сейшел, от Туркменистана до самых отдалённых уголков. При этом мы имеем возможность сесть вместе и обсудить сотрудничество — это уникальная возможность, которой мы должны воспользоваться в полной мере».
Алексис Триана Эрнандес, председатель Института кинематографии Кубы
Раид Фаридзаде о кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
«На презентации награда — «Бриллиантовая бабочка» — была представлена особенно красиво. У нас в Исфахане проводится свой фестиваль молодёжного и детского кино. Награда, которая вручается на этом фестивале, тоже представлена в виде бабочки, только золотой. Поэтому «Бриллиантовая бабочка» вызывает у меня такие созвучные образы: в нашей стране бабочка тоже символизирует юность, надежду и стремление к будущему».
Раид Фаридзаде, заместитель министра культуры Ирана, глава кинематографической организации Ирана