16 декабря 2022, 10:00
Статья

"Снова покататься на своих двоих". В России сделали первый спортивный протез

Два года назад член инженерной команды Warp DM Александр Косарев попал в ДТП, где лишился ноги. Он не хотел бросать сноуборд, и коллеги предложили сделать ему спортивный протез. Так появился первый отечественный аналог зарубежным изделиям, который был презентован 30 ноября на VII Национальном форуме реабилитационной индустрии и универсального дизайна "Надежда на технологии". Как создавалась "нога" для катания на сноуборде, будет ли она доступна в этом зимнем сезоне и кому — в материале ТАСС
Анастасия Харчишена/ ТАСС

"Все началось с пластиковых мечей и шлемов"

На протяжении трех лет, с 2015-го года по 2018-й, Александр Косарев работал специалистом по подбору персонала в ФОДО "Образ" (сейчас — RoboUniver), где дети обучались робототехнике. Со временем компания получила грант на закупку станков и оборудования, среди которого были 3D-принтеры и лазерный резак. Ко второму все были равнодушны. "Коробка из-под станка полгода стоит в коридоре, никто этим не занимается. Как что-то со словом "лазер" можно не распаковывать столько времени?" — задавшись этим вопросом, Косарев захотел поменять свою профессию на специалиста, разбирающегося с инженерным направлением внутри компании. 

Тут и пригодился опыт по подбору сотрудников. За все время работы Косарева в компании мимо него прошло больше тысячи человек, и с некоторыми из них Александр решил продолжить сотрудничество в новой должности. Вместе с командой преподавателей по робототехнике они запустили покрывшееся пылью оборудование и стали выполнять заказы по 3D-печати, на тот момент "очень простенькие".

Макс Соцков, Юрий Константинов и Александр Косарев. Анастасия Харчишена/ ТАСС
Макс Соцков, Юрий Константинов и Александр Косарев

В 2018 году он вместе с Юрием Константиновым и Максом Соцковым создал конструкторское бюро Warp DM. Сначала, когда они получали первый опыт, разбирались, как правильно рассчитывать прототипирование, могли продать клиенту разработку за 30 тыс. рублей, в то время как в производстве она стоила 300 тыс. Ребята в основном "печатали пластиковые мечи и шлемы", делали экспонаты для автомузея. Позже добавились заказы посерьезнее — например, перепроектирование деталей комплекса приема спутниковых данных. Этот заказ пришел в бюро в день, когда Александр попал в аварию и лишился ноги.

"Большинство здесь из-за ДТП"

Шесть лет назад, в свои 23, Косарев впервые встал на сноуборд и спустя год поехал в горы, на Красную Поляну. Несмотря на то что он "постоянно катался", Александр "попал в профессиональный спорт через мотоцикл". По его словам, основные поставщики спортсменов в парасноуборд — это мотоциклы и онкология с ампутацией. 

2 сентября 2020 года Косарев попал в ДТП. На Волоколамском шоссе велись работы, "и строители решили перегнать трактор перпендикулярно через три полосы, не остановив движение". Косарев сбавил скорость до 50 км/ч, но это не помогло. "Трактор из-за стены я ожидать не мог и увидел его, только когда его ковш был на первой полосе, а тракторист меня заметил, только когда ковш был на второй", — вспоминает Александр. Край ковша влетел в колено, как итог — травматическая ампутация на месте. 

В тот же день бюро получило свой первый крупный контракт, и времени на больничный не было. "Я очнулся в реанимации, узнал, что у нас все получилось. На следующий день мы с ребятами созвонились, определили, какой у нас план действий, мне притащили ноутбук, я простые вопросы, которые через ноутбук мог решать, делал, ребята занимались своей частью работы", — рассказывает Косарев.

Приближался зимний сезон, а бросать сноуборд не хотелось. Тогда технический руководитель компании Юрий Константинов сказал: "Если мы разрабатываем кучу различного оборудования, почему бы не сделать тебе ногу?" Так команда инженеров решила вместо покупки готового протеза вложить деньги в разработку собственного продукта. "Хотелось не просто персонально модернизировать протез только себе. Наша задача — сделать это серийно, чтобы обычный человек, который не разбирается в инженерии, мог взять себе ногу и поставить", — говорит инженер-конструктор Максим Соцков.

