20 ноября 2022, 19:39
Формула-1

Безупречный Ферстаппен и провалы "Феррари". Завершился сезон "Формулы-1"

Пилот "Ред Булл" Макс Ферстаппен (на первом плане). EPA-EFE/ ALI HAIDER
Пилот "Ред Булл" Макс Ферстаппен (на первом плане)
Сезон прошел при подавляющем преимуществе "Ред Булл" и его лидера нидерландца Макса Ферстаппена

МОСКВА, 20 ноября. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Очередной сезон чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" завершился в воскресенье в Абу-Даби. Он прошел при подавляющем преимуществе "Ред Булл" и его лидера нидерландца Макса Ферстаппена, которые гарантировали себе победу в обоих зачетах задолго до финиша чемпионата.

Интригами на финальном этапе была борьба за вторые места в личном и командном зачетах. Мексиканец Серхио Перес ("Ред Булл") и монегаск Шарль Леклер ("Феррари") приехали в Абу-Даби с одинаковым количеством очков. На прошлом этапе оба не получили поддержки от партнеров по командам - Ферстаппена и испанца Карлоса Сайнса - младшего соответственно: нидерландец проигнорировал указания команды и не стал пропускать вперед мексиканца, аргументируя тем, что у него есть на это причины, а монегаск чуть ли не со слезами на глазах несколько раз по радио просил команду подумать о положении в чемпионате, намекая на то, чтобы Сайнс уступил ему позицию, но так и не нашел понимания. В итоге соперники все решили самостоятельно: Леклер финишировал вторым, Перес - третьим.

Второе место Леклера - это явно не то, на что рассчитывали сам пилот и его болельщики после стартовых этапов. В начале сезона болиды "Феррари" были самыми быстрыми на трассе - монегаск выиграл две гонки из трех, еще в одной финишировал вторым и показал три быстрых круга, в то время как Ферстаппен за этот отрезок дважды сошел с дистанции и однажды выиграл. Но затем с "Феррари" стали происходить просто необъяснимые вещи. Команда наделала столько тактических ошибок, что болельщикам оставалось только хвататься за голову и задаваться вопросом, как такое может происходить в топ-коллективе, который ведет борьбу за титул. "Феррари" еще повезло, что у Леклера мягкий характер и он все это молча терпел и не выносил сор из избы, лишь изредка позволяя себе проявлять эмоции. Будь на его месте Ферстаппен - итальянцам не поздоровилось бы.

"Феррари" и вовсе могла стать третьей по итогам чемпионата - под конец сезона проваливший подготовку к новому техническому регламенту "Мерседес" набрал темп и перед заключительной гонкой отставал от итальянского коллектива на 19 очков. Британцы Джордж Расселл и семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон почти весь сезон боролись со своими болидами, которые тяжело управлялись, и лишь во второй его половине смогли постоянно бороться за попадание на подиум и иногда за победу. Единственную победу команде на предпоследнем этапе сезона принес Расселл, она же стала первой в карьере молодого британца, а вот Хэмилтон впервые не смог выиграть ни одной гонки и завоевать ни одного поула в чемпионате и в третий раз в карьере уступил напарнику по команде по итогам сезона. Отыграть 19 очков отставания в Абу-Даби "Мерседес" не смог, но учитывая все сложности, и третье место команда может считать успехом.

Что до Ферстаппена, то от него требовалось немного - просто не совершать ошибок, с чем он успешно справился. Нидерландец установил новый рекорд "Формулы-1" по победам за сезон - 15, превзойдя достижение немцев Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля (по 13). Преимущество Ферстаппена было настолько очевидно, что он считался фаворитом у букмекеров, даже когда стартовал в гонке 15-м. Если прошлогодний титул нидерландца еще может кто-то считать несправедливым, то в этот раз чемпионство Ферстаппена абсолютно заслуженно.

