Стартующий в четверг в Ханты-Мансийске турнир претендентов на шахматную корону проводится лишь спустя год после аналогичного турнира в Лондоне. Подобное происходит впервые в истории. 12 месяцев - много это или мало? С одной стороны, за истекший период норвежец Магнус Карлсен и индиец Вишванатан Ананд успели поменяться местами: как и ожидалось, претендент стал чемпионом, а последний - наоборот. Кроме того, в шахматном мире в это время продолжился неизбежный процесс смены поколений: "юные" все поступательнее восходят на Олимп, а "старики" пробуксовывают все чаще и чаще… Но, с другой стороны, этот процесс не нашел полного отражения в составе участников нынешнего соревнования. Так, согласившись играть в турнире претендентов, Ананд не допустил в него итальянца Фабиано Каруану, который наверняка был бы одним из фаворитов в Ханты-Мансийске. Кроме того, среди участников соревнования в Югре нет и американца Хикары Накамуры, которому, скорее всего, была уготована подобная же роль. Да, стоит признать, что при определенных обстоятельствах и Каруана, и Накамура могли бы выиграть нынешний турнир. Но что дальше? Были бы у них шансы в матче против Карлсена? А вот здесь для любого шахматного профессионала ответ ясен, как божий день: нет, нет и еще раз нет, так как Магнус, в сравнении с упомянутыми игроками, - это просто шахматист иной орбиты и, пусть меня простят итальянец и американец, иного уровня таланта.
Так кто же из претендентов может летать на одной орбите с Карлсеном? По классу - трое: Вишванатан Ананд, Владимир Крамник и Левон Аронян, а по потенциалу - Сергей Карякин. Однако очевидно, что Ананд уже давно ментально превратился в ветерана и не способен сегодня вести борьбу с полным напряжением сил. Крамнику же будет очень трудно дважды войти в одну и ту же воду и повторить прошлогодний подвиг, когда качество его игры во втором круге лондонского турнира претендентов восхитило весь мир. Увы, последующие выступления экс-чемпиона мира показали, что Лондон был лишь великим эпизодом в его поздней карьере. Карякину, чтобы подтвердить свой класс, нужно быть в итоговой тройке, но реалии пока таковы, что на победу в турнире он сможет рассчитывать лишь в том случае, если окажется в прекрасной игровой форме. Для Ароняна же нынешний турнир - это, думается, последний реальный шанс не только побороться за право сыграть матч на первенство мира, но и попробовать замахнуться на большее. Право на это армянский гроссмейстер заслужил всей своей карьерой и своим огромным талантом. Надо только, чтобы не подвели нервы. Аронян - шахматист бесконечно оригинальный и творческий. Вся его игра соткана из свежих, ни на что не похожих решений. И это в перспективе может стать серьезным испытанием для Карлсена.
Вместе с тем, необходимо признать, что действующий чемпион будет фаворитом матча, кто бы ни победил в Ханты- Мансийске. Но именно Аронян, с учетом имеющегося у него сплава пока еще приемлемого возраста, а также огромного таланта и мастерства, способен создать Карлсену наибольшие проблемы и сделать поединок за корону по-настоящему интересным и содержательным.
Турнир претендентов - это, как всегда, загадка с одним неизвестным. Надо признать, что далеко не всегда победу в таких соревнованиях одерживали фавориты. Нередко они не справлялись с нервным напряжением на фоне всеобщего ожидания их успеха. Год назад подобная история чуть было не произошла и с Магнусом Карлсеном, которому все прочили победу. Но в дело вмешались "высшие силы": за тур до конца лондонского турнира на помощь норвежцу пришел азербайджанец Теймур Раджабов, который в абсолютно ничейном эндшпиле внезапно "заиграл в поддавки". А затем последовала незабываемая трагикомическая концовка, когда в последнем туре проиграли оба лидера - Карлсен и Крамник, после чего при равенстве очков в дело вступил такой неоднозначный показатель как число одержанных побед, которых у Магнуса оказалось на одну больше.
Далеко не факт, что Ханты-Мансийск-2014 сможет сравниться с Лондоном-2013 по внутренней интриге, хотя изначальная вероятность непредсказуемости сценария в нынешнем турнире выше, чем в прошлогоднем. Даже при том обстоятельстве, что большинство взоров экспертов и устремлено в сторону Ароняна, в Югре все же нет столь явного фаворита, каким в Лондоне был Карлсен. Нельзя исключать достаточно ровного шествия по всей длине турнирной дистанции сразу нескольких лидеров. Хотелось бы только надеяться на то, что победитель на этот раз определится по очкам, а не по дополнительным показателям, чтобы никто не оспаривал легитимность одного из участников будущего матча за корону.
Максим Рыжков, обозреватель ИТАР-ТАСС.