Аналоги

Существует три производителя спортивных протезов: американские BioDapt и Easy Ride и немецкий Ottobock. Стоимость и сроки доставки в Россию довольно немалые. "Чего-то такого, что мы не смогли бы спроектировать в своем конструкторском бюро, там не было", — утверждают инженеры Warp DM.

"Как сделать так, чтобы стало лучше?"

Сидеть без сноуборда Косарев не мог и уже через два месяца после ампутации ноги поехал кататься, хотя "катанием это сложно назвать" (позже он вошел в резервный состав сборной России по парасноуборду). На тот момент у него стоял обычный механический коленный модуль, не приспособленный для занятий спортом. "Это были первые тесты, чтобы понять, что нужно, — уточняет Александр. — Для сноуборда, если мы выпрямляем обычный протез, это значит, что мы больше не можем на него присесть. Это значит, что мы не можем на него поместить вес. В целом, получается, катаемся только на одной ноге, а правую пристегиваем для того, чтобы доска шла хотя бы примерно в ту же сторону, куда ты хочешь".

Анастасия Харчишена/ ТАСС

Потом он получил колено с микропроцессором, с ним поехал выступать на чемпионат России. Но и этот не подошел: "Да, колено сгибалось и могло держать вес, но все еще не амортизировало приземления, что увеличивало вероятность получения травмы". 

Чувство "безумной усталости" и постоянные удары в позвоночник, которые в дальнейшем могли привести либо к грыже, либо к зажатию нервов, — через все это нужно было пройти, все это нужно было протестировать на себе, чтобы обрести уверенность в своем продукте. "Это не ручка для написания текста, где никто не пострадает, если закончились чернила. Тут вплоть до летального исхода, если что-то пойдет не так", — говорит Косарев.

После выступления на чемпионате в феврале 2021 года у команды появились первые наработки того, каким должен быть спортивный протез. И за полтора года, поездив по миру и пообщавшись со спортсменами из Финляндии и Нидерландов, команда инженеров завершила финальные эскизы. 

Почему обычный не подойдет?

Для катания на сноуборде, утверждает Косарев, прямая нога не подойдет, нужно, "чтобы колено было подсогнуто". Поэтому обычные механические протезы отпадают. 
В случае с гидравлическим коленом — оно уже может держать человека под углом, но блокируется под нагрузкой. И при приземлении на такую жесткую ногу спортсмен в лучшем случае ломает протез, а в худшем — рискует потерять и вторую ногу. 

Колени с микропроцессором также ничего не амортизируют, то есть не могут ни поглотить энергию удара, ни отдать ее обратно, чтобы выпрямить коленку. Беговому протезу это по силам, однако он может амортизировать колено, только если оно выпрямлено. 

Для занятий такими видами спорта, как сноуборд, вейкборд, мотокросс, даунстил, маунтинг-байк, нужен спортивный протез, который может амортизировать удары под углом. "Сноуборд — это явная демонстрация того, что может делать протез. Поэтому мы и решили влезть в разработку", — рассказывает Косарев.

В Warp DM закладывают еще около месяца на доработку протеза, чтобы этой зимой все желающие могли его купить и не пропустить горнолыжный сезон-2022/23, а главное — почувствовать, что "у тебя, оказывается, снова может быть две ноги". Приобрести коленку со стопой можно будет как самостоятельно, так и по компенсации от государства. Пока команда не называет точную стоимость, но отмечает, что это будет дешевле зарубежных аналогов как минимум потому, что "необходимость вести откуда-то кучу компонентов отсутствует". Разработчики говорят, что большая часть задач может быть реализована и на территории России. 

Металл и болты — это то, что у нас в стране все-таки есть
Warp DM
конструкторское бюро

С момента ДТП команде инженеров поступало все больше и больше заказов, и времени на рефлексию и мыслей об аварии у Александра уже не было. "Местами было грустно, иногда и сейчас бывает, но это не чаще, чем у любого другого человека. Нужно думать не о том, что и почему у тебя хуже, чем у кого-то. Надо думать, что ты хочешь и как этого можно добиться, вот и все. Так и получилась история про группу инженеров, которая решает свои вопросы, вопросы клиентов через такой рациональный подход, задаваясь простым вопросом, как сделать так, чтобы стало лучше", — говорит Косарев.

Анастасия Харчишена 

Теги:
Россия