«Главное отличие «Бриллиантовой бабочки» — самостоятельность и свобода для созидания»
Владимир Мединский ответил на вопросы ТАСС о Евразийской киноакадемии и Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка», о том, как премия будет завоёвывать известность и стоит ли режиссёрам по-прежнему ориентироваться на «Оскар» и другие международные конкурсы.

— Какие ключевые задачи вы как куратор Евразийской киноакадемии и премии обозначили бы в первую очередь? В чём вы видите свою миссию?
— И миссия, и ключевая задача тут только одна: работа. Она предстоит большая. «Оскару» понадобилось 10 лет, а то и больше, чтобы получить известность. Хотя с организационной точки зрения им было легче — это одна Американская киноакадемия. Как наш «Золотой Орёл». Но «Оскар» в итоге сумел завоевать мир.
Наша задача куда сложнее — объединить государства, национальные киноакадемии. Если сейчас мы не создадим вместе со странами евразийского пространства альтернативную площадку, мы по‑прежнему будем плыть в чужом фарватере. А он уже совсем не тот, что был в эпоху голливудских блокбастеров, ставших мировой классикой. Уверен: всё получится.
— «Бриллиантовая бабочка» будет конкурировать с уже существующими международными кинопремиями. Что, на ваш взгляд, она сможет противопоставить «Оскару»?
— Наш главный принцип в лозунге кинопремии: «Любая правда без любви есть ложь». Премия создавалась не как аналог западных наград, а как самостоятельная. Основное внимание — на то, как использовать силу кинематографа для сохранения настоящих человеческих ценностей, а не в механистическом соблюдении искусственных требований западной конъюнктуры.
Ни в коем случае не призываю к лакировке действительности. Настоящее кино всегда затрагивает болевые точки общества. При этом камера становится инструментом преображения действительности, а не выступает в роли пассивного наблюдателя. Основное отличие «Бриллиантовой бабочки» — самостоятельность и свобода для созидания.
— Стоит ли режиссёрам, которые будут номинировать свои работы на «Бриллиантовую бабочку», перестать ориентироваться на «Оскар», «Сезар», премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) и другие международные конкурсы?
— Речь не идёт о том, чтобы режиссёры отказались от участия в других международных кинопремиях. Важно, чтобы для достижения мирового признания они не шли на искусственные компромиссы, выхолащивающие художественную ценность произведения и оставляющие взамен лишь гендерные и иные квоты.
Надеюсь, что «Бриллиантовая бабочка» станет гораздо более значимым источником мотивации для режиссёров евразийского пространства. Будет реальной площадкой свободного художественного высказывания.