Норрис и "Альпин" - чемпионы второго эшелона

Титул лучшей команды после топ-3 завоевал "Альпин" в составе француза Эстебана Окона и двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. Между пилотами были достаточно напряженные отношения, испанец не раз выражал недовольство действиями партнера по команде на трассе, что во многом поспособствовало решению Алонсо покинуть коллектив по окончании сезона, причем сделал он это в ультимативной форме - просто поставив команду перед фактом. Но внутренний конфликт не помешал "Альпин" стабильно набирать очки в гонках и занять итоговое четвертое место.

Это стало возможным и благодаря слабым выступлениям "Макларена", а точнее, одного из его пилотов - австралийца Даниэля Риккьярдо. После ухода из "Ред Булл" карьера гонщика идет по нисходящей и в завершившемся сезоне достигла низшей точки. Австралиец вчистую уступил напарнику британцу Ландо Норрису, который в одиночку тащил команду и стал чемпионом второго эшелона. Такие результаты Риккьярдо не могли остаться без внимания со стороны руководства команды, которое приняло решение прекратить с ним сотрудничество. В следующем сезоне его заменит молодой австралиец Оскар Пиастри, которого "Макларен" "увел" у "Альпин" - французский коллектив уже даже объявил его боевым пилотом команды на следующий сезон, однако, как оказалось позднее, никаких юридических прав на это у них не было.

Заметного прогресса добилась "Альфа Ромео", занявшая шестое место в Кубке конструкторов. Правда, команде в составе финна Валттери Боттаса и новичка китайца Чжоу Гуаньюя удалась только первая половина сезона, но набранных на этом отрезке очков хватило им для сохранения позиции в Кубке конструкторов. По дополнительным показателям им уступил "Астон Мартин" в лице Феттеля и канадца Лэнса Стролла. Первый выжимал из машины максимум и набрал больше очков для команды, второй продолжил вселять страх в соперников, совершая необдуманные действия на трассе и зарабатывая за это штрафные баллы. Гонка в Абу-Даби стала последней в карьере в "Формуле-1" для Феттеля, в следующем году уму-разуму Стролла будет учить другой чемпион мира - Алонсо.

Приятно удивил "Хаас", который перед стартом чемпионата из-за ситуации на Украине разорвал контракт с российским гонщиком Никитой Мазепиным и титульным спонсором "Уралкалием". Команда была одним из аутсайдеров в последние сезоны, однако в завершившемся пилоты коллектива Кевин Магнуссен и немец Мик Шумахер не раз финишировали в очковой зоне, а на этапе в Бразилии датчанин и вовсе завоевал поул-позицию, первую в истории команды, пускай и за счет удачного стечения обстоятельств. И если результаты Магнуссена у команды не вызывали вопросов, то к сыну семикратного чемпиона мира у коллектива было немало претензий. Шумахер, как и в прошлом сезоне, продолжил попадать в частые аварии, что заметно било по кошельку не очень богатой команды, а очков приносил куда меньше, чем партнер по команде. В итоге руководство не стало продлевать с ним контракт и пригласило на следующий сезон опытного немца Нико Хюлькенберга.

По сравнению с прошлым сезоном регресс случился у "Альфа Таури". Француз Пьер Гасли был блеклой тенью самого себя и едва не заработал дисквалификацию на одну гонку, набрав немало штрафных баллов. От его партнера по команде японца Юки Цуноды подвигов особых было сложно ожидать, но в грязь лицом он не ударил. Отчаявшись получить второй шанс в "Ред Булл", Гасли принял решение сменить команду и в следующем сезоне станет напарником Окона в "Альпин". Его место в "Альфа Таури" займет нидерландец Ник де Врис, который в завершившемся сезоне на одну гонку подменил в "Уильямсе" Александера Албона из Таиланда и сразу же финишировал в очковой зоне. Что до британской команды, то она стала безоговорочным аутсайдером сезона. Албон и канадец Николас Латифи на двоих четыре раза финишировали в топ-10. Последнего в 2023 году в составе "Уильямса" заменит американец Логан Сарджент.